АМЕРИКАНСКИЙ РЫНОК ФАСТФУДА — ОДИН ИЗ САМЫХ ЖЕСТКИХ В МИРЕ. ОСОБЕННО В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ГАМБУРГЕРОВ — ЛЮБИМОЙ ЕДЫ ЖИТЕЛЕЙ США. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВСЕ ЧАЩЕ В РАЗНЫХ КОНЦАХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ НАЧИНАЮТ ПОЯВЛЯТЬСЯ НЕБОЛЬШИЕ СЕТИ, СУМЕВШИЕ УРВАТЬ СВОЮ НИШУ ДАЖЕ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ ГИГАНТОВ ВРОДЕ MCDONALDS И BURGER KING.
Каждой удается найти свою «фишку», которая привлекает лояльных покупателей, уставших от однообразной диеты крупных сетей. Для Ханса Хесса, владельца Elevation Burger, такой фишкой стал вкус — точнее, его стопроцентная натуральность.
В теперь уже далеком 2002 году Хесс, тогда еще рядовой риелтор и физик по образованию, сменивший более двадцати рабочих мест, не представлял свою жизнь без гамбургеров и фастфуд-ресторанов — но редко оставался доволен ими, мысленно составляя свой список улучшений после каждого посещения. При поддержке своей жены Эйприл он ушел из агентства по недвижимости и стал создавать свою собственную концепцию гамбургера — учитывающую новомодное стремление американцев к более здоровой пище. Название родилось очень быстро: «Elevation» (подъем) — это выход бургера на новый, никем доселе не виданный уровень.
Впрочем, поначалу мечты с реальностью не сошлись: открытие первого ресторана в Вирджинии затянулось на долгие три года. Однако успех пришел быстро: местные клиенты оценили гамбургеры Хесса, и свободные средства на расширение сети у него появились довольно скоро.
В чем состояло ноу-хау Elevation Burger? Философию Хесса в полной мере отражает слоган компании: «Ингредиенты имеют значение».
Главный из них, разумеется, — мясо. В отличие от McDonalds или даже небольших конкурентов вроде Five Guys, Elevation не закупает мясо у крупных корпораций, предпочитая кооператив, объединяющий около 30 семейных ферм. Их говядина сертифицирована Министерством сельского хозяйства США, но при этом животные находятся в совершенно отличных от промышленных условиях — питаются только травой и содержатся на просторных пастбищах. Как утверждает директор по развитию Elevation Крис Ламберт, в результате мясо просто имеет другой вкус — что подтверждают и многочисленные опросы клиентов. Разумеется, оно дороже — но Хесс утверждает, что ему удается добиться конкурентоспособного уровня цен за счет тщательного выстраивания отношений с поставщиками.
Дальше — больше. В противоположность конкурентам, в Elevation жарят картошку на оливковом масле: оно дороже, но более полезно для здоровья и имеет более долгий цикл использования. От посторонних привкусов удалось избавиться за счет собственной патентованной технологии двойной очистки (кстати, это не единственный патент Хесса: специально для Elevation он изобрел особую сковороду для жарки мяса). «Мне все говорили, что это просто невозможно — от конкурентов до прессы и поваров, — вспоминает Хесс. — Но у нас все получилось! Мы единственная сеть фастфуда, которая жарит на оливковом масле». Кроме того, сотрудники Хесса никогда не накапливают гору порций на специальной стойке: каждая упаковка картошки готовится ровно четыре минуты после заказа клиента. При этом Хесс специально придерживается максимально простого меню: гамбургеры, картошка, салат, вегетарианские бутерброды (очередная находка — поджаривать их в печи для багетов) и печенье по рецепту самого Ханса.
ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ СЕТЬ ELEVATION BURGER ЗАПУСТИЛА СОБСТВЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ IPHONE: ТЕПЕРЬ ГАМБУРГЕРЫ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ЗАРАНЕЕ, ЗАПЛАТИВ КРЕДИТНОЙ КАРТОЙ И ВЫБРАВ ЛЮБОЕ УДОБНОЕ ВРЕМЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКАЗА.
Еще одно ноу-хау связано с молочными коктейлями: их готовят не в обычном металлическом стакане, а прямо в бумажном. Как утверждают в компании, это значительно сокращает лишний расход продукции — а значит, и объемы отходов. Такого рода экологическая эффективность и экономия — один из основных приоритетов Ханса Хесса. Во всех ресторанах сети используется специальная система, которая автоматически понижает уровень освещения, если на ресторан светит солнце. Вся мебель изготавливается из натуральных материалов вроде бамбука или спрессованного сорго, что позволяет ее без особых проблем перерабатывать. Кстати, «зеленые» пристрастия Хесса вылились в еще один преуспевающий бизнес: в 2007 году он запустил службу такси EnviroCab, использующую исключительно автомобили с гибридными двигателями, — за что даже получил награду от Washington Business Journal.
Сервис — это тоже направление, в котором Хесс стремится развивать свои конкурентные преимущества. Чтобы не образовывать очередей, клиенты Elevation дожидаются своего заказа за столиком — и если в ресторане не слишком много покупателей, кассиры сами приносят заказ.
Одной из первых сеть запустила собственное приложение для iPhone: теперь гамбургеры можно заказать заранее, оплатив кредитной картой и выбрав любое удобное время получения заказа.
Схема развития у Elevation Burger вполне традиционная, но весьма продуктивная — франчайзинг в партнерстве с агентством Fransmart. Сейчас в сети уже более десятка ресторанов, и около 60 соглашений о франчайзинге находятся в стадии подписания. По оценкам Хесса, к 2013 году сеть охватит более сотни точек — и ее уже нельзя будет назвать небольшой. Самая свежая новость — открытие франчайзи в Кувейте. И пусть это будет всего лишь один из сотни ресторанов в огромном молле — другие предложения с Ближнего Востока уже поступают.
Начать дискуссию