Афоризмы
Очень часто люди, желая убедить своих слушателей (оппонентов, самих себя) в своей правоте, приводят в качестве аргументов цитаты известных личностей или ситуации и факты из их жизни. А есть ли актуальность и значимость для бизнеса этих аргументов сейчас? Насколько неоднозначно или многопланово можно истолковать их? Свое мнение на эту тему высказывают:
Александр Владимирович Меренков, генеральный директор «Страховой компании «СЕВЕРНАЯ КАЗНА»; Арсений Витальевич Ли, руководитель и арт-директор дизайн-бюро «Револьверарт»; Марина Чумакова, исполнительный директор группы компаний «МедиаПартнер».
«УП»: Как-то раз, выходя из офиса, Джей Пи Морган увидел молодого человека, который подошел к нему и сказал: «Купите у меня формулу стопроцентного успеха за 25 000 фунтов!» Морган согласился, но при условии, что за неделю он проверит ее успешность. Спустя семь дней он заплатил парню всю эту сумму.
Формула такая: 1) каждое утро составляйте список дел, которые вам надо сделать сегодня; 2) делайте их; 3) убедитесь, что намеченные дела не расходятся с вашей бизнес-концепцией. Доказывает ли эта формула свою эффективность на примере Вашего бизнеса?
Александр Меренков: Основываясь на своем опыте, могу сказать, что список дел лучше составлять с вечера, а утром критично просматривать. Еще лучше использовать Outlook, чтобы список дел формировался автоматически. Насчет пункта «делайте» — комментарии излишни: нечего писать то, что не будешь делать. А насчет п. 3 — нужно понимать свою миссию, видеть будущее, тогда будешь понимать, что делать, а что не делать, что твое, а что не твое. Движение без целей приводит в никуда. Насчет цены — сегодня сам провожу тренинги для сотрудников и партнеров-бизнесменов по темам тайм-менеджмента и целеполагания, и это стоит значительно дешевле, обидно…
Арсений Ли: Мой научный руководитель в университете говорил мне, что планировать, сверяться со своими планами, а потом корректировать те, что несколько отклонились от реальной ситуации, совершенно нормально для любого человека, стремящегося к рациональному восприятию мира, так как на этих трех принципах основана высшая нервная деятельность. По этой причине, думается мне, Морган ни пенни не заплатил парню, а это всего лишь красивая легенда.
Марина Чумакова: В нашей работе мы поступаем в соответствии с этим высказыванием. Проводим сессию стратегического планирования на три года, потом корректируем ее по целям и задачам на год, а дальше руководители подразделений формируют план работ на месяц. Я уверена, что успех деятельности зависит от того оперативного управления, которое осуществляет каждый сотрудник, контролируя свои планы и работу ежедневно, еженедельно, ежемесячно… На самом деле все правила тайм-менеджмента работают.
«УП»: Дуайт Эйзенхауэр, будучи генералом армии США, сказал, готовясь к битве: «Я убедился в том, что планы бесполезны. Но анализ и планирование необходимы». Ваши комментарии на примере бизнеса?
Александр Меренков: Любой план устаревает в момент его принятия, но без плана невозможно добиться цели. Когда собственники продали банк — нашего основного акционера, цель была понятна — выжить и сохранить самостоятельность. Планы достижения этой цели менялись иногда несколько раз за неделю. Прошло почти три года, цель практически достигнута — выжили, сохранили самостоятельность, привлекли новых акционеров, сделали сеть филиалов по России. Теперь новая цель — войти в 30 крупнейших страховых компаний России. Под эту цель есть новые планы.
Арсений Ли: Эйзенхауэр, как любой образованный военный, любил щегольнуть парадоксальными суждениями на манер Македонского. Пижон. Возможно, во время ведения боевых действий, в которых участвуют огромные человеческие массы, что-то такое и оправданно. В нашей же деятельности мы пытаемся сегментировать общение и свести количество собеседников к минимуму. Это все равно если бы Эйзенхауэр разобрался с Роммелем тет-а-тет. Поэтому, общаясь непосредственно с принимающими решения и обладающими максимумом необходимой нам информации топ-менеджерами, мы достаточно успешно планируем и руководствуемся этими планами.
Марина Чумакова: С этим высказыванием полностью сложно согласиться. Возможно, с точки зрения военных, планы действительно бесполезны… В бизнесе немного не так. Строить планы важно и нужно, как и анализировать деятельность, четко и детально планировать ее. Например, в Японии планы строятся на 300 лет вперед. В России это невозможно, а вот трехлетний стратегический план вполне реален, прозрачен и реализуем.
«УП»: Правило Парето: 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата. Работает ли оно в бизнесе?
Александр Меренков: Сложно комментировать очевидное. Я точно знаю, что 20 % моих продавцов приносят 80 % денег, 20 % клиентов дают 80 % прибыли, 20 % моего рабочего времени дает 80 % результата компании. Остальное можно не делать.
Арсений Ли: Думаю, это правило работает в любом бизнесе, стоит только задать себе труд и проанализировать. У нас — работает.
Марина Чумакова: Наверное, с этим можно согласиться. В нашем творческом коллективе мне часто доводилось слышать: «Вот сейчас соберусь и сделаю». Это вполне нормально, ведь у каждого есть свой хронос — обычное время, и кайрос — продуктивное время.
«УП»: Согласно исследованиям, только 35 процентов менеджеров четко знают, зачем они ходят на работу. И эти 35 процентов в разы эффективнее оставшихся 65. Что надо делать, чтобы люди знали, зачем они ходят на работу?
Александр Меренков: Если человек точно знает свои жизненные и профессиональные цели, если он четко понимает, как их добиться, знает, где и как получить информацию и ресурсы, нацелен на конечный результат, тогда человек автоматически эффективен. Остальные — балбесы, которые получают деньги за просиживание штанов и бесцельную болтовню. Я думаю, что соотношение эффективности не в разы, а на порядки в пользу знающих.
Арсений Ли: Честное слово, я увольнял таких людей, которые не знают, зачем ходят на работу. С детства верил, что человек способен к изменениям. Придумывал различные способы мотивирования, но выходило себе дороже. У нас слишком специфический бизнес, здесь не может быть случайных людей, ни среди криэйтерской части, ни среди продажников. Только фанаты и суперспециалисты.
Марина Чумакова: Если мы говорим о менеджерах среднего звена, то, может быть, эта статистика действительно такова. Эти 35 % профессионально растут, ясно понимают, чего хотят от компании и от самих себя. В «МедиаПартнере» мы прикладываем очень много усилий для того, чтобы каждый сотрудник четко понимал, где он работает, каковы принципы нашей деятельности, в чем заключается миссия нашей компании. Дополнительно еще и каждый руководитель работает с мотивированием своих сотрудников. Все это в комплексе помогает нам быть командой единомышленников, где каждый понимает, зачем ходит на работу и каких целей стремится достичь.
«УП»: Одной тестовой группе студентов в темной комнате показали видеоролик с участием трех баскетболистов в белых футболках и трех в темных. Студентам было дано задание сосчитать количество пасов баскетболистов в белых футболках. Ролик длился 10 минут. Посреди ролика прямо на баскетбольную площадку вышел баскетболист в костюме огромной гориллы, дико закричал и барабанил себя в грудь кулаками в течение10 секунд, после чего ушел. Из 100 испытуемых только 8 заметили эту гориллу. Остальные были сосредоточены на подсчете пасов. Ваши комментарии применительно результатов этого опыта к бизнесу?
Александр Меренков: Есть люди, ориентированные на результат, они заметили гориллу, остальные ориентированы на процесс — они считали пасы. Чтобы быть эффективным, человек должен ощущать себя и свое тело, тогда он присутствует «здесь и сейчас» и адекватно отражает действительность, он должен уметь «создать тишину в голове», то есть убрать хаос мыслей «обо всем», тогда человек может адекватно осмысливать текущую ситуацию и думать о будущем. Он должен уметь проживать текущие эмоции как хорошие, так и плохие, тогда он открыт чувствам и сопереживанию. 90 % людей всего этого не умеют. Они не видят гориллу, они считают пасы.
Арсений Ли: Результаты этого опыта хорошо применить для профориентирования испытуемых студентов: восьмерым можно рекомендовать идти в рекламу, консалтинг и классическую науку; остальным — в клерки и младшие научные сотрудники.
Марина Чумакова: Эта история иллюстрирует, как увлеченные выполнением поставленной задачи люди увлеклись своим делом. С одной стороны, умеющие максимально концентрироваться специалисты имеют огромное значение, так как на результаты их работы можно смело полагаться. С другой — в нашей сфере нужны и такие специалисты, которые приближение этой гориллы почувствовали бы еще до того, как она появилась, сразу бы создали вокруг ее появления необходимый антураж и придумали, как гориллу можно использовать на пользу компании.
«УП»: Генеральный директор компании FedEx Фред Смит заметил, что курьерам не хватает энтузиазма. Он включил в фирму идею «золотой посылки» — любая посылка для клиента может оказаться для него «золотой» — преобразить бизнес, спасти от банкротства или осчастливить. С тех пор необходимость доставлять каждую посылку быстро и вовремя не пустой звук для сотрудников FedEx. Возможно ли применить это правило и надо ли распространять его на бизнес в целом?
Александр Меренков: Людям всегда нужна идея. 90 % решений принимается эмоционально, человек хочет принадлежать Великой Компании, он должен чувствовать свою полезность в мире. Если миссия фирмы созвучна целям работающих в ней сотрудников, бизнес эффективен. Если человек тупо ходит зарабатывать деньги без великой идеи, то у фирмы дела идут плохо — эмоций начинает не хватать клиентам и они уходят. Каждый бизнес должен осознавать свою великую идею.
Марина Чумакова: Четкое донесение миссии компании до каждого сотрудника — одно из слагаемых успеха. Здесь важна коммуникация между руководством и коллективом, когда все объяснено, как работать, по каким законам и для кого. Каждый должен знать, что его работа тоже «золото» для компании, ведь в итоговом результате участвуют все.
«УП»: Колин Пауэлл сказал: «Если вы не можете объяснить своей матери, чем занимаетесь, то, возможно, и сами не конца это понимаете». Как себе самому объяснить, чем же вы занимаетесь?
Александр Меренков: Чтобы объяснить себе, попробуйте нарисовать про себя и свою деятельность комикс для 7-летнего ребенка так, чтобы он понял. А потом напишите пояснения под рисунками простым языком. После этого найдите 7–8-летнего ребенка и дайте ему посмотреть и прочитать. Если ребенок сможет вам объяснить своим языком, что он понял, значит тогда и вы понимаете то, чем занимаетесь. Именно это и будет миссией вашего бизнеса. Я так делаю.
Арсений Ли: Совершенно согласен с высказыванием. Я для себя формулирую это так: если слоган или рекламную картинку может понять мой семилетний, но уже очень умный сын, значит можно заканчивать обкатывать и упрощать. Стоит переходить к «драпировке».
Марина Чумакова: К счастью, подобных проблем с невозможностью что-либо объяснить в отношении своей работы у меня никогда не было. Мне кажется, что здесь тоже вопрос цели, если она существует, при этом есть понимание, как к ней идти и какие дивиденды она принесет, то проблем с объяснениями не возникнет.
«УП»: Ричард Никсон говорил: «Никогда не предоставляйте мне голых фактов, а облеките их какой-никакой историей». Ваши комментарии?
Александр Меренков: 90 % решений — это эмоции. Эмоции — язык метафор, историй и анекдотов. Самая классная книга на эту тему «Похождение бравого солдата Швейка», где Швейк решает все свои проблемы, рассказывая истории из жизни, правдивые и выдуманные. Мои клиенты лучше понимают суть страхования на историях.
Арсений Ли: Именно за красивые истории подчас платят основные гонорары в рекламном и консалтинговом бизнесе. То, чем мы занимаемся, это создание красивой истории, в которую поверят клиенты нашего клиента.
Марина Чумакова: Люди разные, соответственно, у них разное восприятие информации. Кому-то достаточно сухих цифр, фактов и таблиц, другим необходима история. Вообще-то, как показывает практика, дольше всего в памяти сохраняется яркая и необычно поданная информация. Тут важными могут быть и эмоции рассказчика, его чувство юмора, умение передавать детали… Для успеха в бизнесе необходимо уметь работать с разной информацией. Впрочем, как и уметь ее подавать разными способами.
«УП»: «Мы сами учим людей тому, как относиться к нам», — сказал Уолт Дисней. Ваши комментарии?
Полная версия статьи в печатной версии журнала или на сайте через 3 месяца
Начать дискуссию