Страны «большой семерки» сегодня впервые более чем за 10 лет проводят совместные интервенции, чтобы добиться снижения курса иены, который сильно вырос после землетрясения 11 марта.
В четверг курс иены достиг рекордного максимума к доллару США со времен Второй мировой войны — 76,36 иены. Укрепление валюты участники рынка объясняют тем, что японские компании стали репатриировать деньги из-за рубежа. В частности, страховые компании продают иностранные активы и покупают иены, так как им предстоят значительные выплаты пострадавшим от землетрясения, — по крайней мере, так считают многие участники валютного рынка, игравшие в последние дни на повышение курса иены. Однако укрепление иены подрывает конкурентоспособность японских экспортеров, от которых сильно зависит экономика страны. Согласно опросу экспортеров, который ежегодно проводит правительство и результаты которого были обнародованы 11 марта, они сохраняют рентабельность при 86,3 иены/$ или более слабом курсе (год назад — 92,9 иены/$).
Японские власти первыми открыли валютный фронт: благодаря их интервенциям курс иены утром в Токио упал более чем на 3%. Каждая из стран «семерки» будет сегодня продавать иены по мере открытия своих рынков, заявил министр финансов Японии Йосихико Нода. Страны G7 обеспечат полномасштабное сотрудничество с Японией, говорится в их совместном заявлении, опубликованном после телефонной конференции с участием министров финансов и руководителей центробанков семи стран.
ЦБ Японии также заявил, что проведет «масштабное смягчение денежной политики», чтобы сократить риски сползания экономики в рецессию.
После него к борьбе за дешевую иену подключились уже на европейских торгах Банк Англии и центробанки Германии, Франции и Италии; об этом говорится в их заявлениях. К 14.00 МСК курс иены составил 81,48 иены/$.
«Если они смогут стабилизировать иену, это поддержит экономику, — цитирует Bloomberg Томаса Харра, начальника отдела валютной стратегии Standard Chartered в Сингапуре. — Шансы на успех при совместных интервенциях выше, чем если бы их проводил только Банк Японии».
История свидетельствует, что кардинально переломить ситуацию на валютном рынке способны лишь совместные интервенции, проведенные в удачный момент, отмечает Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney. Именно так и произошло после предыдущей совместной интервенции ведущих центробанков: в сентябре 2000 г. они поддержали курс евро, который менее чем за два года своего существования опустился с $1,17 до $0,82. Это положило конец «медвежьему» тренду для евро. После консолидации в течение нескольких месяцев курс начал расти в феврале 2001 г., что ознаменовало начало долгосрочного «медвежьего» рынка уже для доллара.
Начать дискуссию