РАЗВИТИЮ РЫНКА «ОБЛАЧНЫХ» СЕРВИСОВ В РОССИИ МЕШАЮТ НЕ СТОЛЬКО МЕДЛЕННЫЙ ИНТЕРНЕТ И НЕДОВЕРИЕ ЗАКАЗЧИКОВ, СКОЛЬКО НЕЗРЕЛОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БИЗНЕСА И СЛАБАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОМПАНИЙ.
К двум извечным российским проблемам поставщики SaaS−решений — программных продуктов, предоставляемых пользователям в виде сервиса (soft as a service, «софт как сервис»), — готовы добавить еще пару: жадность интернет−провайдеров, взимающих непомерную плату за доступ в Сеть, а также недоверие заказчиков к хранению данных в дата−центрах провайдеров. По крайней мере, в любой беседе с представителями молодой российской индустрии SaaS эти темы звучат постоянно. Как бы то ни было, перспективный сегмент умудряется динамично развиваться. Так, по оценкам аналитической компании J’son & Partners, в прошлом году объем рынка SaaS в стране составил от 2,7 до 5 млн долларов, а в 2010−м следует ждать существенного прироста показателей.
В традиции SaaS программы и вычислительные мощности предоставляются в качестве услуги. Как все это на самом деле работает, не должно волновать потребителя, который вносит абонентскую плату — и пользуется предоставляемыми возможностями. Все остальные процессы совершаются в «облаках» — такова логика набирающей силу традиции cloud computing.
Следует признать, что поставщикам SaaS−решений пока не удалось доходчиво объяснить потенциальным потребителям суть подобной формы применения программного обеспечения. А ведь на самом деле все просто. Софт не устанавливается на жесткий диск компьютера пользователя, функционирует на мощностях сервисной компании. Работа идет через веб−интерфейс, а оплата вносится по факту предоставления сервиса. Вот и вся премудрость.
Непривычно. Зато больше не нужны лицензии, походы в магазин программного обеспечения за коробками с софтом отменяются, а контролеры, нагрянув с проверкой чистоты используемого программного обеспечения, уйдут ни с чем.
Преимущества и экономическая выгода подобных решений очевидны. Однако для того, чтобы российский бизнес смог вкусить всех прелестей SaaS, требуются стопроцентно надежный широкополосный доступ в Интернет и готовность самих потребителей примириться с мыслью о том, что их данные хранятся на «чужом» сервере, а не на их собственном, упрятанном в тщательно оберегаемом системными администраторами царстве проводов и гудящих вентиляторами охлаждения ящиков. Удастся ли представителям свежей ветви индустрии информационных технологий преодолеть эти барьеры? Сергей Горлов, один из соучредителей и президент компании «Апрентис», уверен: все технические проблемы вполне решаемы. Куда труднее переломить привычки и менталитет руководителей множества российских предприятий, все еще стремящихся «купить» желаемый результат, не прилагая со своей стороны никаких усилий.
И хочется и колется
Идея создания «облачного» сервиса, помогающего топ−менеджменту компаний управлять ежедневной операционной деятельностью на основе подробных ответов и точных сведений, появилась у Сергея Горлова и Антона Чижова не с чистого листа. Поработав некоторое время в американской InvisibleCRM, сотрудничавшей с пионером SaaS−рынка Salesforce.com, будущие партнеры решили: пришла пора и на российский рынок вывести компанию, способную предложить малому и среднему бизнесу доступ к полноценным бизнес−решениям через Интернет. Решениям, в традиционном формате (покупка лицензий) недоступным для небольших компаний прежде всего в силу высоких цен.
На дворе стоял 2006 год. О модели предоставления программного обеспечения по подписке в России тогда слышали лишь самые продвинутые специалисты, а термин «облака» и вовсе не появлялся на горизонте. Однако партнеров это обстоятельство нисколько не смущало. Скорее, даже напротив. «В этом и заключается смысл антрепренерства — побороть любой страх и рискнуть, — говорит Сергей Горлов. — Нам казалось, что рано или поздно такие решения станут массовым явлением. Именно эта вера и переборола страх».
За три месяца учредители стартапа сумели найти инвестора, согласившегося вложиться в проект. Еще полгода ушло на создание и первичную обкатку ядра системы, после чего Горлов и Чижов отодвинули подальше клавиатуры и мониторы, уселись за телефоны и принялись обзванивать всех знакомых предпринимателей с предложением опробовать новый программный продукт, а заодно и новый метод работы.
— Деньги нас тогда не интересовали, — улыбается Горлов. — Куда важнее было получить опыт эксплуатации и поддержки решения, чтобы понять, как адаптировать его к потребностям и специфике российского бизнеса.
Кроме того, мы хорошо понимали: аналогичные западные приложения созданы по модели, которая в развитых странах уже давно прижилась. Я имею в виду классическую модель маркетинга, продаж и обслуживания. Бизнес на Западе гораздо более стандартизирован, поэтому коробочные приложения вполне надежно работают и требуют лишь отраслевой доводки. Мы же собирались предложить нечто принципиально новое.
Казалось, все поправки на особенности локального рынка были сделаны. Однако вскоре стало ясно, что подводных камней на пути молодой компании гораздо больше, чем ожидалось.
Поначалу Горлов и Чижов полагали, что предоставление программного обеспечения по подписке практически идентично бизнесу сотовых операторов: средний чек с одного пользователя невелик, зато таких пользователей много: «Мы были уверены, что за счет объемов наш бизнес будет развиваться, потому что благодаря SaaS масштабирование от 10 клиентов к 100 в техническом отношении происходит безболезненно». Но западная калька упорно не хотела накладываться на российскую действительность. Поэтому модель, по которой сегодня работает компания, не столько соответствует операторской, принятой в «облаках», сколько напоминает проектный подход, исповедуемый производителями традиционного делового ПО, когда значительная часть средств берется с клиента не за установку решения, а за его подгонку «по фигуре» и внесение изменений в базовый вариант.
ПОСТАВЩИКИ «ОБЛАЧНЫХ» СЕРВИСОВ УВЕРЯЮТ ЗАКАЗЧИКОВ: ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО АРЕНДОВАТЬ КАНАЛ «ТОЛЩИНОЙ В РУКУ» — ПО СЕТИ ПЕРЕДАЕТСЯ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДАННЫХ
Гендиректор «Апрентиса» формулирует свой взгляд на причины такого несоответствия избранной модели и формы ее реализации: «Коробочных решений у нас не бывает априори. Нельзя просто получить логин и пароль, чтобы все сразу заработало. Все равно требуется время на настройку. Плюс — нужны минимальные знания об автоматизации бизнес−процессов со стороны клиента. На Западе с этим справится руководитель практически любой фирмы. А в России даже очень маленькие компании предпочитают поскрести бюджет и получить решение «под ключ». Просто потому, что там ленятся заниматься такими вопросами, предпочитая сосредоточиться на собственном бизнесе. Если же говорить о малых и средних предприятиях, то в этом сегменте руководители не обладают необходимыми навыками и опытом для адаптации ИТ−решений к нуждам своего бизнеса. Максимум профессиональной подготовки в сфере информационных технологий здесь — владение основными возможностями Microsoft Office. В этом смысле наше решение для большинства клиентов — что−то из области rocket science».
В итоге вместо быстрого внедрения «облачного» решения процесс автоматизации затягивается не на один месяц и сопровождается долгими переговорами, написанием технического задания и утомительным его утверждением. «Получается такой же цикл внедрения, как для обычного ПО стоимостью свыше 100 тысяч долларов, — заключает Сергей Горлов. — Увы, проектная модель ограничивает масштабирование».
Нашла коса на камень. Вместо того чтобы наращивать число корпоративных клиентов в геометрической прогрессии, «Апрентису» пока приходится мириться с тем, что заказчиками его услуг становятся по большей части компании, где первые лица любят все новое и готовы рискнуть небольшими деньгами, чтобы попробовать в деле популярную за рубежом метафоричную «облачную» работу с программными приложениями и данными. Есть, впрочем, среди заказчиков и те, кто решился сделать ставку на «облака» из−за кризиса, перечеркнувшего возможность серьезно вкладываться в ИТ.
Портрет среднестатистического клиента Чижова и Горлова ныне — компания, у которой на волне глобальной депрессии возникли серьезные проблемы с управляемостью бизнеса. Руководители пытаются разобраться в первопричинах проблем и сосредоточить в своих руках достоверную информацию обо всех бизнес−процессах. А проще говоря — хотят понять, чем именно заняты люди, которым приходится каждый месяц платить зарплату. «Вот как это выглядит, — комментирует Горлов. — Компания ежегодно тратит миллионы на маркетинг. Колл−центр ежедневно получает сотни звонков от клиентов. Но непонятно, куда все это девается. Со стороны — чудовищная активность, «работа кипит», люди носятся по коридорам с выпученными глазами и уверяют, что у них нет ни секунды свободного времени. Но в итоге оказывается, что фактически закрывается две–три сделки. А нужны — десятки. И у собственников, топ−менеджеров возникает острая необходимость получить ответ на главный вопрос: почему? Тем временем наша система неплохо научилась отвечать именно на такие вопросы».
Впрочем, и авторам стартапа требуется сегодня решить несколько острых проблем. Жаль, неоткуда ждать подсказки. По сути, Чижов и Горлов оказались перед дилеммой, с которой сталкиваются все молодые инновационные технологические фирмы. Для того чтобы продолжать развивать бизнес, требуются дополнительные инвестиции. А для этого, возможно, придется продать компанию стратегическому инвестору. В качестве такового вполне может выступить крупная софтверная компания, оценившая перспективы рынка SaaS и стремящаяся дополнить линейку классических продуктов экзотическими, но пользующимися все большей популярностью «облаками». В теории все очевидно. Но на практике это означает потерю самостоятельности. Тем более что крупные игроки обычно быстро ассимилируют, «переваривают» поглощенные активы существенно меньшего масштаба.
— Начиная проект, мы с Антоном обсуждали этот вопрос и понимали, что прежде всего нам нужна схема «выхода» из бизнеса, — вспоминает Горлов. — Что же, сегодня мы подошли к точке принятия такого решения. Сегодня у нас две возможности. Первая — выйти и забрать выигрыш. Вторая — рисковать дальше и сорвать банк. С одной стороны, у нас полно других идей, которыми можно было бы заняться. С другой — мы как−то прикипели к «Апрентису». И модель, и бизнес, и клиенты у нас очень интересные. Нам понравилось работать с заказчиками. Ведь своим решением, своим продуктом мы действительно можем реально помочь предпринимателям и руководителям вести бизнес в нашей стране.
Небесная автоматизация
Основная масса клиентов «Апрентиса» сосредоточена в столице. Причина проста: сервис все еще находится в стадии бета−тестирования, и партнеры пока не думали о региональной экспансии. Однако и другие российские SaaS−провайдеры сталкиваются с похожей ситуацией. Половина клиентов приходится на Москву, около 10–20% — на Санкт−Петербург, и лишь оставшаяся часть потребителей — региональные компании.
Причины очевидны. Именно в двух столицах сосредоточена большая часть так называемых ранних приверженцев, готовых пробовать все новое. Да и цены на доступ в Интернет в Москве и Питере значительно ниже, чем в регионах. А ведь именно быстрый, качественный и недорогой доступ в Сеть является одним из условий использования «облачных» сервисов. «Если говорить о регионах, то нашим сервисом пользуются в основном там, где широкополосный Интернет получил наибольшее распространение, то есть в Поволжье и на Урале», — подтверждает директор компании «Мегаплан» Михаил Смолянов.
Однако поставщики «облачных» сервисов уверяют: чтобы пользоваться их решениями, вовсе не обязательно арендовать интернет−канал «толщиной в руку». Ведь по Сети передается совсем незначительный объем данных. «Если «померить линейкой», то само по себе решение вроде нашего не порождает существенного трафика, — объясняет Михаил Смолянов. — Для постановки или обсуждения задачи требуется всего несколько десятков килобайт — плюс трафик, необходимый для чтения письма−извещения. Действительно мощный трафик порождают как раз «тяжелые» вложения — в частности документы, которые пользователь прикрепляет к проектам. Проще говоря, если с помощью нашей системы «Мегаплан» управлять производством видеоролика либо проектированием какого−нибудь машиностроительного или строительного объекта с их громадными чертежами, то львиная доля интернет−трафика будет потребляться на пересылку именно этих документов. Сама же система на этом фоне практически не будет потреблять коммуникационный ресурс. Но очевидно, что таким пользователям и правда лучше применять коробочное решение, чтобы не гонять по сети «тяжелые» вложения».
Другая уже упомянутая проблема, препятствующая массовому переходу российских предприятий к использованию SaaS, — банальное недоверие пользователей к тому, что корпоративные данные хранятся не на собственных компьютерах, а на удаленной площадке провайдера. Правда, в компаниях, уже использующих SaaS−решения, не склонны преувеличивать эти риски.
«Большинство современных SaaS−решений обеспечивает высокий уровень безопасности, который для малого бизнеса более чем достаточен, — утверждает Виталий Макеев, ИТ−специалист фирмы «ИП Новикова А. С», использующей онлайновую систему складского учета «МойСклад». — Как раз обеспечение безопасности локального приложения — куда более сложная задача, требующая внимания и финансовых затрат, на которых часто проще всего сэкономить, что может привести к потере базы клиентов, финансовой информации и другим нежелательным последствиям. Так что лучше уж доверить безопасность данных специалистам компании−провайдера».
Но не рискуют ли все−таки сторонники «облачных» сервисов в большей степени, чем пользователи привычных программ, «живущих» на жестких дисках настольных компьютеров? Ведь в случае сбоя или потери соединения корпоративные документы и данные могут быть утрачены безвозвратно. Однако поставщики SaaS−решений уверяют: описанная ситуация мало чем отличается от использования традиционного ПО. Хотя некоторая специфика в «облаках» все же присутствует.
— Во всем мире такие споры, возникающие в случае потери данных, решаются посредством соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA) — документа, который заключается между заказчиком и поставщиком услуг, — объясняет заместитель директора по работе с клиентами в России и странах СНГ компании Parallels Алексей Белкин. — В соглашении приводятся описание услуги, права и обязанности сторон, а также критерии качества предоставляемого сервиса. К культуре заключения таких соглашений идет и Россия. Но в нашей стране, даже если такой договор подписан провайдером услуг и его клиентом, процесс выплаты компенсации в случае сбоя или утраты данных будет весьма трудоемким. Это связано и с несовершенством нормативно−правовой базы, и с загруженностью судов и, в конце концов, с недостаточной платежеспособностью небольшого SaaS−провайдера.
Зато у поставщиков таких решений есть все стимулы в максимальной степени обезопасить своих клиентов, да и себя тоже, от подобных неприятностей.
«В случае нашего сервиса благодаря политике автоматического резервного копирования возможность пропажи данных за период более чем в 24 часа практически исключена, — говорит Аскар Рахимбердиев, генеральный директор компании «Логнекс» (сервис «МойСклад»). — Таким образом, наши клиенты находятся в более выигрышной ситуации, чем пользователи локального ПО».
Деньги из воздуха
Один из основных доводов, к которым прибегают SaaS−вендоры, рекламируя свои решения, — простота использования, а также явный финансовый выигрыш, достигаемый за счет применения модели подписки.
«Преимуществом SaaS−решений является понятное и прогнозируемое лицензирование — а значит, довольно просто спрогнозировать и общие затраты предприятия на ИТ, — говорит руководитель отдела корпоративных интернет−решений компании Softline и руководитель проекта Softcloud.ru Антон Салов. — Следует отметить, что отсутствует привязка к конкретному «железу» и к платформе в целом. Использовать SaaS−решения можно даже на мобильных устройствах, в любой точке планеты, где есть покрытие сотовых и беспроводных сетей интернет−доступа».
Для малых и средних компаний, которые как раз и считаются основными клиентами «облачных» сервисов, основным аргументом все−таки является цена вопроса. Вот как оценивает использование обычного и «облачного» решения Алексей Белкин (Parallels). В качестве примера он рассматривает компанию с 10 сотрудниками. Аренда одного почтового ящика у сервис−провайдера, предоставляющего сервис электронной почты бизнес−уровня по модели SaaS, потребует около $10 в месяц. То есть за год такая компания потратит на сервис профессиональной корпоративной почты для всего коллектива около $1 200. «Разворачивая этот сервис традиционным образом, — подчеркивает Белкин, — компания несет затраты на сервер, на аренду места в стойке дата−центра, на программное обеспечение и на системного администратора. Цена вопроса в этом случае — от $7 500 в первый год и не менее $2 000 ежегодно на поддержку сервиса в последующем». Что же, разница очевидна.
Увы, до сих пор реализовать все ИТ−потребности даже небольшой компании исключительно за счет SaaS−решений не удается. Зияющая лакуна здесь — сектор бухгалтерского ПО. «Облачные» варианты такого софта имеются пока лишь для самых маленьких компаний, работающих по «упрощенке». Да и бухгалтеры — возможно, самые консервативные пользователи. И мало кто из них готов расстаться с изученной вдоль и поперек системой от фирмы 1С.
«Построение ИТ−инфраструктуры исключительно на базе SaaS−продуктов, как и совершенно без них, теоретически возможно, — объясняет Антон Салов. — Но на практике среднестатистическая компания использует уже одно–два SaaS−приложения, иногда даже не подозревая об этом. Все зависит от специфики работы компании. Если необходима только электронная почта, база клиентов и элементарная бухгалтерия, нет ничего проще: все эти сервисы уже есть в виде SaaS−решений. А вот «тяжелые» системы проектирования и другие графические приложения пока еще лучше покупать и устанавливать на компьютер по традиционной схеме».
Зато у поставщиков SaaS имеется в запасе еще один аргумент, который, судя по всему, может сработать как раз в сегменте малого и среднего бизнеса. Применение программ в виде «облачного» сервиса не предполагает необходимости ставить такое программное обеспечение на баланс предприятия.
— Все правильно, — говорит Алексей Белкин. — Ведь термин SaaS как раз и означает «ПО как услуга». Так что в большинстве случаев отношения оформляются в одном−единственном договоре на оказание услуг. «Ставить на баланс» такие программы не придется.
* * *
По мнению авторитетных экспертов, у поставщиков SaaS в России большое будущее. Именно это обстоятельство останавливает пока основателей компании «Апрентис» Сергея Горлова и Антона Чижова от скоропалительного выхода из бизнеса и продажи уже вполне зрелого проекта стратегическому инвестору. Ведь предпринимательская премия, которую они получат сегодня, не идет ни в какое сравнение с возможными завтрашними доходами компании. Тем более что «сорвать банк» хочется всем. Хотя бы из спортивного интереса.
Комментарии
2на сайте фирмы предлагается бесплатно поработать в системе 30 дней.