Банковские карты

Расплата Джека Дорси

Де­ло бы­ло зи­мой 2009 го­да. Сте­коль­ных дел ма­с­тер Джим Мак­кел­ви ре­шил по­пла­кать­ся в жи­лет­ку сво­е­му дру­гу Дже­ку Дор­си. Де­с­кать, та­щить на се­бе скри­пя­щий воз биз­не­са боль­ше нет ни­ка­кой воз­мож­но­с­ти.

АВТОР ИДЕИ, СДЕЛАВШЕЙ ПОПУЛЯРНЫМ СЕРВИС TWITTER, ЗАПУСТИЛ ОЧЕРЕДНОЙ ПРОЕКТ. ЕСЛИ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ, РАСПЛАТИТЬСЯ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ЗА ТОВАРЫ И УСЛУГИ МОЖНО БУДЕТ ГДЕ УГОДНО. ДАЖЕ В ПУСТЫНЕ.

Де­ло бы­ло зи­мой 2009 го­да. Сте­коль­ных дел ма­с­тер Джим Мак­кел­ви ре­шил по­пла­кать­ся в жи­лет­ку сво­е­му дру­гу Дже­ку Дор­си. Де­с­кать, та­щить на се­бе скри­пя­щий воз биз­не­са боль­ше нет ни­ка­кой воз­мож­но­с­ти. То есть, ко­неч­но, ва­зы, по­су­да и сде­лан­ные из стек­ла без­де­луш­ки, вы­шед­шие из мас­терс­кой Мак­кел­ви, не­смо­т­ря на вы­со­кие це­ны, поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­с­тью. Но ча­ст­ная ма­с­тер­ская не мог­ла при­ни­мать пла­те­жи по бан­ков­ским кар­там, вы­став­ляя свою про­дук­цию на улич­ных лот­ках. Аме­ри­кан­цы же, при­вык­шие на каж­дом уг­лу рас­пла­чи­вать­ся имен­но «пла­с­ти­ком», уже за­бы­ли, как вы­гля­дят на­лич­ные. Спрос был. Бы­ло и пред­ло­же­ние. А вот про­да­жи ос­тав­ля­ли же­лать луч­ше­го.

По­че­му Джим Мак­кел­ви на­от­рез от­ка­зы­вал­ся при­об­ре­с­ти пе­ре­нос­ные тер­ми­на­лы для ра­бо­ты с пла­с­ти­ко­вы­ми кар­та­ми, ис­то­рия умал­чи­ва­ет. Воз­мож­но, ви­ной то­му сво­бод­ная на­ту­ра ху­дож­ни­ка, не же­ла­ю­ще­го вни­кать в скуч­ные жи­тей­ские ме­ло­чи, а за­од­но по­сто­ян­но от­сте­ги­вать оп­ре­де­лен­ную сум­му ком­па­нии, пред­ос­тав­ля­ю­щей та­кой сер­вис. А мо­жет быть, ав­тор кор­по­ра­тив­ной ле­ген­ды не про­ра­бо­тал все де­та­ли. Как бы то ни бы­ло, со сво­ей проб­ле­мой сте­коль­ных дел ма­с­тер при­шел к Дже­ку Дор­си. А тот, как и по­до­ба­ет до­б­ро­му ге­нию, тут же при­ду­мал спо­соб по­со­бить дру­гу в его го­ре.

Так по­явил­ся «ма­ги­че­с­кий куб». Вер­нее, Square — не­боль­шой ква­д­рат­ный га­джет со штырь­ком, очень по­хожим на тот, ко­то­рым за­кан­чи­ва­ет­ся про­вод обыч­ных на­уш­ни­ков. Соб­ствен­но, имен­но к разъ­ему, пред­ус­мо­т­рен­но­му в со­вре­мен­ных мо­биль­ных те­ле­фо­нах для на­уш­ни­ков, ус­т­рой­ство и под­клю­ча­ет­ся. В са­мом же «ку­бе» име­ет­ся про­резь, в ко­то­рую по­ме­ща­ет­ся пла­с­ти­ко­вая кар­та.

Вы­гля­дит не­ка­зи­с­то. За­то как ра­бо­та­ет! Со сво­ей раз­ра­бот­кой Джек Дор­си го­то­вит­ся со­вер­шить на­сто­я­щую ре­во­лю­цию в ри­тей­ле, сна­б­див сво­е­го дру­га Джи­ма Мак­кел­ви, а за­од­но мил­ли­оны ча­ст­ных аме­ри­кан­ских пред­при­ни­ма­те­лей удоб­ным ус­т­рой­ством для без­на­лич­ных рас­че­тов.

Строго говоря, Дже­ку Дор­си не впер­вой по­мо­гать оби­та­те­лям ме­га­по­ли­сов. Всю свою пред­при­ни­ма­тель­скую жизнь он по­свя­тил имен­но этой бла­го­род­ной за­да­че.

Ког­да Дже­ку бы­ло че­тыр­над­цать, его ув­ле­ка­ла за­да­ча ви­зу­а­ли­за­ции пе­ре­ме­ще­ния по го­ро­ду ку­рь­е­ров служб до­став­ки. Мысль на­столь­ко за­хва­ти­ла бу­ду­ще­го пред­при­ни­ма­те­ля, что он да­же ре­шил вме­с­те с бра­том от­крыть ку­рь­ер­скую ком­па­нию и раз­во­зить то­ва­ры на ве­ло­си­пе­де. И хо­тя идея про­ек­та про­ва­ли­лась (в Сент-Лу­и­се осо­бой нуж­ды в та­ком сер­ви­се не об­на­ру­жи­ва­лось), ре­зуль­тат все-та­ки был до­сти­гнут. Са­мо­стоя­тель­но из­учив один из язы­ков про­грам­ми­ро­ва­ния, Дор­си на­пи­сал софт, по­зво­ля­ю­щий от­сле­жи­вать пе­ре­ме­ще­ния раз­но­счи­ков пиц­цы и про­чих то­ва­ров.

Рас­чет на мес­те

Аме­ри­кан­ский про­ект Square все еще на­хо­дит­ся на ста­дии те­с­ти­ро­ва­ния, а ве­ро­ят­ность, что ус­т­рой­ство ско­ро до­бе­рет­ся до Рос­сии, по­ка не­ве­ли­ка. И все-та­ки «Биз­нес-жур­нал» по­ин­те­ре­со­вал­ся у спе­ци­а­лис­тов: мо­жет ли оно при­жить­ся на су­ро­вой рос­сий­ской поч­ве без­на­лич­ных рас­че­тов?

Бо­рис Ким
пред­се­да­тель ко­ми­те­та по пла­теж­ным си­с­те­мам и бан­ков­ским
ин­стру­мен­там НАУЭТ

Для Рос­сии по­доб­ное ус­т­рой­ство мо­жет быть ин­те­рес­ным, так как у нас сло­жил­ся сво­е­о­б­раз­ный по­роч­ный круг. Од­ной из при­чин низ­кой по­пу­ляр­но­с­ти бан­ков­ских карт в рас­че­тах яв­ля­ет­ся то, что ма­ло кто из про­дав­цов их при­ни­ма­ет. Они же, в свою оче­редь, не го­то­вы тра­тить день­ги на раз­ви­тие это­го ка­на­ла оп­ла­ты, по­то­му что он не поль­зу­ет­ся по­пу­ляр­но­с­тью.

«Ко­ро­боч­ное» и эко­но­мич­ное ре­ше­ние от Square мог­ло бы по­мочь этот круг ра­зо­рвать. Но проб­ле­ма за­клю­ча­ет­ся как раз в ком­плек­с­но­с­ти ре­ше­ния. Ведь это не прос­то про­грам­ма или ус­т­рой­ство. Это еще и ус­лу­га эк­вай­рин­га (про­цес­син­га бан­ков­ских карт), ко­то­рую са­ма Square на тер­ри­то­рии Рос­сии ока­зы­вать не мо­жет. Для это­го сна­ча­ла нуж­но най­ти рос­сий­ский банк, го­то­вый вы­сту­пить в ро­ли парт­не­ра.

Дру­гая серь­ез­ная проб­ле­ма — кар­точ­ный фрод, к ко­то­ро­му осо­бен­но чув­стви­тель­на роз­ни­ца в низ­ком це­но­вом сег­мен­те, на ко­то­рый как раз и на­прав­ле­но ус­т­рой­ство. Од­на­ко по­вто­рю: пер­спек­ти­вы есть.

Мак­сим Мо­жар
ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии «Ли­с­ком»

О Square я слы­шал дав­но. Оп­ре­де­лен­ный по­тен­ци­ал ис­поль­зо­ва­ния этой сис­те­мы в Рос­сии, безуслов­но, есть. Но серь­ез­ным ог­ра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для раз­ви­тия про­ек­та в на­шей стра­не мо­жет стать не­уме­ние или не­же­ла­ние лю­дей поль­зо­вать­ся кре­дит­ны­ми кар­та­ми для про­ве­де­ния пла­те­жей. Не се­к­рет, что в Рос­сии кар­ты в ос­нов­ном ис­поль­зу­ют­ся для сня­тия на­лич­ных в бан­ко­ма­тах. И эта тен­ден­ция ме­ня­ет­ся очень мед­лен­но. Ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния ус­т­ройств Square в Рос­сии в бли­жай­шие три–пять лет я не пред­ви­жу. Во вся­ком слу­чае, ре­во­лю­ции у нас этот про­ект уж точ­но не про­из­ве­дет.

По­сту­пив в уни­вер­си­тет, Джек свел зна­ком­ство с пред­ста­ви­те­ля­ми нью-йорк­ской фир­мы Management Services Corporation (DMSC), уп­рав­ляв­шей ди­с­пет­чер­ски­ми цен­т­ра­ми, ко­ор­ди­ни­ру­ю­щи­ми ра­бо­ту ку­рь­ер­ских служб. Со­блазн при­ме­нить собст­вен­ные раз­ра­бот­ки ока­зал­ся слиш­ком ве­лик. Пос­ле не­дол­гих пе­ре­го­во­ров DMSC на­ня­ла пер­спек­тив­но­го спе­ци­а­ли­с­та. «То, что я уви­дел там, на­по­ми­на­ло гу­с­той экс­тракт со­вре­мен­ных ком­му­ни­ка­ций, — вспо­ми­на­ет пред­при­ни­ма­тель. — Сведения о пе­ре­ме­ще­ниях сну­ю­щих по го­ро­ду ку­рь­е­ров в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни по­сту­па­ли в еди­ный центр, так что ди­с­пет­чер мог ви­деть пол­ную кар­ти­ну».

Од­на­ко вы­яс­ни­лось, что раз­ра­бот­ка са­мо­го Дор­си вы­гля­де­ла не ху­же. На­брав­шись опы­та, про­грам­мист ушел из DMSC и вме­с­те с од­ним из сво­их быв­ших ру­ко­во­ди­те­лей от­пра­вил­ся на За­пад­ное по­бе­ре­жье, где ос­но­вал ком­па­нию dNET. Пред­по­ла­га­лось, что стар­тап не толь­ко бу­дет со­зда­вать про­грам­мное обес­пе­че­ние для от­сле­жи­ва­ния пе­ре­ме­ще­ний лю­дей и гру­зов на ме­ст­но­с­ти, но и вы­ве­дет на ры­нок ин­тер­нет-сис­те­му, спо­соб­ную ав­то­ма­ти­че­с­ки под­счи­ты­вать за­ра­бот­ки курь­еров.

Про­ект по­лу­чил под­пит­ку от вен­чур­ных ка­пи­та­ли­с­тов. Но dNET «не вы­стре­ли­ла». На дво­ре сто­ял 1998 год, а ин­тер­нет-эко­но­ми­ка де­ла­ла пер­вые ша­ги (что не по­ме­ша­ло ей вскоре «лоп­нуть»).

Од­на­ко нет ху­да без до­бра. За­пу­с­кая стар­тап, Дор­си по­зна­ко­мил­ся с си­с­те­ма­ми об­ме­на мгно­вен­ны­ми со­об­ще­ниями, ко­то­рые то­г­да лишь на­ча­ли вхо­дить в мо­ду. Джек был оча­ро­ван воз­мож­но­с­тью не­мед­лен­но по­лу­чать ин­фор­ма­цию о том, чем за­ня­ты его дру­зья и кол­ле­ги. Но вот бе­да, в кон­це 90-х ры­нок еще не знал ком­му­ни­ка­то­ров, так что ис­поль­зо­вать ин­тер­нет-пей­дже­ры мож­но бы­ло лишь при по­мо­щи на­столь­ных ком­пью­те­ров или тя­же­лых но­ут­бу­ков. «Нет? Зна­чит, сде­ла­ем!» — ре­шил пред­при­ни­ма­тель, усел­ся за кла­ви­а­ту­ру и на­пи­сал не­боль­шую про­грам­му, ре­а­ли­зу­ю­щую не­об­хо­ди­мый функ­ци­о­нал на RIM 850, пред­ше­с­т­вен­ни­ке зна­ме­ни­то­го BlackBerry.

Все эти на­чи­на­ния не при­но­си­ли Дже­ку де­нег, за­то да­ва­ли не­оце­ни­мый опыт. Про­ра­бо­тав не­сколь­ко лет «сво­бод­ным ху­дож­ни­ком» (а вер­нее, про­грам­ми­с­том), Дор­си при­со­еди­нил­ся к ко­ман­де мо­ло­до­го про­ек­та Odeo, где ра­бо­та­ли Биз Сто­ун и Эван Уи­ль­ямс: ком­па­ния пы­та­лась сде­лать ры­вок на пер­спек­тив­ном рын­ке под­ка­с­тов. Не­смо­т­ря на ка­жу­щу­ю­ся «не­про­филь­ность» но­во­го мес­та ра­бо­ты, Дор­си не ос­та­вил сво­их экспе­ри­мен­тов по мо­ни­то­рин­гу и об­ме­ну ин­фор­ма­ци­ей в ре­аль­ном вре­ме­ни. Во­ору­жив­шись не­дав­но появив­шей­ся воз­мож­но­с­тью от­прав­лять не­боль­шие тек­с­то­вые со­об­ще­ния, SMS, при по­мо­щи мо­биль­но­го те­ле­фо­на, он со­об­ра­зил: поль­зо­ва­те­ли Odeo лег­ко мо­гут со­об­щать друг дру­гу о том, кто и чем за­нят в дан­ный мо­мент.

Даль­ней­шие со­бы­тия не­од­но­крат­но опи­са­ны и яв­ля­ет­ся ча­с­тью кор­по­ра­тив­ной ле­ген­ды… дру­гой ком­па­нии — Twitter. Ведь имен­но при­ду­ман­ная Дже­ком вспо­мо­га­тель­ная функ­ция ста­ла ос­но­вой для со­зда­ния сер­ви­са ми­к­ро­бло­гов. На­чи­ная с 2008 го­да, ког­да про­ект был пред­став­лен ши­ро­кой пуб­ли­ке, Twitter стал од­ним из лю­би­мых геро­ев для жур­на­лис­тов. Зна­ме­ни­то­с­ти са­мо­го раз­но­го ка­ли­б­ра при­ня­лись за­во­дить собст­вен­ные ми­к­ро­бло­ги на этой пло­щад­ке, а поль­зо­ва­тель­ская ба­за про­ек­та рос­ла как на дрож­жах, за два го­да пре­одо­лев от­мет­ку в 100 мил­ли­онов че­ло­век.

При­ду­мав­ший все это Дор­си, пред­ос­та­вив Би­зу Сто­у­ну и Эва­ну Уи­ль­ям­су кра­со­вать­ся на эк­ра­нах те­ле­ви­зо­ров и вы­сту­пать на пресс-кон­фе­рен­ци­ях, ото­шел от опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния про­ек­том, за­няв «скром­ную» долж­ность пред­се­да­те­ля со­ве­та ди­рек­то­ров. В кор­по­ра­тив­ной иерар­хии он от­ве­чал за мо­не­ти­за­цию со­бран­ной ауди­то­рии. И хо­тя бы час­тич­но, но спра­вил­ся. В 2009 го­ду Twitter, за­клю­чив­ший парт­нер­ские от­но­ше­ния с круп­ней­ши­ми ми­ро­вы­ми по­ис­ко­вы­ми си­с­те­ма­ми, смог за­ра­бо­тать 25 млн дол­ла­ров, а вес­ной 2010-го бы­ла за­пу­ще­на дол­го­ждан­ная про­грам­ма Promoted Tweets, по­зво­ля­ю­щая ком­па­ни­ям рек­ла­ми­ро­вать свои про­дук­ты и ус­лу­ги не­по­сред­ствен­но в лен­те Twitter.

Кар­ты, день­ги, те­ле­фон

Вес­ной 2009 го­да по рын­ку по­пол­зли слу­хи. По­го­ва­ри­ва­ли, что Джек Дор­си взял­ся за но­вый про­ект, ни­как не свя­зан­ный с Twitter. А бли­же к осе­ни на­ча­ли про­са­чи­вать­ся по­дроб­но­с­ти. Ока­за­лось, про­ект име­но­вал­ся Squirrel («Бел­ка»). Столь стран­ное на­зва­ние, со­глас­но все той же ле­ген­де, объ­яс­ня­лось тем, что ми­ни­а­тюр­ный га­джет для при­ема «улич­ных» пла­те­жей с ис­поль­зо­ва­ни­ем бан­ков­ских карт был по­хож на же­лудь. Все мо­жет быть. Од­на­ко про­дукт, пред­став­лен­ный в кон­це го­да, вы­гля­дел со­в­сем ина­че: не­боль­шой ку­бик со штырь­ком-кон­так­том на од­ной из гра­ней. В ито­ге ус­т­рой­ство при­шлось на­речь Square, ку­бом.

Об ис­то­рии, со­про­вож­дав­шей по­яв­ле­ние уст­ройст­ва, мы уже зна­ем. Кста­ти, бла­го­дар­ный Джим Мак­кел­ви да­же стал од­ним из ин­вес­то­ров мо­ло­до­го про­ек­та.

Очень ин­те­рес­но на­блю­дать за тем, как ра­бо­та­ет Square. Ус­т­рой­ство встав­ля­ет­ся в ау­дио­разъ­ем те­ле­фо­на или пле­е­ра (на дан­ный мо­мент под­дер­жи­ва­ют­ся iPhone, iPod Touch, iPad, а так­же те­ле­фо­ны на ба­зе опе­ра­ци­он­ной сис­те­мы Android). Про­да­вец бе­рет у по­ку­па­те­ля бан­ков­скую кар­точ­ку (Square ра­бо­та­ет как с кре­дит­ны­ми, так и с де­бе­то­вы­ми и по­да­роч­ны­ми кар­та­ми), встав­ля­ет ее в спе­ци­аль­ную про­резь и «про­ка­ты­ва­ет». Ма­гнит­ная лен­та кар­ты ин­ду­ци­ру­ет в счи­ты­ва­ю­щем ус­т­рой­стве элек­три­че­с­кий сиг­нал, транс­фор­ми­ру­ю­щий­ся… в звук, ко­то­рый, в свою оче­редь, по­сту­па­ет на вход на­уш­ни­ков и рас­по­зна­ет­ся про­грам­мным обес­пе­че­ни­ем, ус­та­нов­лен­ным на те­ле­фо­не или да­же пле­е­ре. За­тем по­ку­па­тель мо­жет под­твер­дить факт по­куп­ки, рас­пи­сав­шись (вни­ма­ние!) паль­цем на сен­сор­ном эк­ра­не га­дже­та, — и по­куп­ка со­вер­ше­на. Дру­гая «фиш­ка»: «ку­бик» не име­ет встро­ен­ной ба­та­реи и пи­та­ет­ся от ин­ду­ци­ро­ван­но­го ма­гнит­ной лен­той элек­три­че­с­ко­го то­ка.

SQUARE ВСТАВЛЯЕТСЯ В АУДИОРАЗЪЕМ ТЕЛЕФОНА. КОГДА ПРОДАВЕЦ «ПРОКАТЫВАЕТ» КАРТУ, МАГНИТНАЯ ЛЕНТА ИНДУЦИРУЕТ СИГНАЛ, ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙСЯ В ЗВУК. УСТРОЙСТВО РАСПОЗНАЕТ ЕГО И ОБРАБАТЫВАЕТ. ОЧЕНЬ ПРОСТО И СО ВКУСОМ

По­ми­мо чис­то тех­но­ло­ги­че­с­ко­го из­яще­с­т­ва и про­сто­ты ре­ше­ния, у Square име­ет­ся еще од­но до­сто­ин­ство, вы­год­но от­ли­ча­ю­щее его от обыч­ных мо­биль­ных тер­ми­на­лов для ра­бо­ты с бан­ков­ски­ми кар­та­ми. Это ус­т­рой­ство ком­па­ния Дже­ка Дор­си рас­сы­ла­ет всем же­ла­ю­щим бес­плат­но. Ни­ка­ких всту­пи­тель­ных взно­сов, ни­ка­ких еже­ме­сяч­ных пла­те­жей и дру­гих со­пут­ству­ю­щих (а глав­ное, да­ле­ко не все­г­да про­зрач­ных для поль­зо­ва­те­ля) рас­хо­дов. Ком­па­ния за­ра­ба­ты­ва­ет, удер­жи­вая 2,75 про­цен­та от объ­ема тран­зак­ции плюс 15 цен­тов в ви­де фик­си­ро­ван­но­го пла­те­жа за ус­лу­ги. Кста­ти, ра­бо­тать со Square мож­но и без фи­зи­че­с­ко­го на­ли­чия са­мой кар­ты в ру­ках у по­ку­па­те­ля: до­ста­точ­но вве­с­ти ее но­мер. Од­на­ко вви­ду воз­рас­та­ю­щих ри­с­ков тран­зак­ци­он­ные из­держ­ки в этом слу­чае вы­ше (3,5% от сни­ма­е­мой сум­мы плюс 15 цен­тов «фик­са»).

Не­смо­т­ря на мо­ло­дость про­ек­та, он уже по­лу­чил ин­ве­с­ти­ции в раз­ме­ре 10 млн дол­ла­ров, а сам стар­тап оце­нен в сум­му, пре­вы­ша­ю­щую 40 млн. Од­на­ко сам предприниматель вол­ну­ет­ся, что вен­чур­ные ка­пи­та­ли­с­ты вкла­ды­ва­ют свои день­ги не из-за привлекательности про­ек­та, а лишь при­ни­мая во вни­ма­ние ко­лос­саль­ный ус­пех прошлого на­чи­на­ния Дор­си — Twitter. Не пе­ре­ве­лись еще в ми­ре че­ст­ные и са­мо­к­ри­тич­ные лю­ди!

По сло­вам Дже­ка Дор­си, уже ра­зо­сла­но бо­лее 50 ты­сяч ус­т­ройств, од­на­ко про­ект все еще на­хо­дит­ся в ста­дии те­с­ти­ро­ва­ния. И хо­тя пер­вые проб­ле­мы, свя­зан­ные с не­воз­мож­но­с­тью удов­лет­во­рить спрос, ре­ше­ны (один из за­ме­с­ти­те­лей Дор­си для это­го спе­ци­аль­но был от­прав­лен на за­вод в Ки­тай), труд­но­с­тей все еще пред­ос­та­точ­но. Глав­ная — не­об­хо­ди­мость пред­от­вра­ще­ния мо­шен­ни­че­с­т­ва. Имен­но для это­го бы­ло вве­де­но огра­ни­че­ние на ко­ли­чест­во транз­ак­ций в час, од­на­ко поль­зо­ва­те­ли сер­ви­са, уча­с­т­ву­ю­щие в про­грам­ме те­с­ти­ро­ва­ния, ос­та­лись не­до­воль­ны этим ша­гом. Те­перь Дор­си вме­с­те с ин­же­не­ра­ми Square пы­та­ет­ся све­с­ти в од­ном ре­ше­нии вза­имо­ис­клю­ча­ю­щие тре­бо­ва­ния безо­пас­нос­ти и удоб­ства.

По всем па­ра­ме­т­рам про­ект ге­ни­а­лен. К то­му же он еще и весь­ма кра­сив с ин­же­нер­ной точ­ки зре­ния. День­ги ин­вес­то­ров по­лу­че­ны. А уп­рав­ля­ет ком­па­ни­ей из­ве­ст­ный че­ло­век, ус­пев­ший за­ре­ко­мен­до­вать се­бя на ни­ве тех­но­ло­ги­че­с­ко­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. До­ста­точ­но ли этих ус­ло­вий для то­го, что­бы вско­ре празд­но­вать по­бе­ду? Как по­ка­зы­ва­ет ис­то­рия вен­чур­ных про­ек­тов, ино­г­да сум­ма аб­со­лют­но по­ло­жи­тель­ных сла­га­е­мых да­ет в ито­ге от­ри­ца­тель­ный ре­зуль­тат. Не хо­чет­ся, что­бы Square по­стиг­ла та­кая участь. Ведь идея и прав­да хо­ро­ша.

Начать дискуссию