АВТОР ИДЕИ, СДЕЛАВШЕЙ ПОПУЛЯРНЫМ СЕРВИС TWITTER, ЗАПУСТИЛ ОЧЕРЕДНОЙ ПРОЕКТ. ЕСЛИ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ, РАСПЛАТИТЬСЯ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ЗА ТОВАРЫ И УСЛУГИ МОЖНО БУДЕТ ГДЕ УГОДНО. ДАЖЕ В ПУСТЫНЕ.
Дело было зимой 2009 года. Стекольных дел мастер Джим Маккелви решил поплакаться в жилетку своему другу Джеку Дорси. Дескать, тащить на себе скрипящий воз бизнеса больше нет никакой возможности. То есть, конечно, вазы, посуда и сделанные из стекла безделушки, вышедшие из мастерской Маккелви, несмотря на высокие цены, пользовались популярностью. Но частная мастерская не могла принимать платежи по банковским картам, выставляя свою продукцию на уличных лотках. Американцы же, привыкшие на каждом углу расплачиваться именно «пластиком», уже забыли, как выглядят наличные. Спрос был. Было и предложение. А вот продажи оставляли желать лучшего.
Почему Джим Маккелви наотрез отказывался приобрести переносные терминалы для работы с пластиковыми картами, история умалчивает. Возможно, виной тому свободная натура художника, не желающего вникать в скучные житейские мелочи, а заодно постоянно отстегивать определенную сумму компании, предоставляющей такой сервис. А может быть, автор корпоративной легенды не проработал все детали. Как бы то ни было, со своей проблемой стекольных дел мастер пришел к Джеку Дорси. А тот, как и подобает доброму гению, тут же придумал способ пособить другу в его горе.
Так появился «магический куб». Вернее, Square — небольшой квадратный гаджет со штырьком, очень похожим на тот, которым заканчивается провод обычных наушников. Собственно, именно к разъему, предусмотренному в современных мобильных телефонах для наушников, устройство и подключается. В самом же «кубе» имеется прорезь, в которую помещается пластиковая карта.
Выглядит неказисто. Зато как работает! Со своей разработкой Джек Дорси готовится совершить настоящую революцию в ритейле, снабдив своего друга Джима Маккелви, а заодно миллионы частных американских предпринимателей удобным устройством для безналичных расчетов.
Строго говоря, Джеку Дорси не впервой помогать обитателям мегаполисов. Всю свою предпринимательскую жизнь он посвятил именно этой благородной задаче.
Когда Джеку было четырнадцать, его увлекала задача визуализации перемещения по городу курьеров служб доставки. Мысль настолько захватила будущего предпринимателя, что он даже решил вместе с братом открыть курьерскую компанию и развозить товары на велосипеде. И хотя идея проекта провалилась (в Сент-Луисе особой нужды в таком сервисе не обнаруживалось), результат все-таки был достигнут. Самостоятельно изучив один из языков программирования, Дорси написал софт, позволяющий отслеживать перемещения разносчиков пиццы и прочих товаров.
Расчет на месте
Американский проект Square все еще находится на стадии тестирования, а вероятность, что устройство скоро доберется до России, пока невелика. И все-таки «Бизнес-журнал» поинтересовался у специалистов: может ли оно прижиться на суровой российской почве безналичных расчетов?
Борис Ким
председатель комитета по платежным системам и банковским
инструментам НАУЭТ
Для России подобное устройство может быть интересным, так как у нас сложился своеобразный порочный круг. Одной из причин низкой популярности банковских карт в расчетах является то, что мало кто из продавцов их принимает. Они же, в свою очередь, не готовы тратить деньги на развитие этого канала оплаты, потому что он не пользуется популярностью.
«Коробочное» и экономичное решение от Square могло бы помочь этот круг разорвать. Но проблема заключается как раз в комплексности решения. Ведь это не просто программа или устройство. Это еще и услуга эквайринга (процессинга банковских карт), которую сама Square на территории России оказывать не может. Для этого сначала нужно найти российский банк, готовый выступить в роли партнера.
Другая серьезная проблема — карточный фрод, к которому особенно чувствительна розница в низком ценовом сегменте, на который как раз и направлено устройство. Однако повторю: перспективы есть.
Максим Можар
генеральный директор компании «Лиском»
О Square я слышал давно. Определенный потенциал использования этой системы в России, безусловно, есть. Но серьезным ограничивающим фактором для развития проекта в нашей стране может стать неумение или нежелание людей пользоваться кредитными картами для проведения платежей. Не секрет, что в России карты в основном используются для снятия наличных в банкоматах. И эта тенденция меняется очень медленно. Широкого распространения устройств Square в России в ближайшие три–пять лет я не предвижу. Во всяком случае, революции у нас этот проект уж точно не произведет.
Поступив в университет, Джек свел знакомство с представителями нью-йоркской фирмы Management Services Corporation (DMSC), управлявшей диспетчерскими центрами, координирующими работу курьерских служб. Соблазн применить собственные разработки оказался слишком велик. После недолгих переговоров DMSC наняла перспективного специалиста. «То, что я увидел там, напоминало густой экстракт современных коммуникаций, — вспоминает предприниматель. — Сведения о перемещениях снующих по городу курьеров в режиме реального времени поступали в единый центр, так что диспетчер мог видеть полную картину».
Однако выяснилось, что разработка самого Дорси выглядела не хуже. Набравшись опыта, программист ушел из DMSC и вместе с одним из своих бывших руководителей отправился на Западное побережье, где основал компанию dNET. Предполагалось, что стартап не только будет создавать программное обеспечение для отслеживания перемещений людей и грузов на местности, но и выведет на рынок интернет-систему, способную автоматически подсчитывать заработки курьеров.
Проект получил подпитку от венчурных капиталистов. Но dNET «не выстрелила». На дворе стоял 1998 год, а интернет-экономика делала первые шаги (что не помешало ей вскоре «лопнуть»).
Однако нет худа без добра. Запуская стартап, Дорси познакомился с системами обмена мгновенными сообщениями, которые тогда лишь начали входить в моду. Джек был очарован возможностью немедленно получать информацию о том, чем заняты его друзья и коллеги. Но вот беда, в конце 90-х рынок еще не знал коммуникаторов, так что использовать интернет-пейджеры можно было лишь при помощи настольных компьютеров или тяжелых ноутбуков. «Нет? Значит, сделаем!» — решил предприниматель, уселся за клавиатуру и написал небольшую программу, реализующую необходимый функционал на RIM 850, предшественнике знаменитого BlackBerry.
Все эти начинания не приносили Джеку денег, зато давали неоценимый опыт. Проработав несколько лет «свободным художником» (а вернее, программистом), Дорси присоединился к команде молодого проекта Odeo, где работали Биз Стоун и Эван Уильямс: компания пыталась сделать рывок на перспективном рынке подкастов. Несмотря на кажущуюся «непрофильность» нового места работы, Дорси не оставил своих экспериментов по мониторингу и обмену информацией в реальном времени. Вооружившись недавно появившейся возможностью отправлять небольшие текстовые сообщения, SMS, при помощи мобильного телефона, он сообразил: пользователи Odeo легко могут сообщать друг другу о том, кто и чем занят в данный момент.
Дальнейшие события неоднократно описаны и является частью корпоративной легенды… другой компании — Twitter. Ведь именно придуманная Джеком вспомогательная функция стала основой для создания сервиса микроблогов. Начиная с 2008 года, когда проект был представлен широкой публике, Twitter стал одним из любимых героев для журналистов. Знаменитости самого разного калибра принялись заводить собственные микроблоги на этой площадке, а пользовательская база проекта росла как на дрожжах, за два года преодолев отметку в 100 миллионов человек.
Придумавший все это Дорси, предоставив Бизу Стоуну и Эвану Уильямсу красоваться на экранах телевизоров и выступать на пресс-конференциях, отошел от оперативного управления проектом, заняв «скромную» должность председателя совета директоров. В корпоративной иерархии он отвечал за монетизацию собранной аудитории. И хотя бы частично, но справился. В 2009 году Twitter, заключивший партнерские отношения с крупнейшими мировыми поисковыми системами, смог заработать 25 млн долларов, а весной 2010-го была запущена долгожданная программа Promoted Tweets, позволяющая компаниям рекламировать свои продукты и услуги непосредственно в ленте Twitter.
Карты, деньги, телефон
Весной 2009 года по рынку поползли слухи. Поговаривали, что Джек Дорси взялся за новый проект, никак не связанный с Twitter. А ближе к осени начали просачиваться подробности. Оказалось, проект именовался Squirrel («Белка»). Столь странное название, согласно все той же легенде, объяснялось тем, что миниатюрный гаджет для приема «уличных» платежей с использованием банковских карт был похож на желудь. Все может быть. Однако продукт, представленный в конце года, выглядел совсем иначе: небольшой кубик со штырьком-контактом на одной из граней. В итоге устройство пришлось наречь Square, кубом.
Об истории, сопровождавшей появление устройства, мы уже знаем. Кстати, благодарный Джим Маккелви даже стал одним из инвесторов молодого проекта.
Очень интересно наблюдать за тем, как работает Square. Устройство вставляется в аудиоразъем телефона или плеера (на данный момент поддерживаются iPhone, iPod Touch, iPad, а также телефоны на базе операционной системы Android). Продавец берет у покупателя банковскую карточку (Square работает как с кредитными, так и с дебетовыми и подарочными картами), вставляет ее в специальную прорезь и «прокатывает». Магнитная лента карты индуцирует в считывающем устройстве электрический сигнал, трансформирующийся… в звук, который, в свою очередь, поступает на вход наушников и распознается программным обеспечением, установленным на телефоне или даже плеере. Затем покупатель может подтвердить факт покупки, расписавшись (внимание!) пальцем на сенсорном экране гаджета, — и покупка совершена. Другая «фишка»: «кубик» не имеет встроенной батареи и питается от индуцированного магнитной лентой электрического тока.
SQUARE ВСТАВЛЯЕТСЯ В АУДИОРАЗЪЕМ ТЕЛЕФОНА. КОГДА ПРОДАВЕЦ «ПРОКАТЫВАЕТ» КАРТУ, МАГНИТНАЯ ЛЕНТА ИНДУЦИРУЕТ СИГНАЛ, ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙСЯ В ЗВУК. УСТРОЙСТВО РАСПОЗНАЕТ ЕГО И ОБРАБАТЫВАЕТ. ОЧЕНЬ ПРОСТО И СО ВКУСОМ
Помимо чисто технологического изящества и простоты решения, у Square имеется еще одно достоинство, выгодно отличающее его от обычных мобильных терминалов для работы с банковскими картами. Это устройство компания Джека Дорси рассылает всем желающим бесплатно. Никаких вступительных взносов, никаких ежемесячных платежей и других сопутствующих (а главное, далеко не всегда прозрачных для пользователя) расходов. Компания зарабатывает, удерживая 2,75 процента от объема транзакции плюс 15 центов в виде фиксированного платежа за услуги. Кстати, работать со Square можно и без физического наличия самой карты в руках у покупателя: достаточно ввести ее номер. Однако ввиду возрастающих рисков транзакционные издержки в этом случае выше (3,5% от снимаемой суммы плюс 15 центов «фикса»).
Несмотря на молодость проекта, он уже получил инвестиции в размере 10 млн долларов, а сам стартап оценен в сумму, превышающую 40 млн. Однако сам предприниматель волнуется, что венчурные капиталисты вкладывают свои деньги не из-за привлекательности проекта, а лишь принимая во внимание колоссальный успех прошлого начинания Дорси — Twitter. Не перевелись еще в мире честные и самокритичные люди!
По словам Джека Дорси, уже разослано более 50 тысяч устройств, однако проект все еще находится в стадии тестирования. И хотя первые проблемы, связанные с невозможностью удовлетворить спрос, решены (один из заместителей Дорси для этого специально был отправлен на завод в Китай), трудностей все еще предостаточно. Главная — необходимость предотвращения мошенничества. Именно для этого было введено ограничение на количество транзакций в час, однако пользователи сервиса, участвующие в программе тестирования, остались недовольны этим шагом. Теперь Дорси вместе с инженерами Square пытается свести в одном решении взаимоисключающие требования безопасности и удобства.
По всем параметрам проект гениален. К тому же он еще и весьма красив с инженерной точки зрения. Деньги инвесторов получены. А управляет компанией известный человек, успевший зарекомендовать себя на ниве технологического предпринимательства. Достаточно ли этих условий для того, чтобы вскоре праздновать победу? Как показывает история венчурных проектов, иногда сумма абсолютно положительных слагаемых дает в итоге отрицательный результат. Не хочется, чтобы Square постигла такая участь. Ведь идея и правда хороша.
Начать дискуссию