Малый и средний бизнес

Гений места: Инесса Громова

Превратила прогулки по питерским крышам в бизнес не по своей воле. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Превратила прогулки по питерским крышам в бизнес не по своей воле. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Санкт-Петербург — многомерная картина. Есть фасад. Нарядный, помпезный, величественный, эффектный. И изрядно отретушированный за последние годы. Однако взглянуть на этот город можно и по-другому. Инесса Громова решила сделать бизнес на вполне простительном интересе гостей города к тому, что показывать туристам обычно не принято. Разве что принимать это решение шесть лет назад пришлось в экстремальных условиях: после развода она не только осталась одна с двумя детьми, но еще и потеряла работу в крупной компании, где занималась внешнеэкономическими заказами.

Во взаимодействии с зарубежными контрагентами Инессе очень помогал хороший английский. А вот общий язык с руководством оказался утрачен. «В какой-то момент я осознала, — вспоминает она, — что не хочу быть объектом произвола начальства. Хотя сейчас, по прошествии лет, понимаю: причина заключалась, скорее всего, в том, что мне всегда хотелось принимать решения самостоятельно».

Что же, самостоятельность была достигнута в одночасье. Но попутно пришло понимание: обретенной свободой нужно распорядиться не только правильно, но и срочно. Для этого требовались силы. А их практически не было. Говорите, эпоха «вынужденных предпринимателей» прошла? Как бы не так. Порой именно обстоятельства заставляют человека открывать свое дело. Правда, не все получилось сразу.

В попытках вернуть утраченную гармонию Инесса возобновила занятия спортом: принялась бегать по утрам, делать зарядку. Неожиданное решение? Для России — возможно. У нас до сих пор принято переносить потери иначе. А вот американцы чаще всего поступают именно так. По крайней мере в голливудских фильмах. Если надеяться остается только на себя, прежде всего нужно вернуть себе форму. Тогда и все остальное сложится.

Пробежками и гимнастикой дело не ограничилось. Вышедшая на тропу войны за личное счастье женщина решила организовать… женскую баскетбольную команду. И ей это удалось. С помощью сайта знакомств она рассылала огромное количество писем несколько недель кряду. Отправляла приглашения всем — «от 18 до 40». С годами эта инициатива вылилась в целое движение любителей спорта: сегодня под крылом возникшего тогда женского спортивного клуба A-MEGA собралось уже три команды (по баскетболу, футболу и волейболу), проводятся международные состязания. Появились даже свои тренеры. С именем и европейскими регалиями.

Проект этот с самого начала был некоммерческим. Зато он стал для Инессы источником сил. Именно так и советуют поступать в критических жизненных ситуациях психологи: если прежняя жизнь сломалась, нужно любой ценой вырваться из привычной «капсулы». В том числе — окружив себя новыми знакомствами и событиями. За них-то и следует цепляться. Лучшего спасательного круга не найти!

А вот с запуском бизнеса все обстояло не столь гладко. Организовать свое дело Инесса долго не решалась. Смущало отсутствие опыта, а прежде всего — стартового капитала.

Все изменил случай. На Новый год знакомый подарил Громовой тоненькую книжку Юрия Мороза. «Как точно она называется, было трудно понять, — вспоминает предпринимательница. — Очень уж хитрая была обложка. То ли «Пособие для слабоумных», то ли «Пособие для гения». Главное, что «слабоумных» дизайнер зачеркнул. А на первой странице автор настоятельно предупреждал: читать книгу нужно осторожно, поскольку освоение текста способно привести к необратимым событиям в жизни. В общем, все так и произошло».

Примерно через месяц тот же самый знакомый позвонил Инессе и настойчиво порекомендовал ей принять участие в семинаре, который проводила школа, основанная автором «новогодней» книжки. Стоимость обучения показалась Громовой слишком высокой. Но знакомый уговаривал взять у него в долг. Мало того, он сам перевел деньги на счет организации, чтобы Инесса не отказалась, сообщив ей при этом, чтобы возвращала долг не раньше, чем сможет это себе позволить. Пришлось учиться.

На первом же семинаре прозвучала революционная для девушки истина: бизнес следует начинать вовсе не со стартового капитала, взятого в долг под проценты, а буквально «с нуля». Вкладывать можно лишь собственные ресурсы. Попутно выяснилось, что практикуемые в школе принципы максимально приближены к «боевым условиям»: главным требованием успешного освоения курса являлось открытие своего дела в конце обучения — ровно через месяц. В качестве первоначальных «ресурсов» школа предоставляла студентам в распоряжение места для проживания, еду, телефонный справочник — и целый город в качестве экспериментальной площадки. Мало того, уже на третий день (после двухдневного обсуждения) потребовалось провести переговоры о сотрудничестве с первым лицом любой компании. На все про все давалось три часа: в один из морозных дней «студентов» выпроводили за пределы аудитории и посоветовали вернуться с результатом. Инесса справилась. Посетив известную языковую школу, она сумела добиться аудиенции с директором и договорилась о запуске филиала в одном из пригородов Петербурга.

Вскоре Инесса участвовала уже в двух проектах — помогала другой студентке организовывать школу танцев и набирала группу детей для поездки на море с интенсивным изучением английского (это был пробный камень перед открытием филиала). «Получается, что в тот морозный день я вышла «разведенной», а вернулась — деловой женщиной», — смеется Громова.

 Через несколько месяцев состоялся очередной семинар, на котором всех попросили набросать список идей — пофантазировать о том, чем студенты хотели бы заняться в дальнейшем. Инесса быстро описала новые идеи, связанные с двумя школами. А в самом конце сделала мелкими буквами приписку: «Параллельный Питер».

Во время разбора полетов преподаватель был принципиален. Он объяснил Инессе, что все предыдущие идеи принадлежат не ей, то есть совсем не оригинальны. А потому лишь последним проектом она может заниматься с полным правом. «Надо сказать, сегодня я очень благодарна ему за ту жесткую оценку. Таким образом он сэкономил мне несколько лет жизни», — улыбается предпринимательница.

Откуда взялся этот самый «Параллельный Питер»? Инесса и прежде любила исследовать тайные закутки города: «В одном из «дворов-колодцев» я обнаружила парадную со старой мебелью. Я зашла, поднялась наверх и поняла, что через слуховое окно можно попасть на крышу. Садилось солнце. Сказать, что было красиво, — значит не сказать ничего. Небо было таким, каким я его никогда больше не видела. Ни до, ни после. Таким оно бывает, когда человек влюблен или совсем несчастен. В такие моменты мир наполняется самыми яркими красками, а чувства обостряются до предела. Город с этой точки выглядел совсем иначе. И звуки другие, тихие. С тех пор я часто поднималась туда…»

И это бизнес? Лазить по питерским крышам и брать за это деньги? В сущности… почему бы и нет? К тому же среди клиентов Громовой попадается немало заказчиков, явно пребывающих в нестабильном психологическом состоянии. «Нет, ничего страшного, — смеется Инесса. — Как правило, это влюбленные, романтичные молодые люди. К примеру, мои первые клиенты, которых я сама отвела на «свою» крышу, просто сидели там вдвоем, обнявшись. Провожали закат. Я же тихо стояла в стороне. Да и сегодня, бывает, клиенты таким образом назначают девушкам свидания. Правда, порой для этого нужно загодя отнести на крышу цветы или воздушные шарики».

Среди покупателей экстравагантных туров, предлагаемых Громовой, преобладают молодые люди. Но, как правило, приезжие. А чаще всего — москвичи, которые уже много раз бывали в Питере, но хотели бы увидеть город в ином ракурсе. «Правда, не все, как выясняется, способны на экстремальные вылазки, — говорит Инесса. — Периодически, когда наверх отправляется большая группа, один или два человека выйти на крышу не могут. Бывает, так и замирают возле слухового окна. Иногда даже плачут. Боятся. Но вот что странно. Среди таких нерешительных туристов никогда не бывает женщин! Только мужчины. Что же касается девушек, то они тоже порой не рискуют выходить на крышу. Но по другим, «гламурным» соображениям. Мы ведь не кладем на маршруте ковровых дорожек. Можно испачкаться, дорогую одежду попортить. Впрочем, мы и не скрываем, что дело это в определенном смысле маргинальное. Однажды руферу (гиду по крышам) с доступом к крыше, но без кода в парадную пришлось ждать, пока кто-то из жильцов откроет дверь. В итоге заказчица отказалась «участвовать в этой авантюре». Ей не понравилась «нелегальность» экскурсии. Но накладки бывают в любом бизнесе. Мы привыкли».

Клиенты альтернативных экскурсий по Петербургу не могут участвовать в выборе не только способа доставки на крышу, но и ее самой. Это одно из жестких условий. «Я сотрудничаю с руферами, — поясняет Громова, — именно они являются проводниками. Многое зависит от списка доступных чердаков. Причем список этот известен только им. Кодекс руфера гласит: «Никаких паролей и явок». Так что я порой даже не знаю, куда именно руфер в следующий раз поведет туристов. То есть фактически все происходит на грани фола и подтверждается в последний момент. Крыши и способы проникновения на них — ноу-хау руферов, результат их личных связей и договоренностей (с жильцами или представителями администрации, у которых есть ключи), а также — личного поиска. Ведь далеко не каждая крыша является безопасной. Подходящую для экскурсии еще надо найти. Мало того, не каждого клиента руфер возьмет с собой. Скажем, алкогольное опьянение влечет за собой стопроцентный отказ. Руферы не берут на крыши и тех, кто даже лишь чуть-чуть успел «отметить» свой приезд в Питер».

Несмотря на всю эту непредсказуемость, бизнес Инессы Громовой постепенно растет. Пусть и не быстро. Она никогда не давала рекламу. Клиенты сами находят компанию — с помощью сайта и сарафанного радио. В первый сезон руферы водили по крышам Петербурга всего по несколько клиентов в неделю. Но теперь работать приходится в режиме нон-стоп. «Иногда экскурсии идут одна за другой, — уверяет предпринимательница. — Руферы едва успевают спускаться за новой группой. Так что главное для меня сегодня — не столько наращивать поток туристов, сколько — поддерживать резерв свободных руферов. Ведь для них это побочный заработок: сегодня человек готов провести экскурсию, а завтра — нет».

Гонорар сталкера (руфера, а также проводника по улицам Питера) составляет половину сборов — от 800 рублей за полтора часа работы. Отношения с «экскурсоводами» Громова строит на доверии. Способность честно отдать «работодателю» половину денег — своего рода тест, определяющий перспективы дальнейшего сотрудничества. «Я была поражена тем, — говорит Инесса, — что многие люди способны поставить на карту отношения из‑за нескольких сотен рублей. С другой стороны, отсев происходит естественным образом. Ведь честность человека проявляется сразу, а не через месяцы».

Казалось бы, бизнес Громовой держится на честном слове. Однако предпринимательница считает, что руферское движение вряд ли умрет. А значит, на ее век экскурсий хватит. Но на всякий случай пару лет назад она решила диверсифицировать портфель туристических услуг, так что сегодня он выглядит куда менее экстремально. Зато — обеспечивает компании стабильность.

Ныне половину дохода «Параллельному Питеру» приносят пешеходные прогулки по разным районам центральной части города — Петроградской стороне, Васильевскому острову, индустриальным объектам и т. п. Однако главным критерием, которым руководствуется Инесса в выборе программы, остается собственный интерес.

— Сначала, — объясняет она, — я сама прохожу вместе со сталкером по разработанному им маршруту. Если он мне нравится, превращаю его в продукт, который можно предложить клиентам. Пешеходные экскурсии — не моя идея. К примеру, в Лондоне десятки подобных экскурсий. У нас их пока гораздо меньше. Ведь нужны экскурсоводы с особым образом мышления. Тут шаблонные «посмотрите налево — посмотрите направо» не проходят!

Есть у Инессы в запасе еще один потенциально тиражируемый продукт — стритквесты: «Организовывать такие игры с поиском ключей в городском пространстве я начала даже раньше, чем прогулки по крышам. И если на крышах я уже не появляюсь, то в квестах всегда участвую сама. Несколько лет назад мы их проводили дважды в месяц. Но потом стало ясно, что праздник не может быть «каждый день». Теперь мы устраиваем квесты один–два раза в год, под заказ. Думаю, это перспективная ниша. Жаль только, руки пока не доходят… Надеюсь, в ближайшее время две моих новых помощницы возьмут на себя рутинную работу, и я смогу плотно заняться этим направлением».

Единственное, что расстраивает Инессу Громову, это питерская зима. Крыши — все-таки развлечение для лета. А оно в Северной столице коротко. Да и небезопасно в последнее время — даже для пешеходов. Зимой же туристы чаще выбирают теплые автобусы. Впрочем, это уже менее альтернативное занятие.

Что делает молодая активная предпринимательница Инесса Громова с октября по апрель? Уж точно не сидит без дела. С прошлого года она открыла еще одно направление бизнеса — организует обучение молодых людей в Лондоне. «Зимой там хорошо. Цветут анютины глазки. Да и музеи в Лондоне — бесплатны…»

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию