Источник: Банки.Ру
Венгрия — еще более маленькая и незаметная на экономической карте мира страна, чем Россия. Поэтому новости оттуда доходят до нас редко и не вызывают бурного интереса публики. А зря. Если внимательно присмотреться к тому, что там происходит, можно увидеть один из вполне вероятных вариантов будущего России.
В 2010 году к власти в Венгрии пришла как бы право-центристская (а по сути национал-популистская) партия ФИДЕС («Венгерская гражданская партия»). «Пришла к власти» — наиболее точный термин, так как она не просто победила на парламентских выборах, но набрала достаточно голосов, чтобы занять 262 места в Национальной ассамблее из 386 — то есть более 2/3. Сейчас ФИДЕС полностью контролирует политическую жизнь: конституционное большинство в парламенте, свой спикер, премьер-министр и президент. Ничего не напоминает?
Получив всю полноту власти, победители начали бороться с экономическим кризисом, от которого Венгрия пострадала довольно сильно. Средства для этого, естественно, были выбраны классически-популистские: введение нового «антикризисного» налога на крупнейшие предприятия (в основном принадлежащие иностранцам) и фактическая национализация негосударственных пенсионных фондов (треть денег из них уже потрачена). Плюс пара пиаровских политических решений типа создания фонда добровольных пожертвований в пользу государства и угрозы суда над политиками, виновными в росте госдолга.
Однако подобные решения, хоть и снимают напряженность в отношении текущих государственных финансовых проблем, но не очень заметно отражаются на жизни простых венгров. А жизнь эту радостной не назовешь. Граждане умудрились наделать огромное количество долгов (в том числе ипотечных), номинированных в швейцарских франках. То есть совершили классическую ошибку неопытного заемщика: приняли на себя не только долговой риск, но и валютный. А франк дружественной Швейцарии, как известно, в последние месяцы сильно подорожал по отношению к остальным валютам, в том числе и к венгерскому форинту, что поставило под большой вопрос возможность погашения массы частных долгов.
Парламент Венгрии нашел «блестящий» выход. На прошлой неделе народные избранники одобрили план, согласно которому частные заемщики смогут погашать «франковые» и заодно «евровые» долги форинтами не по реальному курсу, а с большой скидкой. Вместо примерно 240 форинтов за франк придется отдать 180, а вместо 290 форинтов за евро — только 250. Потери при этом полностью ложатся на банки: мол, банкиры сами виноваты, что «подсадили» людей на кредиты, пусть теперь отдуваются.
Это решение, конечно, нанесет мощнейший удар по доверию инвесторов и приведет как к замораживанию новых инвестпрограмм, так и к оттоку уже вложенных австрийскими, итальянскими и прочими финансовыми и промышленными компаниями средств. Но чтобы это понять и осознать возможные масштабы последствий, надо быть серьезным профессионалом и ответственным политиком. Таких в экономическом и финансовом руководстве страны (а фактически — правящей партии), видимо, не нашлось.
В российском руководстве до сих пор был ровно один человек, который хотя бы иногда, хотя бы частично, но мог не допускать откровенно идиотских решений и массированных растрат бюджетных денег. Административный вес и влияние вице-премьера Алексея Кудрина позволили в свое время создать и отстоять Стабилизационный фонд (во всех его инкарнациях), который помог пережить наиболее острый период первой волны кризиса.
Министр финансов явно не был ангелом: известны странные истории со «спасением» отдельных компаний во время кризиса, по рынку ходят смутные слухи про личный банк (впрочем, небольшой, и мы этим слухам, конечно, не верим, как вы понимаете). Да и вообще, провести 11 лет в российском правительстве и не замараться, невозможно. Но, повторю, на фоне остальной серой массы Кудрин выглядел едва не как светоч разума и герой-одиночка, заботящийся о стране.
Отставка Алексея Кудрина обойдется России в десятки миллиардов долларов, которые, очевидно, будут выведены инвесторами достаточно быстро. Но это не самое печальное. Хуже то, что чиновники и «партийцы», не сдерживаемые вечным скептицизмом министра финансов, очень быстро скатятся до венгерского уровня понимания экономики. И тогда мы увидим чудеса бюджетных трат и удивительные решения «в пользу народа», от которых у экономистов зашевелятся волосы.
Комментарии
6Особенно тяжело было Кудрину в 2007-2008 году, бывало до часу ночи горели окна в его кабинете - всё распределяли сверхдоходы от продажи нефти...))) точнее (((
умом россию не понять)
О делах в Венгрии мы действительно мало знаем, а вот о своей стране представление имеем. Сказать можно о человеке, если он пришел один в белом костюме на банкет, что он был единственным в таком костюме. А вот назвать государственного деятеля Кудрина единственным в своей деятельности, тут, как говорится, нет слов. Все отклики правильно оценивают эту ситуацию.