Российское общество бурно обсуждает рейтинг ведущих университетов мира. В первой сотне рейтинга ведущих университетов мира впервые не оказалось ни одного нашего вуза. Из российских учебных заведений в престижный список попали лишь МГУ — он на 112 месте, и Питерский госуниверситет (СПбГУ) — 251 место. А ведь еще в прошлом году они занимали 93 и 210 позицию соответственно.
Вначале давайте разберемся с самим понятием рейтинга университетов. Как выделение групп особо серьезных учебных заведений в отдельных странах рейтинги существуют давно. Можно назвать, например, существующую с 1954 г. т. н. Лигу плюща [Ivy League] — сообщество восьми наиболее престижных частных американских университетов (Йельского, Колумбийского, Гарвардского и пр.). Это название происходит от побегов плюща, обвивающих старые здания в данных университетах. Считается, что члены Лиги отличаются высоким качеством образования. В Великобритании по значимости чем-то похожим является Группа «Рассел» [Russell Group] — элитная группа из двадцати лучших английских университетов (Оксфорд, Кембридж и пр.), в Австралии — «Песчаниковые университеты» [Sandstone Universities] и т. д. и т. п.
История международных университетских рейтингов берет свое начало в 1983 году, когда журналом US News & World Report был опубликован первый в мире рейтинг университетов со всего света. Американцы первыми же и сообразили, что за подобными рейтингами стоят не только сравнительные академические высоты, но и огромные деньги, которые платят университетам-лидерам за обучение, а также иностранные мозги, приезжающие учиться в ведущие учебные заведения. Среди учащихся немало очень талантливых людей, которых можно оставить затем в стране обучения (посулив кому большие зарплаты, кому особые условия для работы).
К сожалению, это произошло довольно быстро, и наиболее распространенный рейтинг журнала US News & World Report все больше стал превращаться в инструмент политики, способствующий перетеканию талантов в США. Как следствие, все ведущие места в нем занимали университеты США. Первым таким положением дел возмутились британцы — и создали свой рейтинг. Естественно, в нем на первых ролях выступала значительная группа уже британских вузов. Видя, куда утекают денежки, не остался в стороне и Китай — с 2003 г. Шанхайским университетом составляется ежегодный академический рейтинг 500 ведущих университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU).
Сказанным я вовсе не хочу умалить значимость университетов, возглавляющих рейтинги. Я просто призываю читателей трезво смотреть на вещи и понимать, что в современном мире подобные сравнения являются в т. ч. элементом глобальной политики и идеологии. Как пример: после того как в Китае появился собственный рейтинг (естественно, с представительством уже китайских вузов), сумма выплат за обучение этим китайским вузам за три года выросла на 36 %!
У американцев есть такая интереснейшая статистика: число «топов» — менеджеров, специалистов, а также руководителей успешных фирм — по отношению к числу членов той или иной национальной диаспоры. Так вот, по этому показателю выходцы из России и СНГ занимают второе место после ирландцев! Получалась парадоксальная вещь: подавляющая часть этих ведущих в США специалистов получила образование в высших учебных заведениях, вообще не входящих в американские рейтинги. И тогда в рейтинг «добавили» МГУ (в конец первой сотни) и СПбГУ (подальше). Именно «добавили», поскольку, если читатель не поленится изучить методику присвоения мест в этих рейтингах, он поймет, что объективности в них, мягко скажем, маловато будет.
А затем грянул кризис, и высшая школа по всему миру остро ощутила нехватку средств. Каждый платежеспособный абитуриент снова стал на вес золота. И произошли две вещи: во-первых, во всех рейтингах национальные университеты «пошли в рост», а во-вторых, чужаков стали задвигать. Конечно, Оксфорд или Гарвард так просто не задвинешь — за ними мощное лобби выпускников и многолетний международный престиж. А Москву, Питер и т. п. — можно, поскольку они все равно «не вписаны» в западную систему обучения. Да и постоять за себя и не умеют, и не стараются.
Вместо заключения
Конечно, не все так однозначно. Безусловно, ведущие зарубежные вузы дают и превосходный уровень образования, и ценнейшие связи. Но безусловно и то, что «эрозия качества», поразившая сегодня множество сфер западного мира, все больше затрагивает и образование, и западные рейтинги, подобные обсуждаемому, в том числе способ стран «золотого миллиарда» удержать ускользающее превосходство. Сомневающихся отсылаю к спискам победителей международных олимпиад (математических, химических и пр.), по которым четко видно, как год от года студентов ведущих западных учебных центров все больше теснят ученики «безрейтинговых» университетов из России, Китая, Индии.
В частных беседах известные специалисты добротных западных вузов говорят, что объективно (исходя из уровня подготовки специалистов, побед в тех же олимпиадах и пр.) в первой сотне университетов как минимум четверть должны составлять учебные заведения этих стран. Но в рейтингах мы наблюдаем прямо противоположную тенденцию…
Вместо послесловия
Возможно, читателям будет интересно узнать, какие вузы готовили известных российских олигархов (тоже своего рода рейтинг!).
Олег Дерипаска окончил МГУ. Глава «Базового Элемента» в 1993 году в возрасте 25 лет получил диплом физика. Но Дерипаска, чье состояние оценивают в 40 миллиардов долларов, решил продолжить образование и в 1996 году получил второе высшее образование в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
Президент Альфа-банка Петр Авен окончил экономический факультет МГУ, спустя 3 года защитил кандидатскую диссертацию на экономическом факультете.
В славных списках выпускников МГУ значится и имя предпринимателя Александра Мамута. В 1982 году он окончил юридический факультет. Ныне входит в список 100 богатейших людей страны.
Еще один «золотой» выпускник МГУ — Дмитрий Каменщик. Учеба на социологическом факультете, а затем и в аспирантуре помогла предпринимателю правильно выбрать момент и направление будущей деятельности. Организация воздушного торгового сообщения между Россией и Китаем принесла кандидату экономических наук пост председателя директоров ГК «Ист Лайн» и десятки миллионов долларов личного состояния.
Список успешных выпускников МГУ можно продолжать еще долго. Но и среди воспитанников других вузов есть немало громких имен.
Например, Владимир Потанин окончил не менее престижный институт — МГИМО и получил диплом экономиста-международника.
Из МГИМО выпустился также Алишер Усманов. Теперешний обладатель многомиллиардного состояния раньше учился вместе с Сергеем Ястржембским на международно-правовом факультете. Позднее Усманов задумалася о втором высшем образовании и в 1997 году получил диплом Финансовой академии при Правительстве РФ по специальности «банковское право».
Финансовая академия стала alma mater и для Михаила Прохорова. Там будущий миллиардер в 1989 году получил диплом экономиста-международника.
Немало представителей современной бизнес-элиты воспитал Московский государственный институт стали и сплавов (МИСиС). Из МИСиСа вышли совладельцы «Альфа-Групп» миллиардеры Михаил Фридман и Герман Хан (вот вам и клан бывших однокашников!).
В стенах МИСиСа довелось учиться и главе Новолипецкого меткомбината Владимиру Лисину.
Пионер мобильной связи России, создатель «ВымпелКома» Дмитрий Зимин получил свои сотни миллионов долларов, работая исключительно по профессии. Зимин по образованию радиотехник, окончил Московский авиационный институт.
По профессии работает и глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Он окончил Азербайджанский институт нефти и химии.
Миллиардер Виктор Вексельберг учился в Московском институте путей сообщения (МИИТ), где и получил диплом на факультете автоматизации и вычислительной техники.
Миллиардер Сулейман Керимов окончил экономический факультет Дагестанского государственного университета, получив диплом по специальности «бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».
Как видим, большая часть олигархов имеют базовым столичное образование.
Конечно, богатейшие люди страны учились в разных вузах. Но все же некоторые выводы просматриваются. И главный из них: рейтинги рейтингами, однако трудно оспорить тот факт, что образование в современном мире постепенно становится главной ценностью.
Начать дискуссию