Концепция «Интернета вещей» — подключенных к Сети предметов, которые не только информируют нас о тех или иных параметрах, но и достаточно интеллектуальны, чтобы поддерживать содержательную «беседу» друг с другом, — не нова. Очередной всплеск интереса к этой теме, на мой взгляд, вызван двумя факторами. Во-первых, соответствующие технологии стали более доступны. Во-вторых, заметно изменилось отношение к ним самих людей.
Представьте себе, что вам пришлось бы лет десять назад рассказывать кому-то о достоинствах популярных нынче геосоциальных сервисов вроде Foursquare. Вас сочли бы сумасшедшим! Как это так — добровольно сообщать миру о том, где ты находишься в данный момент? Пусть даже ради возможности получить информацию о местонахождении других людей и «пересечься» с друзьями. Однако сегодня люди стали более открытыми и привыкли делиться информацией. Поэтому следующий шаг — получение такой же информации от устройств — воспринимается всеми как вполне естественный и не вызывает внутреннего отторжения. Ведь с ними дело обстоит точно так же, как и с людьми: порой очень полезно знать, где они находятся. Недавно я потеряла свою фотокамеру. Произойди это лет через десять, когда подобные устройства наверняка будут все без исключения подключены к Интернету, все было бы просто: моя фотокамера сама сообщила бы мне о том, где я ее оставила, и я приложила бы все усилия, чтобы вернуть ее.
Однако главной проблемой в будущем, на мой взгляд, станет не то, как подключить к Сети возможно больше устройств и заставить их взаимодействовать друг с другом и с владельцем, а как раз наоборот — как научиться фильтровать эту избыточную информацию. Уже сегодня информационное поле настолько плотно, что приходится вырабатывать своеобразные механизмы защиты. Очевидно, что подобные навыки превратятся в насущную необходимость в мире, где устройства начнут бороться за внимание своих владельцев. Это станет скорее эмоционально-психологической проблемой. В том потоке информации, который нас ждет, человеку все чаще будет хотеться побыть одному. Просто пойти в поле и остаться наедине с природой и собой.
Впрочем, у меня есть серьезные опасения, что это лишь меньшая из проблем, которые свалятся на нас с развитием «Интернета вещей». Потому что, если задуматься, он таит множество угроз неприкосновенности частной жизни. Используемые человеком в повседневном обиходе устройства и предметы, став частью Сети, обеспечат не только комфорт. Они источник информации о владельце, чем потенциально могут воспользоваться другие. Поэтому общество должно выработать правила, какая информация может быть доступна, а какая — нет. Реальность такова, что есть плохие люди, есть плохие правительства. Уже сейчас они имеют немало возможностей следить за нами, а в эру «Интернета вещей» их станет еще больше. И велика вероятность, что правительства постараются использовать эти возможности. Нам нужно уже сейчас задуматься об угрозах и постараться им противостоять.
Какая отрасль первой ощутит новые веяния и станет неотъемлемой частью «Интернета вещей»? В первую очередь это все, что связано с логистикой и транспортом.
Постарайтесь взглянуть на то, какой беспорядок творится сегодня в пассажирских и грузовых перевозках, глазами человека будущего. Это способно шокировать! Повсюду водители грузовиков, такси и проч., которые не всегда знают, куда и когда они едут и что везут. Эта неразбериха исчезнет: перемещением товаров можно будет руководить в реальном времени. Тенденция видна уже сейчас.
Одним из моих первых работодателей была служба экспресс-почты FedEx. Задача, которая стояла и продолжает стоять перед этой компанией, крайне сложна: научиться доставлять грузы в любую точку мира за одну ночь. Логистика доставки отправлений в разные периоды решалась службой по-разному. К примеру, раньше посылки сортировались в соответствии с географией получателей, потом отправлялись самолетом в крупный город, где был расположен один из распределительных хабов FedEx, а затем их доставляли адресатам. Тридцать лет назад такой способ казался наиболее оптимальным и логичным: вместо того чтобы гонять множество самолетов, использовали только один. Но простота цепочки не гарантирует того, что скорость доставки окажется максимально возможной. И сегодня парадигма меняется. В 2012 году можно все просчитать, спрямить маршрут и отправить посылку сразу туда, куда нужно. Потому что у вас больше знаний и информации, которую вы отслеживаете в режиме реального времени, — о движении вашего транспортного парка и перемещениях отправлений. Вы можете организовать цепочки поставок таким образом, чтобы они были не только эффективными, но и быстрыми — благодаря технологиям. Сегодня мы пожинаем только первые плоды нового подхода: в дальнейшем все будет еще эффективнее и быстрее. Не за горами время, когда сами транспортные средства смогут обходиться без водителя-человека: «гугломобиль» знаменитой компании уже один за другим ставит рекорды дальности поездки без шофера.
Изменятся не только вещи и процессы с их участием. В новой реальности с неизбежностью трансформируемся и мы сами. Из владельцев вещей мы превратимся в своеобразных менеджеров их свойств и способностей. И если сегодня вы арендуете лыжи или, скажем, дом на выходные, точно так же будет и с обычными предметами, которые используются в хозяйстве: мы станем не приобретать вещи в собственность, а брать их напрокат и платить в зависимости от интенсивности использования.
Разумеется, в рамках концепции «Интернет вещей» возникнет множество стартапов — и не только в области логистики. Будут появляться проекты, подобные Airbnb — компании, которая позволяет более легко арендовать и сдавать помещения. Как мне кажется, это тоже служит индикатором изменения подхода современного человека не только к вещам, но и к самой идее жилища. Владение как таковое и здесь может отойти на второй план.
Итак, технологии уже более или менее готовы обеспечить существование «Интернета вещей». Да, кое-что пока дорого, а потому не подходит для массового применения. Но цены снижаются. Главное тут другое — доверие к технологиям со стороны общества. Готово ли оно, например, к машинам без водителей? Развитие технологий иногда происходит гораздо быстрее, чем меняются привычки человечества.
Напредставлять, конечно, можно много. Возможно, в будущем, когда мне понадобится отправить посылку, я просто помещу ее внутрь небольшого летающего аппарата и прикажу ему отправиться к адресату. А сама сяду следить на экране коммуникатора за тем, как он продвигается, пока дроиды сервируют мне обед…
Эстер Дайсон - американская писательница, предприниматель, венчурный инвестор. Известна своими инвестициями в проекты в области ИТ, медицины и в авиакосмическом секторе, в том числе в России. Основатель компании EDventure (была продана холдингу CNET Networks в 2004 году). В 2008–2009 годах прошла подготовку в ЦПК в качестве члена дублирующего экипажа 16-й международной экспедиции на МКС.
Начать дискуссию