Источник: деловая газета Взгляд
Большой разрыв между богатыми и бедными глава Минфина Алексей Кудрин считает одной из тех проблем, которые России предстоит решить поскорее. Эксперты предлагают в качестве решения проблемы изменение налоговой системы и реальную борьбу с коррупцией.
Потенциал роста ВВП РФ за счет нефтегазового сектора исчерпан, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Выступая на форуме «Россия-2011», организованном «Тройкой Диалог», глава Минфина заявил, что России предстоит догнать страны BRIC по темпам роста, не опираясь на сырьевой рынок, а кроме того, решить проблему разрыва между бедными и богатыми гражданами.
«У России есть проблема неравенства доходов, и это создает чувство социальной несправедливости»
По мнению министра, этот разрыв можно преодолеть в том числе за счет увеличения возможностей частного сектора, за счет роста предпринимательских доходов. В России достаточно высокий уровень отличия доходов богатых и бедных, он выше, чем в среднем по Европе, чем в развитых странах, посетовал министр.
Более того, доходы населения от предпринимательской деятельности в Москве в несколько раз превышают средний показатель по России, который находится на низком уровне.
К слову, проблема социального неравенства актуальна не только для России. К примеру, к началу 2010 года разрыв в доходах между богатыми и бедными жителями США достиг максимального уровня за всю историю наблюдений (с 1967 года исследование проводит Бюро переписи населения страны) – 14,5. В 2008 году аналогичный показатель составил 13,6, а в 1968 году – 7,69.
На долю 20% жителей США (с ежегодным заработком более 100 тыс. долларов) приходится 49,4% всех доходов страны. На долю 20% американцев, живущих за чертой бедности (доход на семью из четырех человек составляет немногим менее 22 тыс. долларов), приходится 3,4% общего дохода.
Для сравнения: около трети доходов страны (по данным Росстата) получают сегодня 10% самых богатых жителей России, а 10% самых бедных – лишь 1,9% суммарных доходов.
По мнению экспертов, способов сократить разрыв между богатыми и бедными довольно много – их уже опробовали на себе государства с развитыми экономиками. Проблема в том, что почти все они могут встретить недовольство не только среди богатых, но и среди бедных. Старший юрист юридической компании «Налоговик» Антон Кротин приводит в пример Германию, где были введены довольно высокие расценки на коммунальные услуги и санкции за загрязнение окружающей среды.
«И граждан, и предприятия такой расклад не устраивает. Но это дало толчок к развитию науки и наукоемких предприятий. Собственники частных домов (а не квартир) и производств стали вкладывать средства для приобретения сберегающих энергию, воду и воздух технологий. Предприниматели, имеющие вместо больших капиталов высокий интеллектуальный потенциал, могли неплохо заработать на сложившейся в Германии тенденции», – говорит эксперт.
При этом Кротин считает маловероятным использование данного опыта в России, в основном из-за «системных проблем», связанных, прежде всего, с разницей в доходности граждан разных субъектов РФ.
«В России больше всего зарабатывают в Москве, поскольку там расположен финансовый центр страны и туда направляются для распределения налоговые отчисления. В Германии все получилось благодаря системе горизонтального финансирования субъектов федерации: богатые регионы делятся с бедными», – объясняет Кротин.
Возможно, если снизить налоговое бремя субъектов Российской Федерации (особенно в части отчислений в страховые фонды и по налогу на прибыль), привлекательность ведения бизнеса для граждан повысится. А это уже будет мотивировать предпринимательскую активность населения, считает эксперт.
Разрыв между богатыми и бедными можно было бы сократить за счет реформирования налоговой системы, соглашается управляющий партнер «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Иван Андриевский. У бизнеса после уплаты всех налогов должна оставаться возможность для собственного развития, убежден он.
«Одним из популярных инструментов сокращения разрыва в доходах в развитых странах является прогрессивная шкала налогообложения. Однако в большинстве случаев у богатых людей остаются возможности, в том числе и легальные, платить меньше налогов», – отмечает Андриевский.
В России развивать бизнес и наращивать доходы при ныне существующих налогах без коррупции крайне затруднительно, добавляет управляющий партнер ГК «Содействие бизнес проектам» Ольга Пономарева.
«Нельзя сократить разрыв между бедными и богатыми, не создав конкурентный рынок. Поменять рынок откатов и рынок коррупции в России на рынок конкуренции, игнорируя принцип «закон должны соблюдать все и каждый», невозможно», – замечает она.
По словам Пономаревой, усилить такую борьбу с бедностью можно за счет снижения налогов, совершенствования фискальной системы и ее администрирования, сокращения числа чиновников. Для ликвидации бедности этого будет более чем достаточно.
Впрочем, дело не только в самой разнице в доходах, но и в низком качестве жизни населения, уверены эксперты. Решением этих проблем нужно заниматься одновременно. В противном случае толка будет мало.
Начать дискуссию