Генеральный директор компании Yahoo! 63-летняя Кэрол Бертц отправлена в отставку по решению совета директоров организации.
К. Бертц возглавляла Yahoo! с 2009 г. — с тех пор как компанию покинул ее основатель Джерри Янг. С приходом К. Бертц связаны большая реорганизация руководства Yahoo и массовое увольнение сотрудников.
Какое нам дело до некой Бертц, которую уволили где-то за океаном, скажет читатель. И будет прав — мало ли теток принимают на работу / увольняют каждую минуту. Но данное увольнение — верхушка айсберга, и этот айсберг весьма познавательно будет рассмотреть повнимательнее.
Итак, компания Yahoo! Inc. была основана в 1994 г. и с самого начала основным приоритетом в работе поставила качество. Что есть качество поисковика? В первую очередь — возможность быстро и правильно найти то, что мне нужно. Эта, казалось бы, простенькая задача с разрастанием Интернета превратилась в сложнейшую проблему.
Как, например, понять, относится ли слово «телка» в запросе к девушке или это запрос зоотехника. Как отсеять ненужные ссылки, так раздражающие при интернет-серфинге. И т. д. и т. п.
Для решения подобных задач ныне применяются все более изощренные алгоритмы, алгоритм поиска давно строится на эвристических моделях, по сути, поисковики фирм-гигантов — это экспертные системы высочайшего уровня. Вот тут и начинается интересное.
Как известно, именно Yahoo стоял у истоков создания высокоуровневых поисковых машин и их внедрения в поисковики, и в тот период (90-е годы прошлого века) с ним никто не мог тягаться по полноте и удобству результатов. В те времена на научную работу в данной области Yahoo тратил немыслимые для отрасли средства. «Быть впереди по части научных разработок, маркетинг последует за ними» — это, можно сказать, девиз основателя Yahoo Джерри Янга. И, безусловно, тогда разработки Yahoo отличались отменным качеством, и именно качество принесло фирме и славу, и известность, и огромные прибыли.
Но в 2009 г. Джерри Янг покидает компанию, и Yahoo совершает ту же ошибку, что в свое время и другой гигант — Microsoft. Суть ее можно выразить так: первичен именно маркетинг, а качество — потом.
Иными словами, любую слабую разработку можно сделать «топовой», вложив в маркетинг побольше. Рьяной поборницей такого подхода являлась как раз Кэрол Бертц. Придя в Yahoo вслед за уходом отца-основателя Джерри Янга, она тут же развернула масштабные сокращения сотрудников, причем среди них было немало тех, кто создавал славу Yahoo своими уникальными наработками.
Действительно, зачем держать на работе кучу высокооплачиваемых интеллектуалов, когда можно нанять нескольких ловких пиарщиков и рекламщиков?!
И пошло-поехало — такого масштабного сокращения ведущих специалистов Yahoo не знал никогда. Поначалу все оборачивалось бравурными реляциями — средства сэкономлены огромные, реклама Yahoo на каждом заборе, рекордные дивиденды акционерам по итогам первого года работы К. Бертц, ура-ура.
Да вот беда, к тому времени Yahoo давно не являлась единственным поисковиком и уволенные суперспециалисты уходили ни в никуда, а к конкурентам — в Google и пр. И продолжали там выполнять свои профессиональные обязанности, т. е. создавать всё лучшие поисковые системы.
Первый звоночек прозвучал через год с небольшим после «реформ» Бертц — число пользователей, предпочитающих Yahoo, стало снижаться.
Пояснение читателям. Существуют разные способы подсчета предпочтений поисковиков, их адепты до сих пор спорят, было ли это масштабное снижение интереса к Yahoo первым в ее истории или нет. Да нам это и неважно, главное — оно было, и последовало вслед за действиями К. Бертц.
Казалось бы, компании в таком положении самое время «вернуться к истокам» и вновь сделать упор на качество. Но нет, сокращения IT-специалистов продолжаются, а суммы на рекламу и связанные с ней мероприятия (конкурсы, викторины под патронатом Yahoo и т. п. лабуда) резко возрастают. Однако падение интереса пользователей продолжается — К. Бертц увольняет одного рекламного директора за другим, а расходы на рекламу все растут…
Интересно, что история ничему не учит софтверных гигантов. По сути, на те же грабли почти в то же время наступил Microsoft. Вспомните: выпуск крайне неудачной, сырой ОС Vista, затем, вместо исправления кодов, гигантские вложения в ее рекламу, потом выкручивание рук пользователям — невозможность перейти с Vista назад на XP. Дальше массовые протесты компаний — сборщиков компьютеров, выпуск диска-приложения, который позволял сразу после покупки самостоятельно заменить Vista на XP. И тихая смерть Vista под взглядом бодренькой XP, и выпуск нового «недоделка» Win 7, и вновь огромные рекламные расходы, латание дыр вместо работ по качественному улучшению, и сообщения (похожие временами на панические) о скорейшем выходе уже Win 8.
Что говорят обо всей этой суете IT-специалисты? Что если хотя бы треть тех средств, которые были потрачены на рекламу Vista, вложить в реальные разработки, можно было бы действительно сделать систему, качественно превосходящую ХР. Но воз и ныне там.
Кроме того, мир изменился. Сегодня недостаточно просто крикнуть погромче: «Это лучшая система в мире!», чтобы пользователь бросился за нее платить. Он (пользователь) уже достаточно умудрен и понимает, что, например, интерфейс Aero, может, и красив, но совершенно не сообщает ОС «Полное преимущество в большинстве существенных компонентов». А есть не более чем набор картинок на экране. И сделатьAero, естественно, проще, чем переписать ядро системы.
А с поисковиком еще нагляднее: попробуйте ввести в Интернете сложный запрос и посмотрите, какой из поисковиков его «умнее» всех обработает. То-то же, вот вам и ответ на вопрос, кто первичен — разработчик или менеджер.
Если хозяева Yahoo осознали сей очевидный факт и именно этим объясняется увольнение К. Бертц — честь им и хвала. Если же это лишь аппаратные игры Роя Бостока (нынешнего главы совета директоров Yahoo) — кризис Yahoo продолжится. Поживем — увидим…
Начать дискуссию