Управление персоналом

Цели как планируемые результаты и удержание целей

Суть построения цели человеком: сначала создается проект будущего, а потом происходит реализация этого проекта. Цель представляет собой будущий предвосхищаемый результат. Она отражает представления человека о своем будущем, для достижения которого планируется что-то сделать в настоящем. Человек ставит цели для того, чтобы оказаться в том будущем, о котором он мечтает, а также для того, чтобы не оказаться в том будущем, которого он для себя не хочет.

Автор: Haталья Koнстантиновна Typкyлец, доцент кафедры менеджмента РУДН, директор по персоналу компании «Лaфapж цeмeнт».

Суть построения цели человеком: сначала создается проект будущего, а потом происходит реализация этого проекта. Цель представляет собой будущий предвосхищаемый результат. Она отражает представления человека о своем будущем, для достижения которого планируется что-то сделать в настоящем. Человек ставит цели для того, чтобы оказаться в том будущем, о котором он мечтает, а также для того, чтобы не оказаться в том будущем, которого он для себя не хочет. Концентрация сил в процессе достижения поставленных целей — важнейшее условие успеха.

1. Цели и будущее

Чтобы лучше понять свои жизненные и профессиональные цели, а также сравнить их с представлениями о своем будущем, задайте себе следующие вопросы.

Как вы представляете свое ближайшее и отдаленное будущее?

Сколько лет вы хотели бы прожить?

Как вы представляете себя в 40, 50, 60, 70 и 80 лет? В более зрелом возрасте?

Чего бы вы хотели достичь в ближайшем будущем? В отдаленном будущем?

Перечислите пять важнейших жизненных целей, которых вы хотели бы достичь до конца своей жизни.

Перечислите пять важнейших профессиональных целей, которых вы хотите достичь в своей работе до наступления пенсионного возраста.

Какие выпады судьбы вы готовы преодолеть при достижении своих жизненных и профессиональных целей?

2. Ясность целей

Нелегко осознать и сформулировать свои цели. Ведь чтобы достичь желаемого будущего, мы должны иметь ясные, четкие цели, сформулированные в форме конкретного результата.

Если мы определим и сформулируем цель: «Я хочу вести здоровый образ жизни», она так и останется пустыми словами.

Направлять наши действия будет цель, сформулированная следующим образом: «Каждое утро я буду делать гимнастику, упражняться на тренажере, делать массаж и принимать контрастный душ. Кроме того, я буду правильно питаться, откажусь от табака и алкоголя».

Рекомендуется также составить список жизненных и профессиональных целей. Причем список не должен содержать чересчур много пунктов — это будет только мешать достижению поставленных целей. Желательно, чтобы в этом списке было как минимум 4-5 целей и максимум 6-7.

С этой целью можно выделить следующие шаги:

Составьте список из 5-7 жизненных целей, обеспечивающих вам желаемое будущее.

Составьте также список из 5-7 профессиональных целей, являющихся для вас наиболее важными.

Есть ли цели, которые совпадают, несмотря на то что они находятся в разных списках?

Есть ли цели в двух списках, дополняющие друг друга?

Присутствуют ли цели в двух списках, принципиально не совпадающие?

Есть цели в двух списках, которые зависят только от вас?

Имеются ли цели в двух списках, реализация которых зависит от внешних обстоятельств и усилий других людей?

3. Приоритет целей

Чтобы понять, какие цели являются важнейшими, важными и неважными, их можно распределить по группам. Цели могут быть жизненными (личными, частными) и профессиональными, долгосрочными и краткосрочными. Выделяя приоритеты целей, можно придерживаться следующих ориентиров:

В списке важных жизненных целей выделите группы важнейших и важных целей.

Какие цели вы могли бы отнести к группе неважных, для того чтобы исключить их из списка и освободить время и силы для реализации важнейших и важных целей?

В списке профессиональных целей выделите группы важнейших и важных целей.

Какие цели вы могли бы отнести к неважным целям, исключение которых не будет иметь для вас негативного значения, а наоборот, позволит вам сконцентрироваться на достижении важнейших и важных целей?

Какие из жизненных целей являются для вас долгосрочными, а какие — краткосрочными?

Какие из профессиональных целей являются для вас долгосрочными, а какие — краткосрочными?

Проанализируйте оба списка и определите, требуют ли они изменений или дополнений.

4. Самооценка и цели

Уровень самооценки человека непосредственно влияет на его цели, хотя он не всегда осознает взаимосвязь самооценки и своих целей. Вид самооценки влияет на то, добивается ли человек своих целей как приоритетных или же он поддается целям других людей и обстоятельств. Самооценка человека имеет несколько степеней:

Высокая. Проявляется в том, что человек уверен в себе, оптимистичен, позитивно относится к себе, окружающим и своему будущему. При завышенной самооценке, наоборот, человек может переоценивать свои способности и возможности и стремиться к осуществлению нереальных целей.

Низкая. Присуща людям, отличающимся тревожностью, неуверенностью, склонностью к пессимизму. Если у человека низкая самооценка, он занижает свои способности и возможности, ставит более простые или заниженные цели, нежели те, которых реально может и способен достигнуть. При заниженной самооценке человек часто проявляет конформизм, подстраивается под обстоятельства и, отодвигая собственные цели, выполняет цели других людей.

Адекватная. Присуща людям, реально оценивающим свои способности. Они строят свои жизненные и профессиональные планы с учетом реальных условий и возможностей. Если человек имеет адекватную самооценку, это способствует его успеху. Беда в том, что людей с адекватной самооценкой очень немного. Поэтому, с позиций достижения успешности и постановки целей, лучше, если у человека будет высокая самооценка, нежели заниженная.

Анализируя взаимосвязь вашей самооценки и постановки целей, подумайте над следующими вопросами:

Планируя жизнь и работу, вы стараетесь развить свои сильные стороны или стремитесь компенсировать слабые?

Внутренне вы себя больше критикуете или больше хвалите?

Охотно ли вы начинаете новое дело?

Вы сильно волнуетесь перед большой аудиторией?

Считаете ли вы себя способным человеком? Если да, то в какой области?

Считаете ли вы, что по сравнению со своими сверстниками (одноклассниками или однокурсниками) вы добились большего успеха, чем они?

Можете ли вы сказать о себе, что ваша жизнь удалась?

5. Удержание целей

Все мы периодически пытаемся начать вести здоровый образ жизни. Изучаем рекомендации по диете и режиму дня, приобретаем тренажер. Неделю или месяц ведем здоровый образ жизни. Через какое-то время в одну из напряженных рабочих недель из-за нехватки времени один-два раза мы убежали утром на работу, не сделав гимнастику, потом не сходили в бассейн. С реализацией цели и решения что-то не выходит. В чем проблема? В удержании целей.

Особенно быстро и легко теряют свои цели люди с заниженной самооценкой. Стоит кому-то подойти и попросить: «Помоги! Времени совсем нет, а сделать надо!», и человек с заниженной самооценкой бросает свои дела и занимается чужими делами. Проходит время, он вспоминает о своих целях, возвращается к ним, но время потеряно да и интерес пропал.

Нереализованная цель — это нереализованная возможность самораскрытия и самореализации, нарушение идентичности. В будущем это приводит к острой неудовлетворенности собой и своей жизнью. Уступив в малом — теряешь многое. Как говорил Сенека: «Не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Иначе, пока будешь откладывать, вся жизнь промчится».

Почему человек теряет свои цели? В некоторых случаях это связано с потерей интереса к целям. Жизнь меняется, старые схемы и цели, становятся не нужны; их приходится отбрасывать.

Помогая другим, не стоит забывать о себе. При заниженной самооценке стремление к реализации целей других людей осознанно или чаще неосознанно создает для человека внутреннее условие для самоуважения. Он как бы показывает себе и другим: «Я человек маленький, у меня много недостатков, меня не за что уважать, но зато я помогаю другим, решая за них их проблемы».

Помощь для самоутверждения и получения самоуважения. Человек, который помогает только для самоутверждения, ждет за свою помощь своеобразную «плату»: хорошее отношение. Если он не получает такого отношения (чаще всего так и происходит), то он начинает обижаться, предъявлять претензии, выяснять отношения, напоминать о своей помощи и т. п. Помощь из радости превращается в обузу. Как правило, люди в дальнейшем стараются не просить о помощи такого человека. «Помощнику» в этой ситуации тоже непросто — он настаивает принять его помощь, а у того, кому помощь предлагается, возникает чувство, что на него давят.

Наличие внутренней установки «быть хорошим». Это зависит от воспитания, или он сам решил для себя: «Я добрый». В результате, когда к нему подходят с просьбой, ему неудобно отказать. Кроме этого при отказе у него возникает внутренний конфликт с самим собой. В такой ситуации он будет думать: «Я плохой человек!» Внутренний конфликт вызывает напряжение и недовольство собой.

Неорганизованность. Человеку постоянно не хватает времени, он всегда спешит и перегружен. Свои цели он легко теряет и реальных результатов не достигает. В чем дело?

Человек решил для себя, что он будет разрабатывать новый проект с понедельника. Наступил понедельник. Человек пришел на работу, включил компьютер, ответил на электронные сообщения, «побродил» по Интернету, разобрал бумаги, ответил на телефонные звонки, обсудил с коллегой победу любимой футбольной команды, попил чаю. Уже обед! После обеда начальник «подкинул» проблему, которой человек прозанимался до вечера. В последующие дни недели повторяется то же самое, с той только разницей, что возникают еще какие-нибудь отвлекающие ситуации. То же самое происходит и в следующий понедельник. Рутина, потеря времени на мелочи. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужны знания и навыки из области самоменеджмента и управления временем.

В поиске причин неорганизованности вам могут помочь следующие вопросы:

Случается ли так, что, поставив перед собой цель, вы от нее отказываетесь? Как часто это происходит? В течение дня? В течение недели? В течение месяца?

Проанализируйте последнюю неделю: возникала ли ситуация, когда вам пришлось отказываться от ранее намеченных целей?

Как вы себе напоминаете о своей цели? Есть ли у вас план рабочего дня (или рабочей недели, рабочего месяца)?

Анализируете ли вы свои дела и обязанности для того, чтобы вовремя отказываться от ненужных мелких дел?

Начать дискуссию