Малый и средний бизнес

Достучаться до небес

На развивающемся российском рынке купли-продажи малого и среднего бизнеса все еще обнаруживается множество нерешенных проблем.

На развивающемся российском рынке купли-продажи малого и среднего бизнеса все еще обнаруживается множество нерешенных проблем. Список «профзаболеваний» изряден. Однако самым слабым звеном, на мой взгляд, является отсутствие эффективных коммуникационных каналов, которые продвигали бы предложения о продаже бизнеса.

В американских пособиях тема оповещения потенциальных покупателей обычно прописана в одном предложении: «Необходимо дать рекламные объявления и ждать обращений». Вот так, коротко и без лишних деталей.

Изучив опыт заокеанских коллег, я понял, насколько легко и просто им там живется. Чтобы донести информацию до широкого круга инвесторов, достаточно разместить объявление в воскресной газете, издающейся в каждом штате. Ведь читают ее абсолютно все — от местных «олигархов» до домохозяек. Дополнительный и более специализированный канал продвижения — бюллетень ассоциации бизнес-брокеров, он также выходит в каждом штате. Потому-то авторы книг и статей, посвященных продаже бизнеса, и обходят этот вопрос стороной. Ибо «вопросом» он не является.

Другое дело — наша необъятная страна с ее «спецификой» и «уникальностью». Начнем с того, что среди региональных предпринимателей бытует устойчивое мнение, что все без исключения «богатые» (то есть потенциальные приобретатели предприятий малого и среднего бизнеса) сосредоточены на подмосковной Рублевке, а в свободное от инвестирования время прогуливаются по Арбату. Разумеется, в белых штанах.

Частично готов согласиться с подобным представлением. В Москве и правда можно обнаружить несколько десятков тысяч человек, способных выложить 700–800 тысяч долларов за действующий бизнес. Вот только никто этих людей не видел и не видит! И уж точно до сих пор не существует эффективных способов разом достучаться до многочисленной группы, представленной чиновниками, предпринимателями, топ-менеджерами, биржевыми спекулянтами и тюменскими нефтяниками, чтобы убедить их купить замечательную компанию по цене трехкомнатной квартиры в столице.

Среди предпринимателей наибольшей популярностью пользуется самый незамысловатый метод, описываемый нехитрой формулой «разбросать объявления по сайтам». Поскольку финансирования такой метод не предусматривает, объявления чаще всего размещают на бесплатных интернетовских досках объявлений. А само по себе это увлекательное мероприятие поручают секретарю или менеджеру. В итоге объявление о продаже пекарни в Твери появляется на портале украинских производителей кирпича или теряется среди ссылок на эротические сайты.

Для тех, кто готов немного потратиться на продвижение, существует несколько платных ресурсов. В частности, портал «БизТорг» или газета «Из рук в руки».

Однако усилиями самих предпринимателей и посредников, публикующих здесь свои объявления о продаже чего угодно, только не бизнеса (недвижимости, земельных участков, проектов на стадии «кончились деньги», объектов, ведущих «активную загробную жизнь», и т. п.), эти способы коммуникации с потенциальными покупателями теряют былую популярность.

Среди инвесторов уже бытует мнение, что действительно привлекательные объекты в открытую продажу не поступают. А если и найдется случайно что-нибудь подходящее, то цену следует сбивать как минимум на 30%, причем «не глядя».

В МОСКВЕ ЖИВЕТ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, СПОСОБНЫХ ВЫЛОЖИТЬ $700–800 ТЫСЯЧ ЗА ДЕЙСТВУЮЩИЙ БИЗНЕС. НО ГДЕ И КАК ИХ ИСКАТЬ?

Ведущие национальные деловые газеты — очень неплохой, хотя и дорогостоящий ресурс для продвижения. Конечно, продавать малое предприятие через всероссийскую газету не имеет смысла. Но вот для того, чтобы обнаружить покупателей среднего бизнеса, эти издания можно использовать вполне. К сожалению, здесь перечень открытых каналов заканчивается. Я знаю много попыток создать единый российский бюллетень именно по продаже малого и среднего бизнеса. Но все они завершались с одним и тем же результатом. Нулевым.

Для предприятий, которые могут быть интересны отраслевым покупателям (в том числе конкурентам), финансовым и институциональным инвесторам (например, фондам прямых инвестиций), больше всего подходят закрытые каналы коммуникации, обеспечивающие соблюдение с одной стороны конфиденциальности, а с другой — должной адресности обращений. Да и прямые затраты на такое продвижение не превышают стоимости подписки на отраслевые базы данных и изготовления презентационных материалов.

Самый же эффективный способ основан на российском менталитете (все сделки осуществляются между «своими» и «по знакомству», чуть ли не в бане) и предполагает, что у посредника есть прямые контакты с первыми лицами компаний-конкурентов и инвестиционных фондов. Тут брокер выступает в роли этакой свахи. Но ведь таким путем обеспечить нужный охват совершенно нереально!

Скажем, после восьми лет работы в этом сегменте я могу похвастать личными знакомствами с людьми, принимающими решения в 7–8 ведущих компаниях каждой из отраслей, с которыми чаще всего сталкивался (мясопереработка, кондитерская и мебельная промышленность, телекоммуникации, издательский и типографский бизнес, производство замороженных полуфабрикатов), и в десяти инвестиционных фондах, не более того. А пробиться к незнакомому первому лицу через «секретарский заслон» бывает очень непросто.

Приведу типичный пример. Продвигая предложение о продаже автосалона, я обзванивал ведущих московских автодилеров. С трудом выйдя на секретаря президента одной из компаний и назвавшись, объяснил, что хочу представить вниманию первого лица предложение о покупке автосалона. Ответ секретаря был категоричен: «Я соединю вас с маркетинговым отделом».

Еле дозвонившись во второй раз, я максимально четко и членораздельно повторил, что по поручению клиента продаю автосалон. «А, ну тогда вам — в отдел продаж», — сделала «логичный» вывод рецепционистка.

На третий раз в стремлении объяснить, что мне нужен как минимум генеральный директор, компетентный принимать решение о сделке, я назвал оценочную сумму актива — 120 миллионов рублей. «А, 120 миллионов, — автоматически отреагировал мелодичный телефонный голос. — Так бы сразу и сказали. Тогда вам — в бухгалтерию!»

Я уж не говорю о том, как у нас отвечают на обычные и электронные письма. Вернее, как не отвечают.

В итоге получается, что в процессе поиска, а точнее нахождения реального покупателя определяющую роль в России играет случай. Например: топ-менеджер в самолете от нечего делать читает предложенную стюардессой газету. Просматривает объявление, которое западает ему в голову, но газету забывает в самолете. А через две недели отыскивает телефон рекламного отдела издания и узнает контактный телефон бизнес-брокера. Точно так же покупателям бизнеса иногда случайно (хотя, наверное, все-таки не совсем случайно — не верю я в «чистую» неожиданность) попадаются привлекательные объекты. Но какова вероятность таких событий?

БЫТУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО ВСЕ «БОГАТЫЕ» ПОКУПАТЕЛИ СОСРЕДОТОЧЕНЫ НА РУБЛЕВКЕ, А В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ОНИ ХОДЯТ ПО АРБАТУ В БЕЛЫХ ШТАНАХ

Вот еще одна почти курьезная, но реальная ситуация. Крупная американская нефтехимическая компания в ноябре прошлого года вышла на российский рынок с целью покупки профильных российских фирм. Составив перечень привлекательных объектов, руководитель московского офиса провел почтовую рассылку предложений о покупке. Через несколько месяцев стало ясно, что такого рода усилия тщетны. И компания решила обратиться за помощью к консультанту. Этим консультантом оказался я.

На второй день после встречи понимаю: у меня есть то, что они ищут. А именно — замечательное предприятие в Московской области, с владельцем которого я сотрудничаю с ноября прошлого года. После ознакомления с инвестиционным меморандумом руководитель московского офиса пришел в неописуемый восторг. Но вот что странно. К тому моменту уже минимум полгода объявление о продаже этого предприятия размещалось на «БизТорге» и несколько раз публиковалось в ведущей деловой газете!

Самое интересное произошло при посещении объекта. Закончив осмотр, покупатель спросил у продавца: «А вы наше письмо с предложением о покупке в ноябре прошлого года не получали?» «Наверное, получал… Но оно, скорее всего, не пошло дальше секретаря».

Думаю, со временем все мы придем к более организованному рынку. В том числе — и в плане коммуникационных каналов. А пока приходится работать, прилагая неимоверные усилия, чтобы достучаться до небес.

78%

Старт обучения в удобное Вам время

Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С

Курс для тех, кто хочет научиться бухгалтерии с нуля и применять знания на любом участке учета: вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, работать в 1С, управлять финансами и оптимизировать налоги.

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

✈ Производителей беспилотников могут освободить от НДС

Сейчас льготы по НДС распространяются только на беспилотники тяжелее 30 кг. Это собираются изменить и распространить нулевую ставку на БПЛА массой от 0,15 кг.

Общество

Депутаты призвали заморозить тарифы ЖКУ

Управляющие компании повышают плату за услуги ЖКХ на 20-25%, но обслуживание не становится качественным. Поэтому Сергей Миронов просит кабмин ввести мораторий на рост цен в этой сфере.

НДФЛ

💌 Подарочный сертификат сотруднику может идти с одним из двух кодов дохода

Работодатели обязаны указывать специальные коды доходов при передаче сотрудникам подарочных сертификатов. Сумма до 4 000 рублей в год не подлежит налогообложению.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Герои и полные кавалеры не освобождены от НДФЛ, но есть льготы по налогам на имущество

Герои СССР/России, а также полные кавалеры ордена Славы имеют право на освобождение от уплаты транспортного налога для определенных видов техники, а также на снижение налоговой базы по земельному и налогу на имущество.

Минфин напомнил о приоритете норм второй части НК при расчете налоговой базы

Специальные нормы НК РФ имеют приоритет при определении стоимости товаров и услуг для расчета налогов.

Сергей Миронов предложил провести кредитную амнистию в России

По данным депутата, половина россиян тратит на выплаты банкам до 30% дохода. Чтобы повысить уровень жизни, нужна кредитная амнистия.

Екатерина Кожина

Как узнать территориальный код фсс с 2025 г.

Добрый день! Есть возможность как то узнать территориальный код или код подчиненности фсс для обмена по больничным листам... По фирмам открытым ранее все действует...

Читать полностью

Эксперт:

Оксана Сутормина

Оксана Сутормина
Эксперт

Здравствуйте.

Сейчас практически каждый регион имеет телеграмм-чат ОСФР. В поисковике наберите "телеграмм-чат сфр страхователи ... (регион)"...

Читать полностью

Суд: взносы не начисляют на выплаты работникам при чрезвычайных обстоятельствах

Арбитражный суд признал единовременную материальную помощь при пожаре социальной выплатой, не облагаемой взносами на травматизм.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: экс-президент Грузии тратил госденьги на ботокс, в Татарстане работают мигранты из Мьянмы, а в Москве обещают тепло до +18

Подготовили обзор главных событий дня — 12 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Воинский учет

Электронная подача данных в военкоматы: как это работает на текущий момент

Граждане и организации-работодатели смогут отправлять документы в военкоматы через портал Госуслуг, но соответствующие сервисы пока не запущены. Для перехода на ЭДО с военкоматами потребуется усиленная электронная подпись и ответственный сотрудник в штате организации.

Обучение для бухгалтеров

Как оформить счет на оплату в электронном виде

С 20 марта 2025 года счет на оплату можно оформить электронно. Рассказываем, как будет выглядеть утвержденный ФНС формат счета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Вышло первое бухгалтерское решение, которое убрало ручную работу из сбора оплат

Теперь все счета, выставленные в 1С, можно сразу отправлять в банк без ручной загрузки, сверки и постоянного контроля поступлений.

Запретят рекламу тарологов, астрологов и магов. ♋«Ночной бухгалтер» № 1889

Шарлатаны и мошенники, которые ведут эзотерическую деятельность, не смогут рекламировать свои услуги.

Запретят рекламу тарологов, астрологов и магов. ♋«Ночной бухгалтер» № 1889
Маркетплейсы

Маркетплейсам предложили выписывать штрафы за отсутствие маркировки платных объявлений

Если маркетплейс в поисковой выдаче не будет указывать, что это объявление оплачено, то его предлагают штрафовать на сумму до 500 тысяч рублей.

Зарплата

Для пересчета работодателем зарплаты справку о стаже можно предоставить в любой момент

Некорректное начисление и выплата заработной платы может быть связано с отсутствием у работодателя справки от работника с предыдущего места работы о стаже, выслуге лет.

Отпуска

Можно ли взять ежегодный оплачиваемый отпуск сразу после декрета: позиция Минтруда

На практике возможны три ситуации с декретным отпуском, переходящим в ежегодный оплачиваемый.

Суд обязал включать материальную помощь в базу по взносам на травматизм

Матпомощь сотрудникам на лечение и операции должна учитываться при расчете страховых взносов на травматизм. К такому выводу пришли суды в споре между компанией и СФР.

УСН

У ИП с сотрудниками на УСН+ПСН изначально есть три варианта уменьшения отчислений

Индивидуальные предприниматели на УСН + патенте имеют право снизить налоговую нагрузку за счет взносов за сотрудников, но размер вычета зависит от их занятости в конкретных видах деятельности.

НДФЛ

Минфин: нет НДФЛ и страховых взносов с выплат белорусским предпринимателям

Физические лица из Республики Беларусь, зарегистрированные как ИП и выполняющие работы дистанционно в РБ, освобождены от налоговых обязательств в РФ.

По следам интересных судебных дел или…

В каких случаях переводы между супругами считаются семейными расходами, а не сделками?

По следам интересных судебных дел или…

Интересные материалы

Упростите работу с документами — освойте главные инструменты ЭДО на новом курсе «Клерка»

ЭДО сильно упрощает труд бухгалтеров и кадровиков. С ним легко делать массовые рассылки для сотрудников, согласовывать договоры с контрагентами и направлять данные в госорганы. В 2025 году он стал еще и обязательным для сдачи некоторой отчетности. Получите практические рекомендации по применению ЭДО с нуля на новом онлайн-курсе «Работа с ЭДО».