Экономика России

Дай триллион!

Летом 2011 года, когда перед Россией реально замаячила угроза второй волны кризиса, Дмитрий Медведев не на шутку обеспокоился перспективой остаться с пустой казной перед лицом резко возросших социальных обязательств. Чтобы найти дополнительные деньги, он потребовал резко интенсифицировать заглохшую программу приватизации. Теперь эта программа до 2014 года должна принести бюджету свыше триллиона рублей.

Летом 2011 года, когда перед Россией реально замаячила угроза второй волны кризиса, Дмитрий Медведев не на шутку обеспокоился перспективой остаться с пустой казной перед лицом резко возросших социальных обязательств. Чтобы найти дополнительные деньги, он потребовал резко интенсифицировать заглохшую программу приватизации. Теперь эта программа до 2014 года должна принести бюджету свыше триллиона рублей. «Бизнес-журнал» попытался разобраться, за счет чего Кремль планирует собрать такую сумму, какие конкретно технологии будут применяться для «перезагрузки» приватизации, а также будет ли способствовать Приватизация 2.0 росту рыночной конкуренции — или же активы банально пристроят в «нужные» руки.

Планов громадье

17 июня на Петербургском экономическом форуме президент России Дмитрий Медведев был мрачен как никогда. Приведя ряд цифр, доказывающих плачевное положение мировой экономики и наступление второй волны кризиса, он потребовал от правительства скорректировать приватизационные планы, назвав их недостаточными. Правительство взяло под козырек и в начале августа представило приватизационный план до 2017 года. План, объемы которого, как отметил помощник президента Аркадий Дворкович, теперь «соответствуют требованиям главы государства». Цифры в самом деле внушают уважение: по словам директора департамента имущественных отношений Минэкономики Алексея Уварова, всего в бюджет в результате приватизации к концу 2014 года поступит более триллиона рублей (в 2012, 2013 и 2014 годах — соответственно свыше 300, 380 и 475 миллиардов рублей). Для того чтобы получить эти деньги, планируется приватизация одиннадцати крупных госкомпаний. Она предполагает снижение до контрольных пакетов долей государства в «Роснефти», «РусГидро», «Совкомфлоте», «Росагролизинге», ОСК, ОАК, Объединенной зерновой компании, ВТБ, РЖД и «Аэрофлоте», а также доли в Сбербанке. Кроме того, государство планирует продать 117 ФГУПов, 854 АО, 10 ООО и 73 объекта недвижимости. Предполагается также выход из капитала Россельхозбанка и «Алросы» и снижение доли государства до 75% плюс 1 акция в Уралвагонзаводе, ФСК ЕЭС, «Транснефти». В 2012 году основные доходы от приватизации принесет продажа до 15% акций «Роснефти» (свыше 200 млрд рублей), 10% ВТБ (не менее 94 млрд рублей), 25% «Совкомфлота» и 4,11% минус 1 акция ФСК ЕЭС.

Приватизационная стратегия

Что ж — легко сказать, но трудно сделать. Какими конкретно шагами правительство собирается «перезапустить» приватизацию в России? Мнений на этот счет множество. Так, в ходе октябрьского заседания Международного консультативного совета по созданию МФЦ в России председатель совета директоров Blackstone Group Стефан Шварцман выступил от имени иностранных инвесторов с предложением выпустить гособ­лигации, приобретатели которых могли бы конвертировать их в акции приватизируемых компаний.

Впрочем, по мнению опрошенных «Бизнес-журналом» экспертов, наиболее комплексно к оценке мер по «перезагрузке» приватизации подошли составители «Стратегии-2020» из Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства. По их расчетам, превратить приватизацию из слова, от которого сегодня многие шарахаются как от чумы, в реально эффективный механизм, регулярно «подпитывающий» государство значительными финансовыми ресурсами, можно всего за три года. Так, в качестве первого шага авторы концепции предлагают правительству отказаться от госкапитализма, сохранив только «узкий» перечень государственных компаний, которым будет запрещено иметь непрофильные активы, участвовать в приватизации и покупать акции частных компаний. Шаг второй — ввести мораторий не только на создание новых госкорпораций и госкомпаний, но и унитарных предприятий. Шаг третий, который было предложено осуществить в 2012 году, — ввести полный запрет для всех госкомпаний с госучастием в 50% и более на приобретение непрофильных активов. Шаг четвертый — ограничить участие в приватизации любых компаний или банков — получателей господдержки в период кризиса 2008–2009 годов (разумеется, при наличии у них неисполненных обязательств по возврату этих средств). Шаг пятый — определить перечень компаний, «закрытых» для приватизации. Причем он должен поэтапно сокращаться в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Само же включение того или иного предприятия в этот список должно сопровождаться открытым обсуждением, чтобы у региональных властей не возникало соблазна «тихой сапой» выводить местные компании из‑под приватизационной «косы», как это нередко происходит сейчас.

Дальше — больше. Уже в 2013 году действующим госкомпаниям предлагается ограничить возможность создавать «дочек» в секторах экономики, где аналогичные товары, работы или услуги могут быть произведены частными организациями. Согласовывать подобные действия госкомпаниям придется с Федеральной антимонопольной службой. В 2014 году рекомендовано отказаться от такой широко используемой меры, как внесение активов в уставные капиталы компаний с госучастием (даже в рамках подготовки их к приватизации). Тогда же предлагается изменить и практику приватизации крупнейших компаний: нынешний прогнозный план приватизации, который по сути является лишь нечеткой декларацией о намерениях правительства продать часть пакетов акций тех или иных предприятий, предлагается заменить четким планом-графиком приватизации по крупным организациям с «законодательным закреплением обязательности их продажи за определенный срок». Не найдется покупателей для наиболее «проблемных» компаний? Не беда: творцы «Стратегии-2020» предлагают продавать их «за один рубль» — разумеется, со строгой фиксацией на бумаге инвестиционных обязательств приобретателя. В 2014 году госкомпании должны лишиться права приватизировать госактивы, а в 2015 году — права покупать акции частных предприятий.

Магнит для инвесторов

Российские и международные инвесторы восприняли новость о «перезагрузке» приватизации более чем позитивно.

— Несмотря на то что пик приватизации уже прошел, у государства осталось еще немало «лакомых кусочков», появления которых на рынке все ждут более чем с нетерпением, — говорит Владимир Кох. — Один из них — это судостроение. Учитывая, что морскими судами в России осуществляется более 60% экспортно-импортного грузооборота, а добыча нефти и газа на морском шельфе активно развивается, приобретение активов в судостроении весьма перспективно.

В этой сфере самым интересным активом для инвесторов, безусловно, является «Совкомфлот» — крупнейшая российская судоходная компания, специализирующаяся на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, а также один из крупнейших в мире операторов танкерного флота. Другой интересной сферой для приватизации эксперты называют химическую промышленность, которая сегодня по объему производства находится на одиннадцатом месте в мире.

— Доля отрасли в общем объеме промышленного производства страны составляет 6%, — делится статистикой Анатолий Говоров. — На химических предприятиях сосредоточено 7% основных фондов, обеспечивающих 8% стоимости промышленного экспорта и 7% налоговых поступлений в бюджет. Для международных и российских инвесторов приватизация оставшегося в собственности государства химпрома — например, «Апатита» — была бы весьма многообещающей.

Еще одна перспективная сфера для приватизации — это пищевая промышленность.

— По данным ООН, с 2004 года мировые цены на продовольствие в среднем выросли на 240%, а объем мирового импорта продуктов питания в 2011-м превысил $1 трлн, — сообщили «Бизнес-журналу» в аналитическом центре «СовЭкон» (занимается анализом аграрных рынков). — Те, кто владеет предприятиями «пищевки», обладают стабильным и, главное, постоянно растущим источником доходов. Тем более что вступление в ВТО открыло России впечатляющие перспективы в части экспорта. Учитывая, что АПК — один из самых «недоприватизированных» сегментов российской промышленности, мы не сомневаемся, что за его активы пойдет острая борьба.

Что это за активы? Например, Объединенная зерновая компания, которая является государственным агентом при проведении закупочных интервенций на рынке зерна и на балансе которой летом этого года находилось 7 млн тонн зерна интервенционного фонда на сумму 32 млрд рублей. Выручка ОЗК по РСБУ в 2010 году выросла в 8,5 раза по сравнению с предыдущим годом — до 9,206 млрд руб., а чистая прибыль составила 179,8 млн. При создании ОЗК правительство передало в ее уставный капитал пакеты акций 30 предприятий, которые находятся в 18 регионах страны, и все это — более чем достойный вариант для инвесторов. Среди других перспективных сельскохозяйственных активов, которые ждет приватизация, — Росагролизинг и Россельхозбанк, располагающий второй по размеру сетью филиалов в стране после Сбербанка. Если опираться на соотношение капитализации с количеством филиалов, то, по аналогии со Сбербанком, максимальная стоимость Россельхозбанка может составить более 220 млрд рублей. Конечно, это немало, но если приватизация будет проходить в несколько этапов, то государство вполне может получить за Россельхозбанк хорошие деньги.

Говоря о перспективах приватизации, многие инвесторы указывают на сферу ЖКХ, однако в этой отрасли государство фактически поставило перед ними «шлагбаум». «Основная проблема в том, что не столько инвесторы боятся идти в отрасль, сколько государство боится их туда впустить», — комментирует Владимир Кох. В самом деле: правительство фактически запретило приватизацию коммунальной инфраструктуры, опасаясь «социальных катастроф» в случае банкротства собственников при переходе систем жизнеобеспечения в частные руки. Вместо права собственности Минэкономики предлагает потенциальным инвесторам концессионные соглашения по эксплуатации инфраструктурных объектов ЖКХ и компенсацию им возможных экономических потерь (речь идет о норме доходности в 12% годовых в течение 20–35 лет). «По самым скромным оценкам, только на то, чтобы привести услуги ЖКХ в соответствие с федеральными требованиями по стране, требуется 6–7 трлн рублей, — говорит Алексей Константинов. — В случае объявления полноценной приватизации в сфере ЖКХ эти деньги удалось бы найти за три–четыре года, однако нынешняя схема серьезно снижает перспективность вложений в эту отрасль. И я сомневаюсь, что в следующем году в нее активно потекут частные деньги, как то предполагает правительство».

Малому — помалу

По мнению зампреда Комитета Государственной думы по промышленности (V созыва) Елены Паниной, от «перезагрузки» приватизации может выиграть и малый бизнес, спрос которого на приватизируемое госимущество сейчас пока остается очень слабым. «Примерно восемь тысяч сделок в год, — приводит статистику директор департамента по развитию малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Андрей Шаров. — Это капля в море, их должно быть как минимум 20–40 тысяч». Как считает Панина, низкий спрос инвесторов связан с двумя обстоятельствами — несоответствием предлагаемого имущества потребностям малого бизнеса и тем, что часть имущества, которая могла быть интересна для бизнеса, в первую очередь передается региональными властями в ГУПы и МУПы на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Таким образом, приватизация этих объектов становится невозможной.

Для того чтобы исправить ситуацию, в Росимуществе подготовили комплекс мер, которые будут обсуждаться в 2012 году. Во-первых, речь идет о законе, позволяющем предприятиям арендовать федеральное имущество по льготным ставкам с возможностью дальнейшего выкупа. Во-вторых, победитель тендера на приватизацию крупного объекта должен выполнить особое условие — передать определенные работы на аутсорсинг малым предприятиям.

Весьма велика вероятность, что будут приняты предлагаемые поправки и в базовый закон о приватизации государственного и муниципального имущества (178-ФЗ). Согласно им, если имущество, приватизируемое по конкурсу (например, казенные типографии), подпадает под критерии малых и средних предприятий, будет проводиться отдельный конкурс для малого бизнеса. Кроме того, при проведении приватизационных аукционов сумма задатка снизится с нынешних 20% до 10–15%, а вместо самого задатка можно будет предоставлять не «живые» деньги, а банковскую гарантию.

Нефть попутала

Что ж, список приватизируемого госимущества намечен, технологии его реализации определены. Казалось бы, для будущих успехов приватизации осталось только нажать кнопку «Перезагрузка», но в последний момент рука, которая должна была это сделать (то есть руководство страны), похоже, в очередной раз дрогнула. Кажется, конъюнктура нехороша. Конъюнктура, кстати, ни при каком раскладе не способствует приватизации. Если на дворе кризис и стоимость активов находится на минимуме — не хочется продешевить. Если экономика уверенно растет или нефть находится на максимумах — сильной нужды продавать госсобственность не возникает, бюджет и так выходит в профицит. Последний скорректированный приватизационный план, который Минэкономразвития направило в Минфин, предполагает, что для приватизации крупных гос­пакетов необходимо принимать отдельное решение правительства. А принимать его нужно «в зависимости от рыночной конъюнктуры».

Госкомпании, почувствовав колебания правительства, воспользовались этим на полную катушку. Первым в сентябре прошлого года высказался глава Сбербанка Герман Греф. Он заявил, что в условиях сильной волатильности на рынках из‑за опасений инвесторов по поводу состояния экономики США и еврозоны Центробанк не будет проводить размещение 7,6% акций Сбербанка в рамках приватизации (напомним, этот пакет был намечен к продаже как раз в прошлом сентябре). «Мы ситуацию обсуждали с основным акционером, с председателем ЦБ, — сказал Греф. — Было принято согласованное решение стараться выйти на рынок при первой возможности, но пока мы видим большую волатильность и в текущей ситуации выходить не будем».

А в октябре глава Сбербанка заявил, что крупнейший банк страны начнет приватизацию, когда котировки его акций превысят 
100 руб. за бумагу. Судя по тому, что на момент сдачи номера в печать котировки Сбербанка уверенно балансировали на уровне 79 рублей (и это на фоне традиционного предновогоднего ралли), ждать приватизации банка под руководством Германа Грефа можно будет весь следующий год.

Следом за Грефом активизировался замминистра транспорта РФ Виктор Олерский, который передвинул сроки приватизации «Совкомфлота» с 2012 на конец 2013 года. «Танкерный рынок сейчас находится на исторических минимумах, и до 2013-го ситуация вряд ли изменится, — сокрушался он в интервью РИА Новости. — Поэтому проводить приватизацию компании сейчас вряд ли уместно». Подобную «эстафету переносов» с радостью поддержал замгендиректора Уралвагонзавода Владимир Шмаков. По его словам, приватизация крупнейшего российского машиностроительного холдинга начнется не раньше 2014 года, причем 25% акций компании будет продано в форме IPO. Отметим, что сегодня Уралвагонзавод, крупнейший в России разработчик и изготовитель различных типов грузовых вагонов, контейнер-цистерн и по совместительству танков, на 100% принадлежит государству.

Обманчивая конъюнктура

Отраслевые эксперты видят во всех заявлениях насчет «плохой конъюнктуры» рынка большое лукавство. «В 2008-м, 2009-м и даже в начале 2010 года мы неоднократно слышали заявления правительства о том, что ему не важны деньги, которые оно получит от приватизации, ему важно именно приватизировать, чтобы придать дополнительный импульс развитию экономики, — говорит Анатолий Говоров. — Но позвольте: если не важны деньги, то не все ли равно, какая сейчас рыночная конъюнктура? К тому же всегда будет казаться, что завтра она станет лучше, чем сегодня». «Проблема в том, что менеджмент госкомпаний и компаний с госучастием не привык нести ответственность за свои решения, не любит и не умеет рисковать и бороться за клиентов, — развивает мысль коллеги Владимир Кох. — Скажу больше: многие из них интуитивно чувствуют, что после приватизации они лишатся «насиженных» мест и того уровня доходов, к которому привыкли, в том числе благодаря «серым» схемам. Именно поэтому многие и прилагают все усилия для того, чтобы вставлять приватизации палки в колеса».

Интересно, что фактически единственным, кого не охватило нынешнее повальное увлечение переносом сроков приватизации, стал мэр Москвы Сергей Собянин, предшественник которого Юрий Лужков был известен своим неприятием приватизации и желанием взять десятки предприятий по всей России под крыло столичного бюджета. В расширенном плане приватизации Собянина на 2011–2013 годы оказалось 43 ОАО, часть из которых столичному градоначальнику уже удалось продать. Так, в феврале 2011 года ВТБ купил у подконтрольных правительству столицы компаний 46,48% Банка Москвы за 92,8 млрд руб., а также 25% плюс 1 акцию Столичной страховой группы за 10,2 млрд руб. В том же месяце Центральная топливная компания продала «Газпром нефти» 22,39% нефтекомпании Sibir Energy за $740 млн. В июне московские власти согласились продать 24,5% одного из старейших строительных холдингов Москвы — «Моспромстроя» — за 3 млрд руб. структурам Микаила Шишханова. Символично, что среди прочего Сергей Собянин подготовил к продаже молокозавод в подмосковной Медыни (любимый проект Лужкова), а также пассажирский теплоход «Борис Чирков», на котором бывший московский градоначальник планировал организовать «Театр дураков» Славы Полунина.

При взгляде на ситуацию, сложившуюся с «перезагрузкой» приватизации, поневоле возникают аналогии с «перезагрузкой» российско-американских отношений: если она и произойдет, то будет осуществляться с большим «скрипом» и только в «ручном» режиме. Об этом говорят и сами власти. «Правительство РФ, одобрив общий план приватизации, все равно будет принимать индивидуальное решение по продаже госпакета того или иного актива», — сказал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач в кулуарах прошедшего в ноябре банковского форума в Лондоне. «Мы будем активно проводить приватизацию, но только руководствуясь принципом, что продажа государственных пакетов акций должна проходить при оптимальных условиях рынка», — вторил первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов. Что ж, стремление государства выручить по максимуму за собственное имущество можно только приветствовать. Главное — чтобы за дымовой завесой разговоров о «выгодной конъюнктуре» не скрывалось желание пристроить активы «нужным» олигархам или сохранить у руля управления гос­компаниями своих личных друзей и знакомых. Но это, как говорится, совсем другая тема для разговора.

Начать дискуссию