Маркетинг

Водка без пива

С 1 января 2010 года пивоваренная отрасль России живет по новым правилам налогообложения: акциз на пиво был повышен в три раза. При этом налог на водку вырос всего лишь на 10%. Законодатели объяснили такой странный дифференцированный подход в фискальной политике заботой о здоровье нации и необходимостью борьбы против алкоголизма. Но не приведут ли эти шаги к прямо противоположным последствиям?

ТОЛЬКО В ПЕРВЫЕ ТРИ МЕСЯЦА СО ДНЯ ТРЕХКРАТНОГО УВЕЛИЧЕНИЯ АКЦИЗА НА ПИВО ЕГО ПРОИЗВОДСТВО УПАЛО НА 19%. НА СТОЛЬКО ЖЕ ВЫРОСЛО ПРОИЗВОДСТВО ВОДКИ. ПРОВЕРЕННЫЙ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ СПОСОБ БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ — БЛАГОДАРЯ ПЕРЕХОДУ К «ЮЖНОЙ» МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ — В РОССИИ, ВИДИМО, ОТЛОЖЕН.

С 1 января 2010 года пивоваренная отрасль России живет по новым правилам налогообложения: акциз на пиво был повышен в три раза. При этом налог на водку вырос всего лишь на 10%. Законодатели объяснили такой странный дифференцированный подход в фискальной политике заботой о здоровье нации и необходимостью борьбы против алкоголизма. Но не приведут ли эти шаги к прямо противоположным последствиям?

Как показывает мировая практика, бороться за трезвость нации лучше всего путем изменения структуры потребления алкоголя как раз в сторону сокращения доли крепких напитков и увеличения — более легких. Эту модель называют также «южной», в противовес «северной» — когда бOльшую часть в общей доле алкоголя занимает крепкий алкоголь. С переходом на южную модель происходит как раз то, чего требуют интересы общества: падает потребление крепких напитков — а значит, и алкоголя в целом. Такой путь прошли в прошлом веке все развитые западноевропейские страны. В том же направлении собиралась двигаться и Россия. Даже не успев достигнуть среднеевропейского уровня, постепенный рост потребления пива за 5 лет (вплоть до 2008 года) принес падение смертности и заболеваний от алкоголизма. Этот неоспоримый факт известен наркологам, этот тренд отражен в официальных ежегодных данных Росстата. И это особенно хорошо видно на примере тех регионов, где потребление именно пива выше, чем в среднем по стране.

Да, мы были все еще далеки от реализации европейской, южной модели потребления алкоголя. В России на долю крепких напитков и суррогатов приходится до 70% всего потребляемого алкоголя, на пиво — лишь 20%. Но самое обидное, что наметившийся было переход забуксовал, когда под лозунгами борьбы за здоровье населения и поиска дополнительных средств для госбюджета развернулась борьба с пивом. А самым ярким примером этой борьбы стали новые акцизы.

В России снова предпочитают рубить с плеча. В результате налоговое бремя на пиво относительно крепких напитков в России оказалось несоразмерно тяжелым. Чиновники столь резкое повышение акцизов объясняют стремлением привести их к европейскому уровню. Формально мы вышли на этот уровень. Но при этом относительная налоговая нагрузка на пивоваров по сравнению с производителями крепкого алкоголя оказалась у нас ныне самой высокой в Европе.

В том числе и в результате всех этих нововведений производство пива уже упало на 19%, тогда как водки — наоборот, выросло на аналогичную величину. В пересчете на чистый алкоголь это значительный рост. По итогам года мы ожидаем, что пивной рынок сократится более чем на 10%.

Негативный социальный эффект в виде увеличившегося потребления водки населением может дополниться другими социальными последствиями. В мае компания Ernst & Young обнародовала результаты своего исследования работы отрасли в первом квартале 2010 года. По данным аналитиков, из-за трехкратного повышения акциза на пиво в ближайшие два года работу могут потерять около 40 тысяч человек, из которых четверть занята в пивоваренной отрасли, а остальные — в смежных.

По расчетам E&Y, повышение акциза на пиво на 200% позволит увеличить суммарные поступления в бюджет от всей производственной цепочки лишь на величину, равную акцизным сборам 2009 года, но не втрое, как ожидалось. Меньший прирост поступлений связан с тем, что на всех этапах цепочки производства снижаются объем сбыта, занятость, рентабельность бизнеса и прибыль. Значительный спад производства пива в I квартале привел и к сокращению налогооблагаемой базы по другим налогам и сборам, которые поступают в бюджет как от пивоваров, так и от смежных отраслей. Стоит ожидать и сокращения инвестиционных программ участников рынка.

СТРАННОЙ ВИДИТСЯ ИДЕЯ ПРИРАВНЯТЬ ПИВО К КРЕПКОМУ АЛКОГОЛЮ ПО ВСЕМ СТАТЬЯМ, РАСПРОСТРАНИВ НА НЕГО ТЕ ЖЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ

К слову, расчет сбора акцизов в пивоварении на основе данных Росстата и Росказначейства показывает, что эффективность сбора налогов в отрасли превышает 98%. Пивоваренный бизнес, в отличие от других отраслей, производящих содержащие алкоголь напитки, не имеет теневого оборота. На рынке отсутствуют суррогаты пивоваренной продукции. В России просто нет контрафактного вложения в производство так велики, что варить нелегально подобие пива просто невыгодно.

Рынок пива регулировать необходимо. В этом нет сомнений. Весь вопрос — как именно. Идей на этот счет всегда было в избытке. Да и сейчас в органы власти подано множество предложений — от лояльных и вполне рыночных до радикальных и несбалансированных. Самой странной видится идея приравнять пиво к крепкому алкоголю по всем статьям, распространив на него те же ограничения и запреты, которые касаются крепких напитков. Такое решение навсегда закроет путь к южной модели потребления.

Есть ли надежда на успешное развитие нашего бизнеса, совместимое с интересами общества? Есть ли те, на кого мы можем надеяться? Да. Прежде всего — на самих себя. Мы, пивовары, — особенно активно с 2004 года — прикладываем немалые усилия к ограничению продажи пива несовершеннолетним, проводя акции «Пивной дозор», «Есть 18? Подтверди!». Этой весной Союз пивоваров России принял решение о добровольном нанесении на упаковку пива напоминания о вреде его чрезмерного употребления. Мы считаем, что пиво не должно продаваться везде. Есть места, где его продажу можно и нужно ограничивать. Мы сами вводим ограничения в ходе продвижения пива, помимо тех, что зафиксированы в законе «О рекламе». Вселяет некоторую надежду и инициатива правительства по введению минимальной цены на крепкие алкогольные напитки. Если эта инициатива получит продолжение, если работа по борьбе с алкоголизмом станет более системной и понятной, от этого выиграет все общество.

Комментарии

1
  • Ольга

    Пьют не там где доступно, а там где принято. Воспитывать надо правильно и пример подавать качественный. Деньги на свою привязанность человек найдёт ВСЕГДА. Цель поменять приоритет, пусть молодёжь тратит деньги на что то хорошее, спорт, искусство, учебу, маме подарок купит  , а не тупо бухает пиво/водку и проч.