Управление персоналом

Как ловить большую рыбу

Насколько подбор второго лица отличается от подбора первого (т. е. собственно генерального директора)?

Интервью с Аленой Озеровой, начальником отдела по управлению персоналом одного из отелей г. Казани

— Насколько подбор второго лица отличается от подбора первого (т. е. собственно генерального директора)?

— В нашем регионе трудно найти достойного кандидата как на должность генерального директора, так и на должность его заместителя. Обе позиции очень важны и требуют особого внимания при выборе. Проблема в том, что в Казани людей, имеющих достаточный опыт в гостинично-ресторанном бизнесе и отвечающих нашим требованиям, очень мало. Привлекать же управляющих из других регионов неоправданно накладно.

— Каким бы Вы хотели видеть идеального кандидата на эту позицию?

— Я считаю, что идеальных директоров просто не бывает. К современному директору мы предъявляем слишком высокие требования. Конечно, нам нужен директор, имеющий высшее образование, опыт работы в необходимой сфере и на данной должности; обязательно знание иностранного языка, обладание положительными личностными качествами и многое другое... т. е. изначально наши ожидания уже завышены. В процессе подбора становится очевидно, что ни один человек не способен удовлетворить всем этим требованиям.

На мой взгляд, у идеального директора должны присутствовать такие личностные качества, как порядочность и честность. В профессиональном плане: несомненно, высокий уровень квалификации, наличие опыта, знание и понимание всех процессов деятельности, аналитический склад ума, логичность. Коммуникабельность и харизма только добавят привлекательности на данной позиции. Ведь по сути директор — это лицо компании.

Все ли кандидаты должны стремиться стать генеральными директорами в обозримом будущем?

— В моем понимании это совершенно разные позиции, которые при правильном подборе гармонично дополняют друг друга. Если генеральный директор — это своего рода мозг предприятия, определяющий направление грамотного, безубыточного развития бизнеса, то заместитель генерального директора — это руки и ноги, успешно исполняющий четко поставленные цели и задачи. Конечно, все зависит от личных амбиций человека, но не следует забывать о своих возможностях.

Иван Тихонов, руководитель отдела управления персоналом ОАО «ICL-КПО ВС»

Насколько подбор второго лица отличается от подбора первого (т. е. собственно генерального директора)?

— В случае подбора первого лица заказчиком вакансии является собственник (собственники) компании, в случае подбора второго лица, скорее всего, заказчиком будет генеральный директор.

Требования, предъявляемые к первому лицу, как правило, выше, чем ко второму, поэтому на подбор первого лица в общем случае потребуется больше ресурсов, нежели на подбор второго.


— Каким бы Вы хотели видеть идеального кандидата на эту позицию?

— Кандидат должен максимально соответствовать требованиям вакансии. Т. е. если это заместитель по развитию бизнеса — то должен иметь достижения в развитии бизнеса, если по экономике/финансам — то, соответственно, превосходно разбираться в экономических/финансовых вопросах. Ну и, конечно же, заместитель должен уметь руководить людьми, коллективами масштаба компании.

— Какие моменты помогают «продать» кандидатам роль заместителя?

— Думаю, главное — возможность учиться у генерального директора.

— Все ли кандидаты должны стремиться стать генеральными директорами в обозримом будущем?

— Однозначно да.

— Что делать, если генеральный директор опасается конкуренции?

— Уточнить его требования к вакансии зама. Если генеральный директор — единственный заказчик вакансии, то подобрать такого человека, который ему нужен.

Эльвира Нугаева, менеджер по персоналу ООО «УК «КЭР-Холдинг», г. Казань

Насколько подбор второго лица отличается от подбора первого (т. е. собственно генерального директора)?

— Отличается существенно, поскольку это разные уровни позиций и качественно разные требования к данным позициям.

Каким бы Вы хотели видеть идеального кандидата на эту позицию?

— Идеальный кандидат на данную позицию — человек, в котором сочетаются высокий профессионализм и умение выполнять текущие задачи, не требующие применения сверхспособностей, «работать руками». Это должен быть человек, который в состоянии провести анализ большого массива информации и дать дельный совет, порой принять самостоятельное решение, но при необходимости и быть способным исполнить небольшие поручения. Развитое чувство ответственности и организационные навыки — обязательные качества второго лица.

Какими качествами можно поступиться при подборе заместителя, а какими нет?

— Зачастую заместитель должен быть профессионалом в отдельной сфере деятельности организации, чтобы генеральный директор мог делегировать ему принятие решений в данной сфере. Соответственно, он должен обладать обширными знаниями об этом виде деятельности и аналогичными компетенциями. Но вместе с тем у заместителя должна быть очень важная компетенция разграничения своих возможностей: где он может быть полностью самостоятельным, а где следует обратиться за помощью к своим коллегам или к руководителю. Поступиться можно опытом управления коллективом, так как у заместителя редко бывает в подчинении какой-либо отдел. К тому же у заместителя должна оставаться некоторая зона для развития компетенций, формированием которых он сможет себя занять, лучше, если это будут качества руководителя.

Какие моменты помогают «продать» кандидатам роль заместителя?

— Безусловно, привлекательными для кандидатов на данную позицию являются интересные и сложные задачи, а также самостоятельность принятия решений. Для кандидатов, которые нацелены на профессиональное развитие, подобные факторы являются мотивирующими. Также привлекательным фактором является перспектива запуска и управления глобальными в рамках предприятия проектами.

Все ли кандидаты должны стремиться стать генеральными директорами в обозримом будущем?

— Все не должны. Уровень заместителя первого лица обладает своими преимуществами, как и любая другая позиция. Это зависит от уровня амбиций кандидата, который необходимо тщательно отследить при отборе.

Как управлять ожиданиями кандидатов?

— Один из способов управления ожиданиями — создание зоны для профессионального роста. Человек на данной позиции должен немного «недотягивать» до требуемого уровня компетенций, осознавать свои слабые места и стремиться их восполнить. Причем это не должны быть компетенции, которые первостепенны по важности на данной должности, иначе не избежать негативного влияния подобной стратегии на деятельность компании.

Что делать, если генеральный директор опасается конкуренции?

— Построить систему отбора заместителя так, чтобы исключить в будущем его притязания. Необходимо постараться подобрать такого человека, чтобы он был эффективен в тандеме с генеральным директором, чтобы обеспечить то, что на английском образно называется jive — «сцепка», или когда два человека подходят друг другу оптимальным образом, как две совпадающих частички пазла.

Начать дискуссию