Авторы: Светлана Емельянова, генеральный директор Консалтинг-Центра «ШАГ» , Юрий Пахомов, партнер Консалтинг-Центра «ШАГ»
На протяжении последних пяти лет мы наблюдаем взрывной рост вовлечения людей в социальные интернет-сети. Ширится поток электронной переписки личного характера, все больше наших знакомых приобщаются к радости контакта с друзьями и родственниками через cкайп. С каждым годом все более востребованными становятся и площадки очного общения, всевозможные клубы по интересам. Как будто в обществе произошел некий поворот подземных рек, и началось бурное насыщение накопившейся жажды личных контактов.
Тем более поразителен тот факт, что если в межличностной сфере коммуникативная культура разворачивается и занимает все больше пространства и времени, то в деловой сфере картина прямо противоположная. Коммуникации как инструмент управления бизнесом - особенно очные коммуникации - неуклонно сворачиваются, лишаясь своих специально выделенных «площадок». Забывается даже то, что, казалось бы, хорошо известно и оправдало себя на практике: еженедельные оперативки Генерального директора с менеджерами, рабочие совещания по внешним и внутрифирменным проектам, межподразделенческие комитеты, квартальные и годовые отчетные собрания.
Еще несколько лет назад все это исправно работало. А сейчас мы сталкиваемся с тем, что в отечественных компаниях система деловых совещаний сходит на нет. Владельцы все чаще жалуются на неэффективность внутрифирменных коммуникаций: люди плохо информированы, они не знают, что происходит вокруг, что происходит в соседних подразделениях. Это же обстоятельство подтверждают и сотрудники, особенно если они пришли в компанию недавно: «Первое, что бросается в глаза – никто ничего не знает. И сам я здесь ничего не знаю». Или: «Прежде Генеральный директор проводил общие совещания, а теперь отказался и встречается с сотрудниками в основном с глазу на глаз». И в больших, и в маленьких компаниях прямые информационные взаимодействия начинают вытесняться домыслами и испорченными телефонами.
В чем корень этой тревожной тенденции? Складывается впечатление, что прикатившая к нам на волне западного менеджмента идеология командности была воспринята поверхностно, на уровне моды и оглядки на соседа. Но не укоренилась в деловой культуре глубоко и органично. И теперь маятник пошел в обратную сторону. Менеджеры начинают переходить к более простым способам управления, не предполагающим публичность и возможность открытой конкуренции взглядов и идей. Идут, что называется, по линии наименьшего сопротивления.
Когда с каждым у меня свои особенные отношения и договоренности, когда целостной картиной всех обстоятельств и ситуаций владею только я – я всегда на коне. Я всегда буду самым компетентным, самым мудрым, самым эффективным. Никто не оспорит моих решений. А в случае чего никто не сможет и заменить меня. Всего лишь потому, что я владею всей информацией. Так, «разделяя и властвуя», управлять людьми гораздо проще, чем в открытых взаимодействиях с коллективом день за днем подтверждать свою лидерскую позицию, свое умение убеждать, зажигать и вести за собой.
Похоже на то, что площадки деловой коммуникации зарастают паутиной из-за того, что сдает свои позиции более высокая культура управления, основанная на командности и лидерстве. В массе своей менеджеры не освоили по-настоящему навыки работы с коллективом. И совсем не стремятся получить опыт открытых столкновений с сильными людьми, с незаурядными умами и характерами. Идея командности не укоренилась в системе управления. А если от нее что и осталось – так это в основном корпоративы, по сути своей - то самое межличностное общение людей на свободной от работы «территории».
Используются ли сегодня в деловых коммуникациях достижения информационных технологий? Несомненно. Корпоративные порталы, рассылки, автоматизированные системы управления задачами – дело хорошее. Но далеко не все можно сделать дистанционно, безлико, прячась за компьютер. Не все, что должно быть передано от человека к человеку, может перемещаться по электронным каналам. Не передается увлеченность идеей, не передается энергетика лидера, не передается понимание смыслов. Эффективная деловая коммуникация многослойна и не сводится к голой информации.
Мотивирующее, мобилизующее, энергетическое воздействие на людей происходят только в личном контакте. А искусное использование публичности и групповых эффектов позволяет менеджерам свернуть горы. Однако это предполагает и более высокие требования к личности менеджера, к его коммуникативным навыкам. Занижая для себя управленческую планку, менеджмент отказывается тем самым от мощнейшего ресурса – энергетики человеческого взаимодействия.
Ключевой ресурс бизнеса – это люди. Но становятся они таковым лишь при условии, что управленец умеет их сорганизовать, сонастроить, направить их мысли и усилия в нужное русло. Отказываясь от работы с ключевым ресурсом, мы делаем шаг назад. Это печалит. И хочется надеяться, что за шагом назад последуют в скором времени хотя бы два шага вперед.
Начать дискуссию