Ведение бизнеса

Курс на биржу

В ответ на вопрос о том, зачем компания, по всем признакам не имеющая финансовых проблем, готовится к первичному размещению акций на фондовой бирже, один из основателей и исполнительный директор «Русских Навигационных Технологий» (РНТ) Иван Нечаев отвечает с улыбкой: «Как минимум затем, что IPO может стать еще одной красивой вехой в развитии компании. Ведь проект с самого начала развивался по классической венчурной схеме».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ — БИЗНЕС-АНГЕЛ — ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ — IPO. МАРШРУТ, КОТОРЫЙ ПРОКЛАДЫВАЮТ «РУССКИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», БУДТО СПИСАН С УЧЕБНИКОВ ПО ИНВЕСТИРОВАНИЮ. ДА И САМА КОМПАНИЯ — УДАЧНЫЙ ПРИМЕР ТОГО, КАК ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ РОСТКИ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ».

В ответ на вопрос о том, зачем компания, по всем признакам не имеющая финансовых проблем, готовится к первичному размещению акций на фондовой бирже, один из основателей и исполнительный директор «Русских Навигационных Технологий» (РНТ) Иван Нечаев отвечает с улыбкой: «Как минимум затем, что IPO может стать еще одной красивой вехой в развитии компании. Ведь проект с самого начала развивался по классической венчурной схеме».

Начиналось все десять лет назад, когда в структуре проектной компании Ruslan Communucations появилось направление телеметрии. И хотя в штате нового отдела поначалу работало лишь три специалиста, разработки, пусть и не сразу, начали пользоваться у заказчиков спросом. Но главное, все прогнозы свидетельствовали: в связи с развитием технологий телеметрии и передачи данных по сетям GSM в ближайшем будущем существенно возрастет интерес к спутниковой навигации. Именно эти перспективы и заставили в 2005 году владельца компании Ruslan Communucations Бориса Сатовского выступить в роли бизнес-ангела, преобразовав отдел в самостоятельную компанию и инвестировав в нее личные средства.

Пойдешь направо…

По просьбе корреспондента «Бизнес-журнала» Иван Нечаев демонстрирует продукцию компании — GPS/ГЛОНАСС-терминалы. Несмотря на скромный внешний вид, эти «коробочки» даже в базовой комплектации позволяют снизить расходы предприятий на эксплуатацию транспорта до 30%.

Внутри, помимо приемника спутниковых сигналов, находится микропроцессор, обрабатывающий информацию о положении автомобиля на местности, а также данные, которые поступают c различных датчиков, следящих за состоянием узлов и агрегатов транспортного средства. Полученные и обработанные данные передаются по каналам сотовой связи в диспетчерский центр. А значит, кроме возможности в любой момент времени выяснить, где именно находится машина, можно проанализировать и такие базовые параметры, как ее маршрут, расход топлива, и целый спектр дополнительных — например, количество подъемов кузова самосвала или силу ускорения и торможения, определяющие стиль вождения водителя.

Таков, в самых общих чертах, принцип действия главного продукта РНТ — системы спутникового мониторинга «АвтоТрекер», которой пользуются крупнейшие российские ритейлеры, логистические компании и гиганты сырьевой экономики. И хотя, по словам Нечаева, наличие на борту модуля ГЛОНАСС — это опция (компания поставляет свое оборудование и без него — только с GPS), технологическая экспертиза в этом направлении — одно из ключевых конкурентных преимуществ РНТ, а использование возможностей российской навигационной системы — один из главных драйверов развития данного рынка. И преимущество это быстро оценили инвесторы. Особенно после того, как в 2008 году председатель правительства Владимир Путин подписал указ об обязательном оснащении государственного транспорта модулями ГЛОНАСС. В роли инвестора выступил «ВТБ — Фонд венчурный», сформированный при участии Российской венчурной компании и вложивший в проект 170 миллионов рублей — в обмен на долю в компании.

«Мы не бегали по рынку и не искали заемных средств, — вспоминает Нечаев. — Деньги у нас были. Однако для того, чтобы развиваться впереди рынка, нам могли понадобиться куда большие финансовые ресурсы. Случилось так, что мы познакомились с Андреем Морозовым, в ту пору управляющим директором фонда. Инвесторы сделали нам предложение, которое нас устроило».

Поспеть за рынком и правда было непросто. Ведь буквально за пять лет в целевом для РНТ сегменте произошли коренные метаморфозы.

В РОЛИ ИНВЕСТОРА ВЫСТУПИЛ «ВТБ — ФОНД ВЕНЧУРНЫЙ», СФОРМИРОВАННЫЙ ПРИ УЧАСТИИ РВК И ВЛОЖИВШИЙ В ПРОЕКТ 170 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ — В ОБМЕН НА ДОЛЮ В КОМПАНИИ

«Вначале это был рынок новаторов, — говорит Иван Нечаев. — Устройства для работы с GPS еще не появились, но всем было интересно, как это может работать. Потом наступила эра «железа»: производители горячо спорили, у кого лучше оборудование. Следом пришла пора связи программного обеспечения и навигационного «железа». Но все равно это был рынок программистов, а не людей, способных говорить на понятном для бизнеса языке. И лишь затем появился рынок услуг, учитывающих интересы реальных потребителей. В итоге сегодня уже никто не интересуется, какое именно аппаратное или программное обеспечение предлагают поставщики решений. Куда важнее результат. Отдача, которая может быть достигнута в результате внедрения систем трекинга подвижных объектов».

Дополнительные инвестиции необходимы были как раз для того, чтобы «не опоздать на поезд». И именно поэтому львиная доля привлеченных средств пошла на новые исследования и разработки. В результате если прежде РНТ покупали у сторонних производителей датчики и другие устройства, используемые системой «АвтоТрекер», то сегодня компания уже разрабатывает и производит такое оборудование своими силами.

Судя по финансовым показателям, инвестиции «пришлись впору». За 2009 год компания заработала 209,5 млн рублей, что превысило показатели предыдущего года на 169,3%. Очевидно, что такие результаты с оптимизмом были восприняты не только руководством компании, но и инвесторами.

Кстати, по словам исполнительного директора «Русских Навигационных Технологий», представители венчурного фонда избрали весьма комфортную для проинвестированного проекта политику. «Они, с одной стороны, не вмешиваются в операционную деятельность, — говорит Нечаев, — что было бы большой проблемой для компании, которая быстро растет. С другой же стороны, они привнесли в нашу работу необходимый организационный элемент. Само наличие совета директоров, на котором присутствуют представители сформированного ВТБ и РВК фонда, очень структурирует мышление внутри компании».

Сегодня в РНТ собираются поставить следующую «GPS-метку» на своем пути. И снова — инвестиционную.

Проложенный маршрут

В апреле 2010 года стало известно, что компания РНТ собирается провести первичное размещение на ММВБ, реализовав в ходе IPO до 20% акций. В компании не озвучивают объем средств, которые планируется привлечь на бирже. Но по экспертным оценкам, динамично развивающееся предприятие может получить сумму, сопоставимую с годичной выручкой — не менее 200 млн рублей.

Привлечь подобные суммы компания вполне могла и иными способами. Однако руководители РНТ стремятся именно к первичному размещению на бирже. И для этого у них есть сразу несколько причин.

— Нам удобно быть публичной компанией, — объясняет Иван Нечаев. — Прежде всего потому, что уверены: то, чем мы занимаемся, является стратегически важным для нашего государства делом. Говорю это без ложной скромности. В этом смысле быть публичной компанией — это, разумеется, высокая ответственность. Но с другой стороны — еще и помощь. Ведь так мы становимся еще более прозрачными для наших клиентов. Впрочем, и само по себе привлечение средств — тоже немаловажная задача. Ведь мы собираемся расти дальше и хотим делать это быстрее других.

Что делать с деньгами, которые будут привлечены в результате IPO, в «Русских Навигационных Технологиях» уже знают. Задача-максимум — удержать существующую долю рынка. Сегодня компания контролирует, по оценкам, около 25%. Однако следует понимать, что четверть рынка сегодня и четверть рынка завтра — принципиально разные показатели. Ведь, по самым скромным оценкам, сегодня системами трекинга, позволяющими отслеживать перемещение транспортных средств, в России оборудовано лишь 3–5% всех грузовых автомобилей.

Ожидается, что в ближайшее время системы спутникового мониторинга начнут пользоваться массовым спросом у небольших и средних компаний (а это примерно четверть всех потенциальных потребителей систем трекинга) и у государственных предприятий, которые также могут обеспечить около 25% сбыта подобных решений. «Сегмент крупных предприятий нам уже понятен, — утверждает Иван. — У нас имеется ряд конкурентных преимуществ в этой нише. Мы понимаем, как общаться с такими заказчиками. Однако имеются еще как минимум две ниши, в которые мы можем выйти. Предприятиям малого и среднего бизнеса на текущий момент никто не предлагает адекватных средств контроля автопарка. То, что разработано для крупного бизнеса, небольшим компаниям не годится. И дело не столько в стоимости. В малом и среднем бизнесе решения, созданные с прицелом на крупные компании, дороги не только с точки зрения цены закупки, но прежде всего — в эксплуатации. Нужно тратить значительные средства, чтобы оперировать системой. Настала пора предложить заказчикам из сегмента СМБ решения, спроектированные «по росту», не вызывающие дискомфорта. Это один из целевых сегментов для нас».

В РНТ полагают, что оптимальным способом продвижения услуг мониторинга транспортных средств для малых и средних компаний может стать операторская модель, в рамках которой все необходимые услуги будут в «упакованном» виде предоставляться по подписке. В таком случае за определенную абонентскую плату клиент сможет получать доступ к уже готовым, кастомизированным отчетам, позволяющим не только вести учет, но и оптимизировать эксплуатацию транспорта. А главное, не нужно приобретать оборудование и программное обеспечение: их можно взять в аренду у поставщика сервиса.

Идея, явно выдержанная в духе передовых тенденций. Однако подобный подход означает для «Русских Навигационных Технологий» развитие розничной модели продвижения. А это потребует не только значительных финансовых вливаний, но и перестройки самого бизнеса. Решить эти задачи и должен помочь очередной поток инвестиций. На этот раз — привлеченных уже на фондовом рынке.

— Для выхода в розничный, по сути, сегмент нам потребуется сильная маркетинговая поддержка, — признается Иван Нечаев. — Плюс — значительные вложения во «внешний вид» решения. Только на подготовку запуска услуги у нас ушло больше года. Очевидно, что и рентабельность бизнеса, построенного на подписке, совсем другая. Вот почему требуется серьезная реструктуризация компании: нужно многое изменить, чтобы «переварить» даже не первую тысячу, а первые 10 тысяч клиентов.

Другой сегмент рынка систем мониторинга транспорта, на который нацелились в РНТ, — госпредприятия. В чем же специфика этого направления? При работе с предприятиями госсектора подписанию контракта, как правило, предшествует длительная процедура тестирования. Сначала работающее решение нужно предоставить «на пробу», и лишь затем заказчик определяется окончательно. Не стоит сбрасывать со счетов и обязательные конкурсные процедуры. Пусть даже, по словам Ивана Нечаева, в большинстве компаний тестовый период заканчивается подписанием контракта, поскольку достигаемая экономия видна сразу.

«За три–четыре месяца система окупается, — утверждает Нечаев. — Судите сами. Например, каждый месяц расходы на ГСМ на один автомобиль составляют в среднем около 70 тысяч рублей. 20% от этой суммы — 14 тысяч. Это и есть экономия, которой можно добиться благодаря использованию системы «АвтоТрекер». При этом стоимость внедрения не превышает 20 тысяч рублей на машину».

Как бы то ни было, специфика работы с госпредприятиями дает о себе знать. Сотрудничать с коммерческими структурами на порядок проще, признается Нечаев. Ведь разговаривать с ними приходится на одном языке — языке бизнеса, который еще далеко не всегда воспринимают чиновники. Да и не все руководители казенных предприятий понимают, зачем нужны эти диковинные GPS/ГЛОНАСС-приемники в принципе. «Приходится объяснять, — говорит Нечаев. — Зато мы, по сути, сами и формируем рынок».

В том, что госструктуры проявят в ближайшее время повышенный интерес к продукции компании, Нечаев не сомневается. Руководство страны недвусмысленно дало понять, что ГЛОНАССу — быть. Кроме того, наличие приемника, способного работать сразу с двумя системами спутникового позиционирования, — это еще и весомый аргумент для экспорта отечественных технологий за рубеж.

В числе приоритетных задач, намеченных руководством РНТ, значится и выход на зарубежные рынки — в первую очередь Азии и Латинской Америки. Почему именно туда? «Мы стараемся начинать с тех секторов, которые сами хорошо понимаем, — объясняет Иван Нечаев. — В том числе общаемся с крупными компаниями, использующими мощный автопарк, скажем, при добыче полезных ископаемых. В тех регионах, которые мы для себя определили в качестве первоочередных, такие компании представлены в избытке».

Разумеется, на новых рынках российской компании неминуемо придется столкнуться с конкурентами. Однако у руководителей «Русских Навигационных Технологий» есть уверенность в том, что из этих баталий компания выйдет победителем.

— Во-первых, мы предлагаем систему мониторинга как законченное решение — «под ключ», — говорит Нечаев. — А во-вторых, готовы интегрировать нашу систему в уже существующие у клиента решения. Между тем некоторые западные поставщики действуют иначе: сначала предлагают установить дорогую ERP/CRM-систему, а уже потом, в качестве «довеска», — систему спутникового мониторинга.

С точки зрения инвестиционного цикла РНТ уже находится в стадии зрелого, сформировавшегося бизнеса. Однако есть все основания утверждать: именно благодаря привлечению средств и опыта инвесторов в сочетании с технологическим потенциалом компания смогла совершить столь бурный прорыв всего за несколько лет.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Интересные материалы

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1