Ведение бизнеса

Чистая память Ларри О’Коннора

Если уж стартап - так обязательно гараж. Расчет был тривиальным: продавать дешевле конкурентов и заработать немного карманных денег. Спустя 23 года «индивидуальный предприниматель» О’Коннор вырастил компанию Other World Computing (OWC) с 70-миллионным годовым оборотом и более чем сотней сотрудников, которая производит и продает широкую линейку карт и массивов памяти, жестких дисков, твердотельных накопителей (SSD), аккумуляторов и разнообразных аксессуаров для ПК и «Макинтошей».

В 1988 ГОДУ 14-ЛЕТНИЙ ЛАРРИ О’КОННОР НАЧАЛ ПРОДАВАТЬ КОМПЛЕКТЫ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ… ПРЯМО В РОДИТЕЛЬСКОМ ГАРАЖЕ. О ВЕЛИКАЯ КЛАССИКА АМЕРИКАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА! ЕСЛИ УЖ СТАРТАП — ТАК ОБЯЗАТЕЛЬНО ГАРАЖ.

Расчет был тривиальным: продавать дешевле конкурентов и заработать немного карманных денег. Спустя 23 года «индивидуальный предприниматель» О’Коннор вырастил компанию Other World Computing (OWC) с 70-миллионным годовым оборотом и более чем сотней сотрудников, которая производит и продает широкую линейку карт и массивов памяти, жестких дисков, твердотельных накопителей (SSD), аккумуляторов и разнообразных аксессуаров для ПК и «Макинтошей».

Между прочим, компанию с полным правом можно назвать уникальной. Это единственный в США производитель и дистрибьютор компьютерной техники, полностью обеспеченный собственной электроэнергией. Каким образом? С помощью всего лишь одного ветрогенератора мощностью 500 киловатт (впрочем, такая турбина смогла бы обеспечить более сотни обычных частных домов).

Благодаря «зеленым» инновациям, компания с недавних пор может похвастаться еще и платиновым сертификатом от института GBCI. Среди 14 тысяч сертифицированных предприятий со всего мира подобный статус имеет всего пара сотен.

Давид среди Голиафов

Компьютерами О’Коннор бредил с самого детства: в семь лет начал программировать на TRS-80, а спустя несколько лет получил в подарок от родителей свой первый Apple. При этом он называет себя по большей части самоучкой. Даже подростком Ларри стремился проявлять самостоятельность: после школы, а уж тем более на летних каникулах он работал на отца, занимаясь компьютерами и разными мелкими поручениями.

Бизнес начался, как это бывает, в силу личной необходимости: Ларри потребовалось увеличить оперативную память на своем Apple II (в отличие от более поздних «Маков», этот компьютер имел дополнительные слоты и возможности для расширения). Юноша начал обзванивать дилеров и обнаружил, что все они просили от 300 до 400 долларов за восемь чипов (в общей сложности около 256 килобайт памяти, по тогдашним меркам — неплохая емкость). Затем О’Коннор вышел на оптовых поставщиков и выяснил: оказывается, цены на эти модули памяти, использующиеся, кстати говоря, не только в продукции Apple, но и на ПК, недавно серьезно упали. При этом дилеры и не подумали менять розничные цены: им было куда выгоднее держать планку на прежнем уровне, нежели устраивать ценовую гонку.

OWC — ЕДИНСТВЕННЫЙ В США ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ДИСТРИБЬЮТОР КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ, ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧЕННЫЙ СОБСТВЕННОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ

О’Коннору удалось договориться с оптовиками, после чего он начал продавать и устанавливать комплекты памяти всего за треть от рыночной цены. Объемы были небольшими и для рынка почти незаметными. Зато прибыль превысила самые смелые ожидания 14-летнего предпринимателя. Это была действительно куча денег! Быстрому росту дела помогла реклама в потребительских журналах, а чуть позже — в первых сетевых рассылках America Online. «Тогда никого нисколько не волновало, что продавцу 13 или 14 лет», — смеется Ларри О’Коннор.

В середине 90-х компания начала развиваться даже слишком быстро. У О’Коннора, конечно же, не было никакого опыта в финансовых вопросах, так что он быстро столкнулся с проблемами ликвидности и нехватки денежного потока. Продажи росли как на дрожжах, но денег на закупку нового товара упорно не хватало. А местные банки просто отказывались дать кредит.

— Ключевая вещь, которая дала компании возможность расправить крылья, — это поддержка более солидных финансовых учреждений, — признавался спустя годы О’Коннор. — У нас был склад, были кое-какие активы, так что проблема состояла не в залоге: маленькие банки почему-то давали только пару сотен тысяч долларов, не больше. Наконец в большом банке внимательно посмотрели на нашу бизнес-модель, на отчетность — и серьезно увеличили кредитную линию. Это и стало точкой взлета.

Другой проблемой оказался персонал. Глубинка Иллинойса — не лучшее место для поиска людей с опытом работы в сфере ИТ. О’Коннору пришлось фактически с нуля собирать команду и серьезно стимулировать лояльность. Вот почему по сей день в OWC работает немало людей, стоявших у истоков фирмы десять–пятнадцать лет назад. В конечном счете инвестиции в человеческий капитал позволили Ларри перейти со 100-часовой рабочей недели на 60-часовую, не вникать лично во все детали и сосредоточиться на главном — стратегии.

Ветер знает

В общении с потребителями О’Коннор избрал метод максимальной прозрачности и здорового консерватизма. Компания всегда пытается предоставлять полную и честную информацию о продукте, не используя агрессивных методов. «Мы просто сообщаем, что мы продаем, почему продаем и по какой причине этот продукт лучше других в тех или иных параметрах, — говорит Ларри О’Коннор. — Мы никогда не преувеличиваем и всегда даем информацию, которую способны подтвердить. Это наша долгосрочная стратегия, обеспечивающая доверие и даже лояльность покупателей».

В 2000-х О’Коннор решил сделать ставку на энергоэффективность и «зеленые» технологии. Основным стимулом для установки ветряной турбины стала экономичность: в компании рассчитали, что 500-киловаттный генератор стоимостью 1,25 млн долларов полностью окупится за 10–15 лет. Или даже быстрее, если учесть, что за последнее десятилетие цена электроэнергии выросла на 25%.

ПРОДАЖИ РОСЛИ, НО ДЕНЕГ НА ЗАКУПКУ НОВОГО ТОВАРА УПОРНО НЕ ХВАТАЛО. А МЕСТНЫЕ БАНКИ ПРОСТО ОТКАЗЫВАЛИСЬ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТ. КАК ВСЕ ЭТО ТИПИЧНО...

40-метровый ветряк быстро стал местной достопримечательностью. К офису компании даже привозят школьные экскурсии. Сильного ветра, впрочем, не требуется. Даже потока со скоростью 10 километров в час достаточно для обеспечения электричеством всего здания предприятия (около 3,5 тыс. квадратных метров). При слишком сильном ветре лопасти автоматически изменяют угол наклона, а в случае смены направления — поворачиваются в нужную сторону. В общей сложности генератор производит около 1,25 млн кВт•ч в год — вдвое больше, чем требуется компании сегодня (включая офисы, производство, call-центр, склад и центр обработки данных).

Генератор — не единственная инновация О’Коннора. Парковка перед зданием не покрыта привычным для Америки асфальтом, а выложена брусчаткой. Причем с небольшими зазорами между камнями. Это позволяет избавляться от любого количества воды после дождя без сооружения слива и прокладки канализации. Мелочь, а работает!

Всю питьевую воду в здании получают из водопроводной — благодаря установке мощных фильтров и резервуаров. А туалеты оборудованы специальной системой, которая позволяет сэкономить до 150 кубометров воды ежемесячно. БOльшая часть здания находится ниже уровня земли — до 60 метров в глубину, что помогает использовать естественное охлаждение и поддерживать температуру около 8–10 градусов Цельсия в нужных помещениях без каких-либо затрат энергии. Наконец, недавно OWC запустила новую программу переработки производимых аккумуляторов и батарей: в компании пытаются добиться практически нулевого выброса вредных веществ в атмосферу.

Остается только поаплодировать О’Коннору. И немного взгрустнуть из‑за того, что в России таких красивых историй успеха пока маловато.

Начать дискуссию