Учет займов и кредитов

Транспорт везет на себе весь рынок

Рынок лизинга 2010 года — это рынок роста. Лизинговые компании сообщают об увеличении количества и обращений, и новых сделок. Обостряется конкуренция за клиентов. Однако движение в основном происходит в сегменте автотранспорта.

Рынок лизинга 2010 года — это рынок роста. Лизинговые компании сообщают об увеличении количества и обращений, и новых сделок. Обостряется конкуренция за клиентов. Однако движение в основном происходит в сегменте автотранспорта

Рынок поднимается на 20% по сравнению с 2009 годом, и 90% нового бизнеса — это транспорт. Крупные госкомпании в первой половине года передали в лизинг много авиационной техники и железнодорожного транспорта. Но в менее крупных ЛК превалирует автотранспорт. Многие лизинговые компании переключились на легкий коммерческий транспорт и легковые автомобили, конкуренция в этом сегменте очень усилилась, говорит коммерческий директор «Юниаструм Лизинг» Алексей Буераков.

Лизинг — лучшая схема для обновления отрасли Основные фонды во всех сегментах транспортной отрасли крайне изношены. По данным Государственной транспортной лизинговой компании, существующий парк грузовиков полной массой более 3,5 тонн старше 15 лет составляет более 72%, приблизительно 2,5 млн автомобилей. При существующем спросе и уровне внутреннего производства и импорта (около 100 тыс. автомобилей в год) только на замещение указанного парка необходимо более 24 лет. Очевидно, что в процессе такого «обновления» он состарится еще больше. Ситуация с автобусами на первый взгляд выглядит не столь проблематично: размер парка старше 10 лет составляет 60%, или 460 тыс. единиц.

Однако существующий платежеспособный спрос также не в состоянии повлиять на омоложение транспортных средств. Столь старый автопарк негативно влияет на безопасность движения, эффективность и экономичность транспортной работы, снижает скорость доставки грузов, существенно ухудшает экологическую ситуацию в стране, не позволяет участвовать в международных автомобильных перевозках. В то же время предприятия, прошедшие кризис, в большинстве своем имеют проблемы с текущей ликвидностью и в первую очередь думают о выживании, а не о новых покупках. Лизинг — эффективный инструмент, который стимулирует покупки по отдельным категориям на 13–24%.

о, что с наступлением летнего сезона вырос спрос на автотранспорт, подтверждает и Михаил Персидский из «Номос-Лизинг».

Существенно подогрели рынок лизинга и производители, выпустившие новые модели, заказы на которые растянулись до 6–8 месяцев, что означает спрос на финансовую аренду как минимум на полгода вперед. Оживление в отрасли стало ощутимо еще в конце прошлого года, когда сыграл эффект отложенного спроса: компании начали возобновлять проекты и финансирование, которые были приостановлены в острую фазу кризиса. Наблюдается уверенный рост нового бизнеса в сегменте лизинга автотранспорта, сообщает управляющий директор «Райффайзен-Лизинг» Галина Майер. По словам Сергея Райлеана, генерального директора BSGV Лизинг, на протяжении всего 2010 года заметен небольшой рост спроса и количества сделок, преимущественно с автомобильным транспортом. Рост, однако, не такой стремительный, как, например, в автокредитовании.

Автокредиты применяются, как правило, к новым легковым автомобилям, чьи продажи растут последнее время на 20–30% в месяц, а рынок лизинга больше зависит от состояния дел в коммерческом секторе экономики. Тимур Бойтемиров, заместитель генерального директора «Абсолют Лизинг», отмечает, что рост спроса на автолизинг стал наблюдаться в последние два-три месяца. Отмечается оживление спроса на все виды транспортных средств, в том числе на средне- и высокотоннажные грузовики.

Однако это оживление заметно по сравнению с прошлым годом, когда спрос был низок и обеспечивался исключительно развитием инфраструктурных проектов. Некоторые лизинговые компании перешли на финансирование транспорта, бывшего в употреблении. Сейчас такие программы еще не до конца реализованы, а финансирование ведется с рядом существенных ограничений. Еще два-три года назад это было нехарактерно для российского лизинга, однако спрос подталкивает предложение: клиенты лизинговых компаний заинтересованы в покупке б/у транспорта, в том числе и имущества, перешедшего к банкам от должников, поскольку его балансовая стоимость ниже, чем стоимость новых транспортных средств.

Клиенты придираются

Количество заявок от потенциальных лизингополучателей возросло и постепенно приближается к докризисному уровню. Однако заметна тенденция падения средней стоимости запрашиваемого имущества. Кроме того, клиенты задают больше уточняющих вопросов относительно реализации схем лизинга. Лизингополучатель стал более разборчив и теперь направляет сразу несколько заявок в различные лизинговые компании. На фоне растущей конкурентной борьбы среди лизинговых компаний разница в ставках находится в пределах 0,5–1% по предварительному коммерческому предложению.

Лизинговые компании переключились на легкий коммерческий транспорт и легковые автомобили

Активность потенциальных лизингополучателей сместилась в сторону регионов, сообщает Михаил Персидский («Номос-Лизинг»): из трех заявок лишь одна приходится на Москву. В основном за лизингом обращается мелкий бизнес, возобновились заявки со стороны ИП и нового бизнеса. Спрос на транспорт исходит во многом от торговых компаний, которые покупают транспорт своим представителям в качестве стимулирования. В крупных городах таксомоторные компании обновляют и расширяют парк машин. Однако финансовое состояние по-прежнему остается основной проблемой для большинства потенциальных лизингополучателей, считает Тимур Бойтемиров («Абсолют Лизинг»). Поэтому говорить о том, что рынок значительно вырастет и будет сопоставим с докризисным периодом, пока преждевременно.

Предложение

По словам Сергея Райлеана (BSGV Лизинг), финансовый кризис серьезно изменил картину рынка, вытеснив с него большую долю самостоятельных лизинговых компаний, уступивших место банкам, ведущим лизинговую деятельность через дочерние компании. Готовность финансировать этот сегмент у банков абсолютная, так как проблем с ликвидностью в банковском рынке не наблюдается, а лизинг по праву считается более надежным способом размещения средств, чем даже классическое корпоративное кредитование. Этот же фактор влияет и на вероятность одобрения сделок — как правило, она выше, чем при кредитовании, а процесс подготовки заявки для лизингополучателя проще и быстрее.

Однако лизинг существенно подорожал, говорит Михаил Персидский («Номос-Лизинг»). Потенциальные клиенты были застигнуты врасплох и отрицательно реагируют на коммерческие предложения, сделанные по среднерыночной ставке. Такая же ситуация и с крупными корпоративными клиентами, которые требуют финансирования по докризисным ставкам, что невозможно осуществить. Зачастую, чтобы привлечь клиента, некоторые компании дают предложения по низкой ставке, а когда речь заходит о подписании, ставки пересматриваются. Однако рассчитывать на оперативное получение финансирования можно лишь только по достаточно высоким ставкам, в среднем на 5–8% выше рынка. Рассчитывать на заметное снижение лизинговых ставок в ближайшие два-три месяца не стоит.

Лизинг существенно подорожал. Клиенты застигнуты врасплох и отрицательно реагируют на предложения, сделанные по среднерыночной ставке

Получить финансирование среднему клиенту пока еще нелегко: лизинговые компании, несмотря на возрождение конкуренции, предпочитают давать деньги только клиентам с безупречной отчетностью. Это помогает держать кредитный портфель на высоком уровне, но вовсе не ведет к его увеличению.

Новые шаги

Тем не менее, рынок постепенно оживает, появляются новые лизинговые программы. Но в выигрыше будет та ЛК, которая предложит адекватное, быстрое и простое финансирование автотранспорта, без длительных согласований и промедлений, с проведением сделки в сжатые сроки. Лизингодатели не только научились более строго относиться к рискам, но и повышать уровень сервиса и увеличивать разнообразие программ и опций на этапе подъема экономики. Все большее распространение получают совместные акции лизингодателей с производителями и дилерами, благодаря чему клиент может получить лизинг по вполне приемлемой цене и довольно оперативно.

Это розничные скоринговые программы, когда финансирование представляется после предоставления минимального пакета документов, за 3–4 дня. Михаил Персидский («Номос-Лизинг») считает, что с учетом постоянно растущих требований со стороны лизингополучателей крайне выгодна реализация проектов по оперативному (операционному) лизингу, когда клиент выставляет свои пожелания, а менеджер компании осуществляет подбор техники, выгодного автосалона-партнера и ведет договор. Лизингополучатель не хочет тратить время на подбор имущества и подготовку документов и ждет максимальной простоты проведения сделки.

Начать дискуссию