Автор: Eкaтepинa Eвгeньeвнa Bacильeвa, доктор педагогических наук, профессор Poссийской академии естественных наук.
Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии надежного запоминания. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти. Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее.
Перечислим следующие основные закономерности запоминания:
- После процесса запоминания длинного ряда в общей сложности по памяти хорошо воспроизводятся его начало и конец. Специалисты называют это явление «эффектом края».
- Ассоциативная связь впечатлений и их последующее воспроизводство зависят от того, насколько эти впечатления представляют собой логически связанное целое или разрозненные части.
- Несколько повторений подряд при заучивании материала малоэффективны для его запоминания. Лучше распределять такие повторения во времени (например, в течение нескольких часов или дней).
- Новое повторение лучше всего содействует запоминанию выученного раньше.
- С углублением внимания к запоминаемой информации число повторений, нужных для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, но недостаток внимания не может быть компенсирован ростом количества повторений.
- Без особого труда прекрасно запомнится то, что интересует человека. Особенно явственно эта закономерность обнаруживается в зрелом возрасте.
- Лучше запоминаются исключительные, удивительные впечатления, чем обыкновенные события, с которыми мы часто сталкиваемся.
- Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Со временем оно может видоизмениться. Вступая в ассоциативную связь с прочими впечатлениями и оказывая на них воздействие, первичное впечатление претерпевает определенные изменения.
При запоминании материала необходимо помнить следующее:
- Люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.
- Запоминать нужно осознанно.
- Интересуйтесь только тем, что хотите запомнить, не стараясь удержать в памяти как можно больше.
- Всю информацию для запоминания классифицируйте и располагайте в логическом порядке.
- Не стоит заучивать незнакомый материал сразу полностью. Заучивая по частям, вы сэкономите время.
- Нерешенные задачи и незавершенные дела запоминаются проще, так как незавершенные действия создают в подсознании определенное напряжение и мешают сосредоточиться на чем-то другом.
- Совершенствованию памяти и мышления способствует хорошо развитая речь.
- Запоминаемый материал не только читайте, но и пересказывайте.
- Работайте в таком порядке: один раз прочитать, затем три раза пересказать. Чтение без пересказа с целью запоминания информации — часто пустая трата времени.
- Пересказ — это и развитие речи, и тренировка памяти. При пересказе мозг активно обрабатывает информацию, а при повторном чтении сил требуется немного. Мозг «узнает» знакомый материал.
- Хороший эффект достигается при обратном пересказе, когда клетки головного мозга работают еще активнее.
- Сочетание визуальных и вербальных образов с записями облегчит вам процесс запоминания.
- Услышанное вспоминается быстрее, чем увиденное, но последнее более устойчиво. А вот конкретные данные лучше фиксировать.
- Сухие понятия отягощают процесс запоминания.
- Превратите процесс запоминания в забавную и познавательную игру. Тогда запоминание будет прочным, а воспроизведение — несложным.
- Беспокойное состояние человека может мешать припоминанию.
- В идеале источник информации должен находиться со стороны правого уха, которое передает слуховые импульсы в речевые центры быстрее левого.
- Утром (с 6 до 8 ч.) хорошо запоминаются незначительные факты, а после полудня (с 12 до 15 ч.) — не только мелкие, но и существенные.
- Периоды отдыха при запоминании снимают усталость, повышают интерес к предмету.
Если многократно считывать информацию с книги или монитора компьютера, это не будет являться повторением. Это лишь повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.
Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены: информация осталась в памяти.
С течением времени нервные образования, в которых хранится вся информация, не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете «доставать» информацию из нервных образований.
Бороться с этим можно следующим образом:
- повторять содержание текста;
- обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.
Чтобы осознанно сохранять информацию в памяти, необходимо помнить следующее:
- чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;
- медленнее информация забывается после очередных повторений;
- чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;
- ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;
- с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;
- чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.
Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:
- первое повторение — через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин., а легкий или интересный — через 25-30 мин.;
- второе повторение — через 6-10 ч. после первого повторения (сложный материал — через 4-5 ч., легкий — через 11-14 ч.);
- третье повторение — через 20-30 ч. после второго (интересный материал — через 36 ч., а трудный — через 16-18 ч.).
Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов:
- В течение двух дней: первый день — изучение и повторение частей первого раздела, второй день — изучение и повторение второго раздела.
- В течение трех дней: первый день — изучение и повторение первого раздела, второй день — изучение и повторение второго раздела, третий день — повторение всего материала.
- В течение пяти дней: первый день — изучение и повторение первого раздела, второй день — одно повторение первого раздела, третий день — изучение и повторение второго раздела, четвертый день — одно повторение второго раздела, пятый день — повторение всего материала.
Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять:
1. Повторить сразу же после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием. После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником. Этот процесс называется контрольным припоминанием. Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.
2. Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять. Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе — примерно через 40-60 мин., третье — в этот же день (примерно через 3-4 ч.), четвертое — на следующий день.
Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте. На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.
Принятое в средней школе бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.
Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начинаете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.
Начать дискуссию