Свой первый миллион долларов США американец Джонатан Манзи заработал еще старшеклассником, став одним из самых «скороспелых» миллионеров в истории Америки.
Сейчас, когда Манзи двадцать один год, он стоит у руля собственной небольшой бизнес-империи, состоящей из нескольких веб-сервисов, агентства недвижимости, инвестиционного фонда и производственной компании. Свою бизнес-стратегию в интервью «Бизнес-журналу» Джонатан излагает просто: во-первых, нужно находить блестящие идеи на умирающих рынках, а во-вторых, непременно вести дела по принципу win-win1.
«Сколько себя помню, предпринимательство всегда было моим единственным увлечением», — говорит Манзи. Он был не самым радивым школьником: все время норовил забросить домашнее задание и прогулять уроки, чтобы «поработать над своими идеями». Первый свой настоящий бизнес (который вскоре и сделал его миллионером) — компанию Vintage Network, LLC — он учредил в пятнадцать лет, в 2005 году. Идея бизнеса пришла во время «путешествия» по Всемирной паутине. При посещении одного из ресурсов внимание школьника привлекла всплывающая реклама, которая предложила ему поучаствовать в розыгрыше iPod. Как сейчас вспоминает Манзи, реклама была ужасная: с красной оборкой, черным фоном и блестящими буквами. Ссылка, ведущая к заветному плееру, предложила сначала оставить свои данные — фамилию, имя и электронный ящик, — а затем пройти несколько «испытаний», предложенных сторонними спонсорами. «Я понял, — вспоминает Манзи, — что только что стал объектом в основе своей неплохой, но дурно реализованной бизнес-модели, которая построена на заманивании пользователей красивыми баннерами и обещаниями. Условия же получения iPod были набраны мелким шрифтом и являлись почти невыполнимыми. К тому же ознакомиться с ними позволялось лишь после завершения всех «испытаний». Там было не меньше пяти тысячи слов, но, к сожалению для создателей сайта, я дочитал этот текст до конца».
Другой бы возмутился, а Джонатан хладнокровно проанализировал нехитрый бизнес владельцев сервиса со всех сторон и нашел в их модели кучу изъянов. Во-первых, пользователя вводят в заблуждение: стало быть, в дальнейших отношениях с площадкой он не заинтересован; во-вторых, собранные таким образом контакты клиентов, оставивших свои данные только для обретения возможности получить приз, — «холодные»: толку от них рекламодателям мало. Единственный, кто выигрывает от такой схемы рекламирования, — сама площадка, которая на время получает трафик и может продавать его. Одна-единственная заинтересованная сторона — не слишком ли мало, чтобы бизнес был успешным?
Хорошенько все обдумав, через полгода Джонатан предложил рынку свое решение — ресурс V-Bux.com. Площадка, по замыслу Манзи, должна была стать интересной всем участникам. Пользователю не приходилось подвергаться многочисленным «испытаниям» от сторонних спонсоров: чтобы претендовать на приз, достаточно было трехстраничной формы регистрации и пяти приглашенных на сайт друзей. При входе клиенту предлагалось попытать счастья в одном из 24 проходящих конкурсов. Возможность выбора позволяла рекламодателям получать «горячие» контакты потенциальных покупателей.
Система обязательного «подключения» друзей к V-Bux.com привела к тому, что число зарегистрированных пользователей росло по экспоненте. Всего через 15 дней после запуска общая стоимость товаров и услуг, выданных в качестве призов, достигла $13 тыс. «Мои первые комиссионные должны были прийти только через два месяца, — говорит Манзи, — и передо мной встал вопрос: стоит ли рисковать собственными деньгами, отложенными на оплату колледжа, ради развития проекта?» Как мог ответить на этот вопрос пятнадцатилетний подросток? Рискнул, конечно! Через год выручка его Vintage Network перевалила за $700 тыс., а к декабрю 2007-го составила $3,2 млн.
Вскоре Манзи создал еще одну рекламную площадку — Vintacore.com: за ее услуги рекламодатель мог платить «сдельно» — в зависимости от активности пользователей, которая выражалась либо в переходах на сайт, либо в покупках. Предложенная Манзи схема работы позволяла рекламодателю увязывать расходы на кампанию с ее реальной эффективностью. И опять в основу работы площадки была положена модель win-win.
Решение открыть инвестиционный фонд пришло к Манзи в самый разгар кризиса, в начале 2009 года. «Просто я заметил, что в условиях резко упавшего рынка множество небольших американских компаний с многообещающим будущим стали слишком дешевы, — объясняет Джонатан. — Ситуация была явно нерациональной, и я решил поддерживать такие проекты». Он нанял опытного инвестиционного менеджера, учредил фонд J Manzi Investments и стал собирать портфель. Около 80% сделанных тогда инвестиций сейчас показывают положительную доходность. Теперь, когда окно возможностей стало закрываться, бизнесмен изменил фокус и занялся инвестициями в компании ранних стадий.
Тогда же, в кризис, Манзи увидел еще одну прекрасную возможность заработать на обвалившемся рынке недвижимости: «С одной стороны, цены упали, что позволило мне приобрести недорогую недвижимость в Массачусетсе и Калифорнии, а с другой — цены на аренду жилья не пострадали, поскольку доступность ипотеки существенно снизилась».
По мнению Джонатана, предпринимательству нельзя научиться. Самый необходимый для бизнесмена навык, который нематериален и неосязаем, — это страсть. Страсть к компании, к идее, к людям, которые вовлечены в проект. «Страсть, — формулирует Манзи, — это то, что дает предпринимателю стойкость в трудные времена, что позволяет месяцами не спать и не общаться с внешним миром».
Создавать бизнес вокруг тех вещей, которые вселяют в вас удовольствие, — главный совет Джонатана молодым предпринимателям: «Страсть позволит развить харизму, личность и лидерские качества, а также компенсировать отсутствие предпринимательских навыков на первых порах».
Свои самые большие бизнес-ошибки Манзи называет типичными для молодых и амбициозных предпринимателей и советует, по возможности, обходить эти грабли стороной. Пагубным для молодых стартаперов Джонатан считает чрезмерный нетворкинг. Модное сегодня хождение по конкурсам, выставкам и мероприятиям, выступления перед большой аудиторией со сцены или в кулуарах сильно вредят проекту. «Гораздо эффективнее найти в отрасли хорошего ментора и завести с ним личное знакомство, — говорит Манзи. — Полезен только целенаправленный нетворкинг».
Отсутствие сфокусированности Джонатан называет второй критической ошибкой стартаперов. Переключение с проекта на проект, с идеи на идею без их реального воплощения еще никого не сделало успешным и богатым. Прежде всего, считает Манзи, необходимо выделить конкретные цели и работать до тех пор, пока они не будут достигнуты. «Стартапы всегда имели и будут иметь встроенный недостаток — дефицит материальных и физических ресурсов, — комментирует Джонатан. — Так что страсть и сфокусированность — наши главные козыри».
А если все усилия так и не привели к желаемому результату, нужно без жалости сворачивать проект и заниматься новым. «Важно уметь не только открывать бизнесы, но и закрывать неудавшиеся, — подытоживает Джонатан Манзи. — Неудача — это всего лишь этап, а не что-то фатальное и окончательное».
_______________________
1. Win-win (от англ. «выигрыш-выигрыш») — стратегия сотрудничества с партнерами, контрагентами, потребителями и т. д., при которой выгоду в той или иной форме получают все участники.
Начать дискуссию