В ЭТОМ НОМЕРЕ ОКАЗАЛОСЬ КАК-ТО ОЧЕНЬ МНОГО МАТЕРИАЛОВ О НЕПРИЯТНОМ. О РИСКАХ И УГРОЗАХ, ВЫЗОВАХ И ПРОБЛЕМАХ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НЕ ВСЕ ЖЕ УЛЫБАТЬСЯ, КАК НАШИ ОПТИМИСТИЧНЫЕ ДРУЗЬЯ-АМЕРИКАНЦЫ. НЕСОМНЕННЫЕ УСПЕХИ РОССИЙСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ВРОДЕ БЫ ВЕСЬМА РАСПОЛАГАЮТ К ТОМУ, ЧТОБЫ И МЫ ОВЛАДЕЛИ ЗАОКЕАНСКОЙ ГРИМАСОЙ, СИМВОЛИЗИРУЮЩЕЙ МАНИАКАЛЬНУЮ ВЕРУ В УСПЕХ. НО ДЛЯ БУРНОЙ РАДОСТИ У НАС ПОКА НЕ МНОГО ПОВОДОВ. С КЕМ НИ ПОГОВОРИШЬ, У ВСЕХ СВОИ ТРУДНОСТИ.
Вот продаете вы путевки на теплые курорты, делаете все по науке. А потом бац — вторая смена. Египтяне устраивают революцию, и все ваши планы летят в тартарары.
Вы развиваете сеть киосков, мечтаете о том, что когда-нибудь выскочите из замкнутого круга, по которому бегает малый бизнес, и построите что-то большое и красивое. Но назавтра прежнему городскому голове дают пинка. А новому ваши киоски не нравятся. И вот уже все ваши мечты болтаются на тросе подъемного крана, как на виселице. А затем и вовсе делают вам ручкой, уезжая на платформе грузовика.
Нас воспитывали с опорой на исторические ценности пусть теперь и ушедшей, но все-таки великой эпохи, не просто фиксируя нужные опорные символы, но и привязывая к ним правильные ключевые слова. А теперь предлагают милицейского сержанта именовать «господин полицейский». Хорошо еще не «господин полицай». И на том спасибо. Кстати, а мы-то все кто? Господа? Судари и сударыни? Или по-прежнему «товарищи»?
Вы нанимаете вроде бы перспективного менеджера с богатым, хотя и подозрительно обширным послужным списком. А через полгода выясняется, что пригрели не просто карьериста, но еще и подонка, который, даже не сказав «До свидания!», унес с собой к конкурентам все ваши ноу-хау, базы данных, контакты, а главное — вынашиваемые не один год идеи. Выстраданные, тщательно оберегаемые и почти дождавшиеся воплощения.
Все говорят, что кризис закончился. Эксперты жонглируют показателями и индикаторами, процентами и миллионами. А потом знакомый аналитик дает почитать умную заграничную статью, из которой следует: о стабильности и плавном развитии рынка можно забыть. Потому что мы вступаем в эпоху хаоса и турбулентности. А значит, кризисы будут происходить каждый день, каждую минуту. Неожиданные, непрогнозируемые. Гуру советует проявлять гибкость и учиться управлять «лайнером» бизнеса в любых условиях. Так мы и без того тут все извертелись от этой гибкости без всякой турбулентности. Что же теперь, узлом завязаться?
Вы восхищаетесь Интернетом, пользуетесь новыми услугами, сервисами и источниками информации, нахваливая результаты технологического прогресса. А в один прекрасный день выясняете, что Сеть — это новая угроза. Персонально для вас. Потому что конкуренты уже успели развернуть свой бизнес в виртуальном пространстве, а вы еще остаетесь пассивным читателем Веба. И догнать этих шустрых парней будет теперь очень непросто.
Вы делаете нормальный, обычный (зато, кажется, вполне устойчивый и даже потихоньку растущий) бизнес. Хочется, чтоб так было всегда. Но оказывается, кто-то уже решил выпихнуть вас из обоймы как отсыревший патрон. Нет, ничего личного. Просто молодые выскочки выводят на рынок инновацию-киллера, которая убивает ваше дело на корню. Только и всего.
Вы согласны с властями, что стране нужна модернизация. И, как волевой человек, решаете начать с себя. Вы уже почти готовы запустить рисковый проект, который в случае удачи принесет славу всей Отчизне. Но под Новый год вас извещают, что выплаты в социальные фонды придется поднять. Потому что кто-то там что-то не так рассчитал, и пенсионная система накрылась медным тазом. Так что с инновацией вам придется подождать. Впрочем, ждать недолго. Те самые умные и оборотистые ребята из других стран скоро выкатят на рынок ровно то же самое. Природа не терпит пустоты. Тем более, природа рыночная.
Вы пытаетесь сделать что-то доброе и хорошее. Платите людям зарплату и поддерживаете их карьерный рост. Производите товары и оказываете услуги, пополняете бюджет налогами. И даже помогаете детскому дому. Но вас все равно подозревают в том, что вы — вор, прохиндей, рабовладелец и кровосос. А потому проверяют, тормошат и рассматривают в микроскоп, как блоху. Причем проверяют как раз те, кто искренне упивается возможностями, открываемыми чиновничьим креслом. Их жизнь, в отличие от вашей, удалась с самого начала. Это они проносятся мимо на блестящих черных машинах премиум-класса с синими лампочками на крыше. Они не создают рабочих мест, не оказывают услуг и не производят товаров. Они нужны для того, чтобы вы помнили свое место. На обочине. Пока они не проедут.
Иногда вы думаете, что это сон. Но это — быль. Пусть даже и напоминающая порождение чьего-то сумрачного сознания.
Что остается делать? Делать бизнес. Хороший, полезный и светлый.
Тьма боится света. И свет, наверное, победит. Когда-нибудь. Хотя лучше все-таки спросить у Лукьяненко.
Комментарии
1Тошно на душе в последнее время , только и жду, что весны и солнца, больше и ждать-то нечего , один негатив кругом : телевидение,пресса,интернет - все заваливают проблемами, восстаниями, ЖКХ оборзело вконец , медицина,образование- отстойные. Чиновники - за редким исключением - презрение во взгляде и тоне , непрофессиональные. Или это только мне так "везет"? При всем при этом, я -успешный внешне человек, каково-же тем,у кого мало денег и жизнь не сложилась ? Они то как выживают?