Управление персоналом

Хорошо забытое старое, или две составляющие успеха

Всем известно, что наши специалисты - самые специалисты в мире. Почему же мы не живем лучше всех? Раньше - понятно, раньше не было рынка. Теперь рынок есть, но все равно что-то не так. А может быть, дело не в том, что добавился рынок? Может быть, что-то исчезло? Очевидно, исчезло многое. В частности, не наблюдается ни глубокого удовлетворения, ни законной гордости. Для того чтобы оценить тяжесть утраты, нужно понять, что скрывалось за крылатой фразой Леонида Ильича, вынесенной в эпиграф. Если перевести с партийного на русский и сузить контекст до сферы интересов предприятия, получим две характеристики персонала - удовлетворенность и вовлеченность.

Владимир Брандин
Top-Manager
март 2003г.

Всем известно, что наши специалисты - самые специалисты в мире. Почему же мы не живем лучше всех? Раньше - понятно, раньше не было рынка. Теперь рынок есть, но все равно что-то не так. А может быть, дело не в том, что добавился рынок? Может быть, что-то исчезло? Очевидно, исчезло многое. В частности, не наблюдается ни глубокого удовлетворения, ни законной гордости. Для того чтобы оценить тяжесть утраты, нужно понять, что скрывалось за крылатой фразой Леонида Ильича, вынесенной в эпиграф. Если перевести с партийного на русский и сузить контекст до сферы интересов предприятия, получим две характеристики персонала - удовлетворенность и вовлеченность. Действительно, ни удовлетворенности, ни вовлеченности на многих современных отечественных предприятиях не наблюдается.

С началом эпохи перемен тема удовлетворенности и вовлеченности персонала вполне сознательно была переведена на второй план: во-первых, строительство нового предполагает лишения - какая уж тут удовлетворенность; во-вторых, все сопротивляются переменам - откуда же взяться вовлеченности. И есть ли вообще утрата, если место отвлеченных понятий уверенно заняла такая понятная и практичная вещь, как "мотивация персонала"? Можно отчасти согласиться с теми, кто говорит, что удовлетворенность достигалась отсутствием выбора, а вовлеченность часто принимала формы "имитации кипучей деятельности". Однако отсутствие выбора не такой уж плохой управленческий аргумент (например, для градообразующих предприятий). Но что об этом в период построения рыночноориентированного общества...

Рыночная экономика, как считается, предполагает рациональные отношения. Тогда мы должны, выстраивая систему управления предприятием, выяснять, какие мотивы движут сотрудниками, с тем чтобы, используя систему поощрений и наказаний, добиваться роста производительности труда и качества работы. Аргументация выглядит правильно, но где же можно посмотреть на великолепные дворцы созидательного труда, построенные на фундаменте мотивационного подхода?

Может быть, дело не в подходе, а в том, что мы еще только строим? Может быть, нам "еще день простоять, да ночь продержаться" - и все станет хорошо? Может быть, но кое-что смущает, например, опыт тех, кто уже построил рынок и в нем живет. Так, в новой версии международных стандартов менеджмента качества (МС ИСО серии 9000:2000) "мотивация" вообще не представлена, а "удовлетворенность" и "вовлеченность", напротив, есть. Удовлетворенность персонала рассматривается и как один из ключевых критериев европейской премии

в области качества. Если мы строим рынок, что же уже построили они?

Первое, что сразу вспоминается, когда речь заходит о мотивах, - это "иерархия потребностей Маслоу". Конечно, книгу Абрахама Харольда Маслоу, увидевшую свет в 1954 году, сегодня трудно отнести к передовым рубежам психологической науки. И не только за давностью лет. Практически невозможно найти работу, посвященную мотивации, в которой модель иерархии потребностей не подвергалась бы критике. Строго говоря, к сторонникам этой модели нельзя отнести и самого Маслоу. Уже предлагая свою модель, он подчеркивал, что она описывает некие общие закономерности и к конкретным людям применена быть не может. Впоследствии же он полностью отказался не только от иерархических представлений, но и вообще от идеи удовлетворения потребностей (оставив ее только для низших уровней развития личности).

Тем не менее "пирамида потребностей" сегодня занимает прочное место в ряду фундаментальных психологических концепций. Ее более или менее искаженное (модернизированное) отражение просматривается практически во всех современных подходах к проблеме. По-видимому, это связано с простотой, механистичностью и с тем, что она появилась в нужное время.

Если коротко, то идея пирамиды потребностей состоит в том, что у каждого человека имеются "первичные" (биологические) потребности, удовлетворение которых обеспечивает выживание. Но для человека они не являются самыми важными, поскольку на их базе у него формируются более "высокие" (вторичные). Чем выше вторичные потребности человека, тем больше он приближается к некому идеалу и тем дальше уходит от животного уровня. Высшие потребности значительно разнообразнее базовых. Соответственно, изучать их можно практически бесконечно и столь же бесконечно искать оптимальные способы удовлетворения.

Любая попытка предложить конкретные инструменты управления изначально уязвима для критики, поэтому постараемся не заниматься критикой, а ответить на вопрос, что такого привлекательного в идее мотивации для практики управления, какую добавленную ценность создает для руководителя предприятия ее изучение. Тем более что есть достаточные основания подозревать, что мотивация с точки зрения науки и с точки зрения руководителей - это две разные мотивации.

Очевидно, что привлекательность модели иерархии потребностей заключалась в том, что она создавала научный фундамент для новой сферы управленческой деятельности. Парадоксально, но идея необходимости управлять производственным персоналом в шестидесятые годы XX века буквально витала в воздухе (парадоксально не то, что она витала, а то, что раньше это было как-то неочевидно, считалось достаточным правильно установить нормативы выработки и систему оплаты труда - и вдруг неожиданно выяснилось, что все гораздо тоньше).

Мотивационный подход, естественно, не был единственным ответом на социальный заказ. Ничуть не хуже, например, была идея "научной организации труда"! Но у них, у других подходов, не было достойного фундамента, стержня, объединяющего различные модификации теории и всевозможные прикладные инструменты изучения и управления. Только мотивационный подход смог предъявить такую базовую концепцию, которая выглядела как солидная наука и одновременно была понятна всем. Одного этого было бы достаточно для достижения решающего преимущества. А иерархия потребностей еще как бы обещала золотой ключик. Многим понравилась мысль, что только люди, находящиеся на низшей стадии развития, стремятся работать ради удовлетворения "примитивных" материальных потребностей. А вот высокоинтеллектуальные и просвещенные заботятся исключительно о самореализации. То есть появилось как бы научное обоснование бескорыстного горения на работе. Излишне, вероятно, подчеркивать, что это - творческое переосмысление идей Маслоу. Сам он категорически отрицал правомерность такой точки зрения. Важно, однако, не то, что думал сам Маслоу, а то, что хотят в его модели увидеть.

А хотят увидеть механизм управления. Рассуждения выглядят примерно так: раз люди что-то делают, значит, ими что-то движет. Назовем это "мотив" ("двигатель" - по латыни). Двигатель должно что-то включать, назовем это что-то "потребность". Это и есть долгожданные и крайне необходимые "рычаги", двигая которые мы получаем возможность реально управлять персоналом. Не организовывать его деятельность, а влиять на причины, на внутренние побудительные силы. Причем речь идет не о банальных способах типа совершенствования системы оплаты труда, а о "психологических" (то есть "бесплатных").

Жизнь, правда, устроена так, что все бесплатное оказывается весьма дорогим. Но дело не в цене, а в том, что при бесконечном многообразии мотивов каждого конкретного человека все их можно объединить одной формулой: "Хочу, чтобы мне было хорошо". Движение в этом направлении требует изменения приоритетов, поскольку "управление мотивами" означает только одно -их удовлетворение. Предприятие (любое) не имеет материальных ресурсов для достаточно полного удовлетворения потребностей всех сотрудников, и даже целей таких не ставит.

Сразу оговоримся: моральное и материальное стимулирования являются важными и эффективными инструментами управления. Просто они приватизированы сторонниками мотивационного подхода без достаточных оснований, по крайней мере потому, что возникли эти инструменты значительно раньше соответствующих научных школ. И используются эти инструменты в основном безотносительно к мотивам, что абсолютно правильно.

Многие еще хорошо помнят, как у нас клеймили потребительскую психологию. Конечно, у нас тогда не было рынка, а для рынка она просто необходима. Но вот везде ли? Очень удобно иметь дело с "комплексно неудовлетворенным" потребителем, который стремится купить все. А собственный персонал? Должен ли руководитель "усыновлять" сотрудников или пусть лучше они работают на тех условиях, которые может предоставить им работодатель? На этот вопрос каждый руководитель отвечает сам.

Следует ли из всего сказанного, что мы должны объявить мотивационный подход тупиковой ветвью и отказаться от него? Вовсе нет. Необходимо лишь правильно расставить приоритеты. Необходимо вспомнить, что управление не было изобретено учеными как вид деятельности - оно появилось задолго до науки управлять. Цели и средства управления вообще и управления человеческими ресурсами в частности диктуются не теорией, а объективными процессами производства продукции или предоставления услуг.

Очевидно, что стоимость предприятия без персонала окажется даже меньше суммарной балансовой стоимости зданий, сооружений и оборудования. Известно также, что усилиями производственного и управленческого персонала стоимость предприятия может быть доведена практически до нуля. Но известно и то, что при разумном управлении рыночная стоимость предприятия может в десятки раз превышать балансовую стоимость активов. То есть человеческие ресурсы могут в корне изменить лицо организации. Многократно предпринимались попытки оценить эту живую составляющую активов. В частности, понятно, что к человеческим ресурсам, как и ко всем остальным, применим критерий качества. В обобщенном виде он сводится к уровню компетентности персонала, который включает в себя квалификацию и опыт работы. Однако живой ресурс имеет важную отличительную особенность - желание или нежелание сотрудников использовать свою компетентность на благо предприятия. Специалисты в сфере HR, например, утверждают, что в типичной организации человеческие ресурсы, оказывается, задействованы всего на 7-15%. Это, собственно, основной вопрос по отношению к человеческим ресурсам. Если мотивационный подход может повысить КПД - это здорово, значит, он нужен, несмотря ни на какую критику.

Но вернемся к исходному тезису: "Рыночная экономика предполагает рациональные отношения". Для установления отношений руководитель предлагает условия труда, работник - свои знания, умения и навыки. Каждому руководителю известно, что какими бы ни были мотивы сотрудника - он все равно на работу ходит (пока не уволится). И это главное. Если сотрудник ходит на работу - отношения его устраивают, если он увольняется - значит, они перестали его устраивать. Это и есть "удовлетворенность". То есть удовлетворенность - это то, что удерживает работника на предприятии. Ему может не нравиться почти все (мотивы не удовлетворяются, что сплошь и рядом выясняется в ходе исследований), но если он не увольняется, значит, работа его удовлетворяет. Иногда удовлетворенность может быть результатом удовлетворения мотивов, но только иногда, в частных случаях и как одна из составляющих сложной системы факторов. Изучая удовлетворенность, мы получаем информацию о силе привязанности персонала к предприятию. Если ценный сотрудник балансирует на грани неудовлетворенности и готов в любой момент уволиться - это может быть опасно и следует попытаться изменить ситуацию. Если плохой сотрудник полностью удовлетворен работой и не собирается увольняться - это также недоработка руководителя. Здесь и появляются инструменты материального и морального стимулирования. На практике, применяя различные инструменты поощрения и наказания, руководитель прежде всего думает не о мотивации в научном смысле этого слова, а о необходимости удержать хорошего сотрудника и избавиться от плохого. Данные об удовлетворенности персонала - это информация о кадровых рисках, поэтому понятно, что они важны для любого руководителя, не желающего быть заложником ситуации.

Здесь пока изучение мотивации не только ничего не добавляет - оно вредно, поскольку уводит внимание в сторону частностей и деталей. Эти детали, вероятно, важны для конкретного сотрудника, но не для руководителя. Все в соответствии с крылатой фразой: "Меня не интересует, почему ты это сделал, меня интересует, как ты будешь это исправлять и где гарантии, что это больше не повторится".

Информации об удовлетворенности персонала, естественно, недостаточно для эффективного использования человеческих ресурсов. Сразу вспоминается тезис "Немотивированный персонал работает спустя рукава". Тезис выглядит безупречно, и спорить с ним можно только в одном отношении: немотивированный человек (то есть человек, у которого вообще отсутствуют какие бы то ни было мотивы) не делает вообще ничего, в том числе и не ходит на работу, соответственно, "спустя рукава" работать не может. А вот знать, зачем он ходит на работу, безусловно, необходимо. Когда нам все более или менее понятно с удовлетворенностью, возникает вопрос, чем именно удовлетворен персонал. Как показывают исследования, работникам предприятия часто нравится не то, что им дают возможность хорошо работать, а то, что они предоставлены сами себе соответственно, "спустя рукава" работать не может. А вот знать, зачем он ходит на работу, безусловно, необходимо. Когда нам все более или менее понятно с удовлетворенностью, возникает вопрос, чем именно удовлетворен персонал. Как показывают исследования, работникам предприятия часто нравится не то, что им дают возможность хорошо работать, а то, что они предоставлены сами себе и могут в рабочее время заниматься своими делами. В этом месте можно исследовать "движущие мотивы", получать пачки таблиц, гистограмм графов и так далее (зависит в основном от применяемого программного обеспечения), а что дальше? Входить в положение, придумывать, как удовлетворить мотивы сотрудников, или направить усилия на совершенствование системы менеджмента? С теоретической точки зрения трудно сказать, что лучше. На практике чаще реализуется управленческая альтернатива, поскольку предложения направить ресурсы на все более полное удовлетворение растущих потребностей сотрудников редко воспринимаются высшим менеджментом компаний как руководство к действию.

Каждая организация определяет, что для нее важно, а что нет. Часто этот процесс носит стихийный характер. Но тем не менее, даже если ценности не систематизированы и не закреплены в документированной политике и целях, они все равно есть. При этом всегда есть области жизни трудового коллектива, которые существуют вне управления. Даже на тех предприятиях, где реально внедрена и поддерживается система менеджмента качества и все производственные процессы и управленческие функции осуществляются в управляемых условиях, всегда остаются сферы, не существенные для результативности и эффективности производственной системы. К ним, например, могут относиться "исследование ресурсов Интернета" для повышения общей эрудиции, обсуждение новостей политики и моды на одежду и автомобили, рассылка резюме потенциальным работодателям и многое другое, что оживляет трудовые будни. Если это важно для сотрудника, он стремится расширить границы "времени для себя" в ущерб "времени для работодателя". Степень совпадения ценностей (структуры удовлетворенности) сотрудника с ценностями организации и является мерой его вовлеченности.

Вовлеченность как раз и показывает, в какой степени в организации используется потенциал ее человеческих ресурсов. Повышение вовлеченности персонала достигается в основном совершенствованием системы менеджмента. Конечно, здесь в качестве дополнительного источника данных бывают полезными и исследования мотивации. Но ставить задачу повышения (или, иногда понижения) мотивации можно лишь тогда, когда налажены планирование, организация, контроль и регулирование. В противном случае возникнет странный антипод ситуации, когда "верхи"не хотят, а "низы" не могут. Высокая и соответствующая интересам организации мотивация сотрудника, сталкиваясь с несовершенством менеджмента, практически всегда приводит к неудовлетворенности и, как следствие, к увольнению. Возможность целенаправленно и результативно влиять на мотивы до сих пор остается дискуссионной. Но, допустим, принято решение ею управлять, то есть планировать, устанавливать механизмы реализации, контролировать выполнение соответствующих мероприятий. Как оценить эффективность этой деятельности? Только через удовлетворенность и вовлеченность персонала. А персонал этот достаточно часто неудовлетворен именно тем, как реализуется мотивационный подход (система поощрений). То есть снова приходится говорить, что сначала - управление, а потом - все остальное.

Перечисляя основные задачи менеджмента в XXI веке, Питер Друкер говорит, что управление персоналом должно строиться так, как если бы сотрудники работали добровольно. То есть мотивы сотрудника - это его мотивы, и думать, как их удовлетворить, он должен сам. "Мотивация", в смысле управленческой деятельности, не направлена на удовлетворение мотивов персонала. Она является одним из инструментов управления удовлетворенностью и вовлеченностью. Как показывает наш опыт диагностики проблемных зон управления предприятиями, работа над вовлеченностью и удовлетворенностью персонала - это то "старое о главном", к которому неизбежно приходится возвращаться. Пренебрежение к изучению удовлетворенности и вовлеченности персонала приводит к их утрате и, как следствие, фактическому умиранию предприятия.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Интересные материалы

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1