Маркетинг

Убавленная стоимость

В Австралии 28-летнего Руслана Когана считают главным революционером ритейла — и притом главным возмутителем спокойствия: на две его инновационные идеи приходятся три скандала и одно отчаянное пари.

В Австралии 28-летнего Руслана Когана считают главным революционером ритейла — и притом главным возмутителем спокойствия: на две его инновационные идеи приходятся три скандала и одно отчаянное пари.

Компания Kogan Technologies — один из самых быстрорастущих и бойких игроков рынка онлайновой торговли; основой ее успеха стали дешевые телевизионные панели, произведенные в Китае под собственным брендом Kogan. Небольшой штат (всего лишь 30 человек) и экономия на привычных любому традиционному ритейлеру расходах — магазинах, рекламе и дистрибуции — позволяют Kogan поддерживать уровень цен, недостижимый для конкурентов. В сочетании с агрессивным маркетингом и экстравагантными идеями владельца конкурентные преимущества дают неплохие результаты: за четыре года Kogan превратилась из гаражного бизнеса в компанию со 100-миллионным годовым оборотом.

Полмира за идею

Австралиец Руслан Коган родился за тысячи километров от Зеленого континента — в белорусском Бобруйске — в 1983 году. Впрочем, о родине у него остались лишь смутные воспоминания: Руслану не исполнилось и шести, когда родители эмигрировали в Австралию. Новый дом оказался идеальной колыбелью для будущего предпринимателя: работать Коган начал уже в десять лет. Первые деньги буквально сами падали в руки: недалеко от дома располагался гольф-клуб, и мячики часто улетали за пределы его территории. Руслан вечерами собирал их, отмывал и утром продавал гольфистам в коробках из‑под яиц по 50 центов за штуку. В 12 лет захотелось чего-нибудь посерьезнее, и Коган начал мыть машины соседям и всем желающим. От клиентов не было отбоя — многие оставляли предварительные заказы. В результате, как вспоминает Коган, у него всегда были деньги на любые конфеты.

Когда в Австралии появились первые мобильные телефоны, Коган начал покупать одну новую модель за другой. Не забывая о бизнесе: старые продавал дешевле новых, иногда скупая сломанные в комиссионках и ремонтируя собственноручно. Следующей затеей стала разработка веб-сайтов на пару с другом: о том, что это вообще такое, знали немногие, и найти клиента без особых запросов было довольно легко. Крупные компании, вспоминает Коган, брали за сайт 10–15 тысяч долларов, тогда как друзья делали всего за пятьсот; удалось заработать весьма солидные деньги.

Первой серьезной работой — уже во время учебы в университете Монаша, крупнейшем в Австралии, — стало сетевое администрирование (Коган учился на специальности «Бизнес-системы»). Зарплата была более чем солидной — свыше 150 тысяч долларов в год, но Коган решил набраться опыта в консалтинге и к вящему неудовольствию родителей перешел в компанию Accenture, где платили лишь 45 тысяч. Впрочем, по словам Когана, со снижением зарплаты он примирился — однако в конце концов на новом месте прижиться так и не удалось. Однажды его и нескольких других сотрудников попросили перевести 10 тысяч строчек данных в новый формат, дав на выполнение неделю. Коган просмотрел данные, написал небольшую программу, и через полчаса вся работа была сделана. Однако менеджер отказался верить в то, что быстрый способ был более эффективным и притом верным: Когана отправили обратно за рабочий стол, где он отдыхал до конца недели. Понятное дело, мотивации такое отношение не способствовало.

ИДЕЯ ОСЕНИЛА РУСЛАНА В СРЕДУ. В ПЯТНИЦУ ОН НАПИСАЛ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ, А УЖЕ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЗАПУСТИЛ СТАРТАП KOGAN. КАК И ПОЛАГАЕТСЯ — В РОДИТЕЛЬСКОМ ГАРАЖЕ

Один из последних семестров Коган провел в Майами, где впервые столкнулся с интернет-ритейлом. Поначалу он обнаружил, что видеокамеры, продающиеся в Австралии по цене в две тысячи долларов, в США стоят в пять раз меньше. Руслан стал продавать их соотечественникам через Интернет поштучно — зарабатывая до 5 тысяч долларов в месяц. Вскоре он впервые столкнулся с эффективностью интернет-ритейла — покупая с соседями по комнате холодильник. Решив, что дешевле всего будет приобрести нужную модель в гипермаркете, они отправились туда — чтобы потом тащить покупку по жаре и везти ее на общественном транспорте. Соседи-американцы поступили проще: заказали холодильник — вдвое дешевле! — в Интернете, и FedEx доставил покупку прямо в комнату. Коган понял, что экономия на аренде помещения, продавцах и охранниках может оказаться очень эффективной — и привлекательной для потребителя.

Китайская грамота

Вернувшись в Австралию, Руслан начал продавать через Интернет аксессуары, импортированные из Китая, — шапки, сумки, кошельки. Особых денег это не приносило, и дальнейшую судьбу, как часто бывает, решил случай. В 2006 году Коган искал для себя LCD-телевизор и обнаружил, что может привезти из Китая панель за тысячу долларов, стоившую в австралийских магазинах 4 тысячи. По его словам, идея осенила его в среду, в пятницу он написал заявление об увольнении, а уже в воскресенье запустил сайт и создал компанию Kogan. Как обычно — в родительском гараже.

Родители пребывали в шоке: хороший университет, отличная квалификация, прекрасная работа... И что? Продавать телевизоры? Друзья и знакомые предприниматели утверждали, что никто не будет покупать телевизор онлайн: этот рынок навсегда останется за книгами и компакт-дисками. Коган решил, что образованная публика готова к такому шопингу: люди будут сравнивать цены и характеристики и неизбежно сделают вывод в пользу более выгодного варианта. Чтобы добиться прозрачности, Коган участвовал в дискуссиях в блогах и на форумах, дал покупателям возможность обсуждать и оценивать товары, добавив уверенности при покупке. Он понимал, что поначалу клиенты будут воспринимать такую покупку как риск — и только низкая цена сможет их мотивировать.

ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ БЫЛИ УВЕРЕНЫ, ЧТО НИКТО НЕ БУДЕТ ПОКУПАТЬ ТЕЛЕВИЗОРЫ В ОНЛАЙНЕ. НО КОГАН РЕШИЛ, ЧТО ОБРАЗОВАННАЯ ПУБЛИКА ГОТОВА К ТАКОМУ ШОПИНГУ

Однако первая проблема, которую пришлось решать, оказалась связана не со спросом, а с предложением. Коган вышел на контакт со всеми производителями телевизоров в Китае — и все они отказались работать с ним. И дело не в потенциальном провале: просто время и усилия, затраченные на обслуживание партии объемом в один стандартный контейнер, не стоили того. Коган вспоминает, что не спал несколько ночей; менее упрямые люди отказались бы от затеи уже на этом этапе. Идея пришла посреди ночи: Руслан взял рекламные материалы одного из китайских заводов и переписал их от начала до конца. До обработки они были вполне типичными для Китая: корявый перевод, кошмарные шрифты и общая неряшливость. В редакции Когана любой западный партнер вполне мог взглянуть на промо без слез. Руслан отправил результат китайцам и написал: «Я хочу с вами работать, и небольшая прибыль будет не единственным стимулом; я могу принести в эту сделку дополнительную стоимость». На следующий день пришел ответ: сделка подтверждена. Через неделю — счастливое письмо: компании удалось получить серьезный контракт в США за счет качественных промоматериалов.

Впрочем, денег на закупку начальной партии у Когана все равно не было. За первый контейнер телевизоров компания просила около 150 тысяч долларов. Руслан начал предпродажи — на онлайн-аукционе eBay и собственном сайте. Он предполагал, что к моменту оплаты ему удастся набрать нужную сумму заказов. Однако вскоре eBay закрыл его аккаунт: при нулевой истории сумма сделок была подозрительно велика. Собранных денег хватало на полконтейнера. Выручили друзья и даже родители друзей — за неделю Когану удалось собрать нужную сумму. Впрочем, он признается: было страшно.

Чтобы избежать любой неприятности, Руслан отправился на завод и лично проверил каждый из телевизоров — после чего сел в такси и проследил путь контейнера до самого порта. Дальше, вспоминает он, все пошло как по маслу.

Идеи и споры

Компания быстро наладила выпуск китайских телевизоров под маркой Kogan и в марте 2007 года получила широкую известность — после того как одна из популярных ежедневных газет опубликовала статью о том, что компания продает доступные телевизоры, сделанные на основе тех же панелей, что и более известные — и более дорогие — бренды. На следующий день с Коганом связались создатели одной из популярных ТВ-программ, выпустив сюжет о том, что местная австралийская компания продает дешевые телевизоры из тех же комплектующих, что LG и Samsung. Продажи буквально взлетели. «Помогло нам то, что мы говорим все как есть, — уверен Коган. — Мы ни перед кем не отвечаем. Любой СЕО крупной компании должен думать о стратегических альянсах, ценовых стратегиях и разных соглашениях. Мы не боимся: правда всегда останется на стороне победителя».

Темпы годичного роста оборотов достигали 100%. В первый год работы выручка Kogan составила $3 млн, во второй — $8 млн, в третий — $15 млн. В 2011 году Коган ожидает заработать до $100 млн, а с выходом на международный рынок (недавно компания открыла британский филиал) — еще больше.

В чем секрет успеха? Во-первых — в максимальной эффективности затрат. Все внутренние процессы в Kogan работают на бесплатных средствах Google: документы — в Google Docs, почта — в Gmail, маркетинг — в Google Insights. Около тысячи долларов в день компания тратит на контекстную рекламу в системе Google AdWords. По словам Когана, к эффективности располагает и сама атмосфера гибкости: каждый сотрудник может предложить оптимизацию того или иного процесса, причем не только в его собственной компетенции, но и в любой другой сфере.

Одна из таких идей — запущенная в декабре 2010 года система LivePrice («живая цена»). Товар можно купить еще до того, как он произведен, и ценник растет прямо на глазах, по одной стотысячной в секунду: самый расторопный получит телевизор дешевле; тот, кто не желает ждать, заплатит максимальную цену. В компании уверяют, что идея будет запатентована.

Коган старается иметь компетентную поддержку во всем — от ИТ до стратегии и маркетинга, но не считает себя экспертом по управлению людьми: «Со мной трудно работать. Я выхожу из себя и говорю все как есть. Хвалю в открытую, но и критикую в открытую. Зато сотрудники знают, что я полностью посвящаю себя делу: в первое время мне приходилось даже спать в офисе после ночной работы».

Другой важный фактор — взгляды и высказывания Когана, за которые его часто критикуют, обеспечивая, однако, повышенное внимание к компании и ее продукции. В апреле 2010 года он публично раскритиковал предложенную австралийским правительством идею интернет-фильтра, выпустив пародийный ролик, ставший популярным в Сети. Через несколько месяцев Коган начал медиавойну с Джерри Харви, основателем сети по продаже электроники и бытовой техники Harvey Norman. Коган вызвал Харви на теледебаты, утверждая, что старые модели уже не работают и лучшее предложение теперь можно найти только онлайн. Харви отказался, но историю осветили несколько телеканалов, подогрев интерес публики к онлайн-ритейлу. В сентябре 2010-го Коган снова попал в газеты, пытаясь устроиться на работу в «Макдоналдс», а компания запустила линейку бытовой техники под собственной маркой, включающую микроволновые печи, пылесосы и кофеварки. В мае этого года австралийское правительство решило потратить 308 млн долларов на бесплатную установку цифрового телевидения для пенсионеров, и Руслан Коган в очередной раз оказался в центре внимания, заявив, что способен обеспечить нужное количество техники всего за 50 млн.

Впрочем, одной только дешевой китайской техникой дело явно не обойдется: в сентябре 2011-го компания объявила, что будет продавать через сайт и продукцию сторонних брендов — в том числе Canon, Nikon, Apple и Motorola. Разумеется, по ценам вдвое ниже конкурентов.

«Никаких посредников», — обещает Kogan. Удивительно просто, но поразительно эффективно.

83%

Старт обучения 1 апреля 2025

Аналитик 1С

Освойте новую профессию с нуля и станьте востребованным специалистом! Диплом профпереподготовки на 256 ак. часов

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Утренний бухгалтер № 5853. Есть три способа заявить о переходе с УСН на ОСНО при отказе от дробления

Если успеть до 15.01, то можно перейти с УСН на ОСНО по уведомлению. Но можно просто сдать декларацию по налогу на прибыль, из которой налоговики поймут, что переход идет из-за отказа от дробления.

Сократилось число сделок со слиянием и поглощением

Несмотря на то, что число M&A сделок стало меньше, их объем вырос на 8%, до 42,2 млрд долларов. Это связано с покупкой крупных компаний российскими инвесторами.

Инвестиции

Инвестиционные покупки в марте!

💰На днях был день зарплаты, соответственно пополнил счета (ВТБ и Т-Инвестиции) и приобрел активы.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

5 сервисов ФНС в помощь бизнесу

Сайт ФНС предлагает более 70 онлайн-сервисов, которые предоставляют квалифицированную помощь бизнесменам, позволяют зарегистрировать свое дело, не выходя из дома, проверить контрагентов.

Законопроекты

Госдума приняла закон против кибермошенничества

Организаторы распространения информации будут три года хранить сообщения, звонки от компаний промаркирую, а банки ужесточат контроль за счетами россиян.

Инвестиции

🔥Итоги 25 марта на Московской бирже

Очередной этап арабских переговоров и отсутствие какой-либо конкретики были негативно восприняты рынком, опять же после необоснованно позитивных ожиданий.

Работа с вайлдбериз

Добрый день. Помогите, пожалуйста, консультацией по формированию книги доходов и расходов при работе на вайлдбериз на основании еженедельных отчетов. Делаю этот...

Читать полностью

Эксперт:

Татьяна Пашинник

Татьяна Пашинник
Эксперт

Можно её брать во внимание?

Скорее всего, КУДиР велась на основании детализации к Отчету по оферте. Да, так тоже можно делать ,но на мой взгляд...

Читать полностью

За оборот табака без маркировки установят уголовную ответственность

Уголовный штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет могут получить производители и продавцы табачных изделий, которые работают с продукцией без маркировки.

3-НДФЛ

30 апреля 2025 года – последний срок сдачи декларации по форме 3-НДФЛ

До этого срока физлица обязаны отчитаться о доходах, полученных в 2024 году.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898

Минфин подготовил проект новых правил по заполнению платежных поручений на уплату налогов, старый приказ Минфина № 107н утратит силу.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898
3

Налоговые долги физлиц будут взыскивать без участия суда

Если физлица согласны с начисленной суммой налогов, то задолженность взыщут во внесудебном порядке. Иск разрешат подать только при наличии спора и после заявления о перерасчете.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: работодателям предложили «торговаться» за соискателя, в приложении «Честный ЗНАК» можно сравнивать цены, а VK запустит новую платформу Max

Подготовили обзор главных событий дня — 25 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Детей разрешили принимать на работу с 14 лет

Подростки смогут работать на выходных и во время каникул. Для трудоустройства понадобится минимальный набор документов.

1
Банки

Сервисам рассрочек зададут новые правила работы

Если рассрочка превысит 15 тысяч рублей, то информация о ней попадет в кредитную историю.

НДС на УСН

Гостиницы на УСН могут применять ставку НДС 5% без вычета или 0% с вычетом

При доходе свыше 60 млн рублей у отелей будет НДС. Можно выбрать пониженную ставку 5%. Но она не сочетается со ставкой 0%, которая действует на услуги гостиниц.

Обучение для бухгалтеров

Памятка для бухгалтера и кадровика: какие отчеты надо сдать за сотрудников в марте

Конец месяца — суетное время, когда надо и перед налоговой отчитаться, и сдать документы в СФР, исчислить и уплатить налоги. Рассказываем, что нужно сдать уже сегодня, 25 марта, а также делимся полезными советами по заполнению отчетности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Компании и ИП теперь смогут быстрее проводить самоинкассацию

Наличную выручку можно внести на расчетный счет через банкомат, но без физической карты. Авторизация произойдет по специальному коду.

Лизинг

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Если организация взяла автомобиль в лизинг до 2021 года, но не отразила его в учете, такую ошибку нужно исправить. Рассказываем, как по правилам ФСБУ и ПБУ скорректировать отчетность.

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Как в 1С отменить перенос убытков

Программа 1С переносит убытки прошлого года автоматически. Чтобы это отменить необходимо вручную откорректировать операцию.

Как в 1С отменить перенос убытков
НДС на УСН

Почему может неправильно выделяться НДС при УСН при получении оплаты от покупателей на расчетный счет (в банковских выписках)

На примере ООО на УСН, применяющего пониженную ставку НДС 5% с 01.01.2025г.

Интересные материалы

Миграционный учет

Мигрантам хотят выдавать целевые патенты

Чтобы мигранты работали по своей специальности, в патентах будут указывать профессию иностранцев.