Видеоконференцсвязь стирает пространственные границы
Современные технологии связи с каждым днем становятся более многогранными и объемными. Они получают все большее распространение не только в мире, но и в нашей стране. Так, системы видео-конференцсвязи становятся все более популярными в России. Они позволяют объединять для работы людей, находящихся в различных уголках мира.
Проблемы эффективной коммуникации чрезвычайно важны для современного бизнеса. Личные встречи нередко затруднительны. Электронная почта, телефонные переговоры не в силах решить все возникающие вопросы. И здесь на помощь приходят современные системы видеоконференцсвязи (ВКС), способные оперативно и качественно расширять возможности бизнес-общения.
Видеоконференцсвязь позволяет добавить к средствам передачи данных и голоса обмен визуальной информацией. Возможность партнеров видеть друг друга создает ощущение присутствия всех участников ВКС в одной аудитории. Кроме того, участники встречи могут не только видеть своих коллег, но и демонстрировать им всевозможные документы, небольшие предметы и т.д.
ПРОДВИНУТЫЙ ЗАПАД
Мировой кризис не отразится на развитии рынка видеосвязи, уверены эксперты. По итогам ежегодного исследования аналитического агентства Frost & Sullivan, посвященного новейшим тенденциям в индустрии ВКС, с 2008 по 2014 годы рынок видеосвязи будет увеличиваться в среднем на 16,3%. Причем, по оценкам Frost & Sullivan, в ближайшие годы ВКС будет развиваться не как отдельный вид связи, а как составляющая унифицированных коммуникаций.
Всего в мире видеоконференцсвязью занимаются пять-шесть крупных игроков. В России наиболее известны Tandberg и Polycom.
Видеоконференцсвязь как средство общения в Европе распространена не меньше, чем Интернет. На западном рынке есть немало решений для небольших компаний или частного использования. Например, клиент платит абонентскую плату и пользуется услугами Интернета. За чуть большую плату его провайдер предоставляет ему вместе с Интернетом мини-систему, с помощью которой он может использовать ВКС для общения с людьми из любого уголка мира. Удобство и выгода заключаются в том, что человеку не нужно делать никаких капитальных вложений. Он продолжает платить абонентскую плату оператору с небольшими надбавками и получает систему, передающую видео высокой четкости, в аренду. Получается, что человек платит не за систему как таковую, а лишь за ее использование.
В НАЧАЛЕ ПУТИ
В нашей стране рынок ВКС по сравнению с западным находится на этапе становления, причем как по оборотам, так и по охвату потенциальных потребителей. Его смело можно охарактеризовать как развивающийся. Происходит становление технологий передачи ВКС, операторы связи пока только присматриваются к видеоконференцсвязи как к возможной услуге, рассказывает директор по развитию бизнеса в России и СНГ компании Tandberg Борис Попов. Постепенно и уверенно, хотя все еще фрагментарно, развиваются сервисы, доступные конечному пользователю, растет качество этих сетей, без которого невозможно развитие ВКС.
«Тем не менее сегодня мы стоим на пороге качественного развития ВКС, преобразования его из игрушки для богатых корпораций в инструмент бизнеса для всех без исключения, когда система видеосвязи станет таким же стандартом в офисе, как телефон, факс или копировальный аппарат», - говорит Борис Попов.
Директор по маркетингу компании «Ви-деоПорт» Алексей Власкин также отмечает, что сейчас происходит качественный перелом в умах людей, когда видеоконференции из имиджевого фактора превращаются в инструмент повседневной работы. «Современный уровень технологий, связанных с захватом, передачей и отображением видео, таков, что решения для ВКС можно построить гибко, просто и без значительных затрат, а значит, доступно, - подчеркивает эксперт. - Поэтому в следующие два-три года мы ожидаем значительного роста рынка и прихода сюда новых игроков».
Кроме того, последствия глобального экономического кризиса серьезно заставили компании задуматься об оптимизации бизнес-процессов, в том числе за счет использования систем ВКС.
АКЦЕНТ
Ирина НОВОЖИЛОВА, руководитель группы аналитического маркетинга ОАО «РТКомм.РУ»
За последние 10 лет рынок видеосвязи превратился из премиального в массовый. Кроме основных лидеров в производстве оборудования для видеоконференций -TANDBERG и Polycom - на нем присутствует масса мелких компаний, производящих веб-камеры, плазменные и жидкокристаллические экраны, программные видеотелефоны и многое другое. Существенно увеличилось количество операторов связи, предоставляющих этот сервис. И кардинально изменились протоколы передачи видеосигналов, на смену каналам ISDN пришли IP-сети (не только H.323, но и SIP). Соответственно, также существенно изменилось и качество изображения.
Разрешение Full HD (30 кадров в секунду) понемногу становится бизнес-стандартом, в то время как десятилетие назад речь шла о CIF и QCIF. Не менее существенно изменились скорости передачи: вместо 64 кбит/с для одного ISDN-канала используются каналы до 1Гбит/с и даже больше. Аналогично изменилось количество дополнительных функций, доступных при пользовании видеоконференциями, -загрузка документов, совместная работа с ними, загрузка и просмотр медиафайлов, подключение пользователей только для прослушивания, высококачественное звучание и многое другое. Никакой телефонный разговор или электронное письмо не заменят живого общения. Использование видеоконференций - это всегда средство увеличить взаимопонимание между людьми.
Для территориально распределенного банка будет актуальным как уже ставшее привычным использование видеоконференций для проведения рабочих совещаний и обучений, так и удаленные собеседования с потенциальными работниками, консультации клиентов с экспертами из головного офиса, видеозвонки в службу поддержки или персональному менеджеру. Основным фактором, способствующим развитию видеоконфе-ренцсвязи в России, является резкое увеличение уровня проникновения Интернета в регионах, то есть увеличение протяженности кабельных линий связи всех видов и типов. Видеоконференции не могут работать, если нет кабельной инфраструктуры, предоставляемой операторами связи. Кроме того, важным является эффект образования и обучения.
Узнав и лично опробовав видеоразговор, даже в плохом качестве (например от того же Skype), люди начинают использовать это решение для работы и специально интересоваться возможностями бизнес-видеосистем. Кроме того, стоимость комплекта оборудования для проведения качественных видеоконференций становится все более и более доступной среднему бизнесу. В частном секторе самым актуальным решением будет использование веб-камер, в частности с разрешением HD и доступом к видеоконференциям через Интернет и сети 3G/LTE. В бизнес-секторе будет расширяться использование настольных видеотелефонов рядовыми сотрудниками, а не только руководством, а также наряду с использованием специальных переговорных комнат будет востребованным подключение к видеоконференциям из любого места.
ФАКТОРЫ РОСТА
Эксперты называют несколько причин, вызвавших активизацию рынка систем ВКС. Во-первых, развитие сетей связи. Главным фактором, сдерживающим развитие технологий ВКС, являлась недоступность широкому кругу пользователей сетей связи с качеством, достаточным для использования ВКС. Год-полтора назад благодаря широкому распространению xDSL-технологий и быстрому развитию качества Public Internet (за счет наращивания операторами связи количества и пропускной способности магистральных каналов передачи данных) данный рубеж пройден, отмечает директор по развитию бизнеса в России и СНГ компании Tandberg Борис Попов. Во-вторых, технологии прозрачной передачи видео через Firewall и возможности передачи качественного видео на каналах связи сняли все технические ограничения на широкое использование ВКС для бизнеса и для дома. Public Internet сейчас доступен для ВКС как минимум в крупных населенных пунктах.
Отдельно необходимо упомянуть мобильные комплексы, подчеркивает Борис Попов. Мобильные устройства доступа к сетям передачи данных обеспечили развитие мобильных терминалов ВКС. «И если сейчас это ВКС для ведомств с использованием спутниковых каналов связи с не просто дорогим, а очень дорогим трафиком, то развитие технологий беспроводного доступа, таких как 3G и WiMax, возродило пропавший было интерес к мобильным решениям», - уверен эксперт.
ВИДЕО - В КАЖДЫЙ ДОМ!
Специалисты едины во мнении: перспективы ВКС в России самые что ни на есть оптимистичные.
Видеоконференции проникли в нашу страну вместе с приходом крупных западных банков, привыкших к удобствам современных коммуникаций. По мнению Алексея Власкина, в будущем все больше и больше российских банков будут использовать видеоконференции в своей работе, так как именно они, как правило, имеют распределенную филиальную сеть. Кроме того, добавляет эксперт, все большее число применений ВКС-решениям находят в производственном секторе и образовании, где видеосвязь используется для оперативного управления бизнесом и дистанционного обучения сотрудников.
Огромные расстояния, отсутствие сообщения или затрудненное сообщение между населенными пунктами, а то и внутри городов (яркий пример - московские пробки), широкое распространение легкодоступных каналов связи и наличие территориально распределенных организационных и бизнес-структур - это идеальное сочетание для развития технологии ВКС, уверен Борис Попов.
Главная же перспектива рынка ВКС - это видеоконференцсвязь в каждом доме. Конечно, это задача не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Однако она вполне решаема в обозримом будущем.
АКЦЕНТ
ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ
Сегодня компания ЛАНИТ активно участвует в проектах по созданию системы видеоконференцсвязи (ВКС) для организации эффективной работы территориально распределенных подразделений государственных и банковских структур. «Наши решения ориентированы в первую очередь на поддержку оперативной и управленческой деятельности организаций, которые заинтересованы в повышении общей эффективности работы учреждений, проведении совещаний и оперативном принятии решений», - рассказывает директор департамента систем связи компании ЛАНИТ Дмитрий Деминский.
Создание подобных систем обеспечивает полный пакет услуг по организации и проведению виртуальных рабочих совещаний, обсуждений, мероприятий профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников в режиме реального времени, а также при подключении к корпоративным базам данных и справочникам - поддержку дистанционной совместной работы над документами.
Наверное, не нужно объяснять, насколько актуально и востребованно решение всех этих задач для банковской системы.
Еще одна немаловажная задача, которая решается при использовании систем ВКС, - это снижение затрат на командировочные расходы. Первоначально после внедрения ВКС количество командировок уменьшается на 30%, а затем на 50%. Причем ВКС позволяет не просто уменьшить количество личных встреч, но при этом фактически интенсифицировать сам процесс общения между сотрудниками. В банковском секторе довольно часто применяются «топовые» решения ВКС, или так называемые комнаты телеприсутствия.
Подобные решения внедряются для экономии времени банковских топ-менеджеров. При наличии необходимых каналов связи создается ощущение виртуального присутствия с противоположной стороны.
Телемедицинские центры
Одно из перспективных направлений деятельности ЛАНИТа в сфере систем ВКС - строительство телемедицинских центров на базе оборудования Tandberg. Так, в настоящее время компания строит телемедицинский центр в Московской области. В планах - создание как минимум пяти подобных центров в таких городах, как Москва, Смоленск, Томск. Основные задачи телемедицинского центра - телеконсультации, включающие в себя уточнение диагноза на расстоянии, решение вопроса со стационарным лечением, ведение послеоперационных больных. Пациенту необязательно ехать в клинику на прием к врачу, с медиками можно связаться по локальной сети с помощью терминала видеоконференцсвязи.
Это направление включает также телерадиологию, которая предполагает возможность на удаленном расстоянии отсылать данные ЭКГ, ЭМРТ, биохимического анализ крови в клинику. Важно подчеркнуть, что ЛАНИТ предлагает комплексные решения для телемедицинских центров. И в настоящее время некоторые банковские учреждения, сотрудничающие с определенными клиниками с целью обеспечения должного медицинского обслуживания своих сотрудников, начинают внедрять подобные решения.
Начать дискуссию