Наверняка многие из вас слышали о стартапе Reddit. Это социальный новостной сайт, идея которого довольно проста: зарегистрировавшиеся пользователи могут размещать ссылки на понравившуюся им информацию в интернете. Кроме того, каждый пользователь может голосовать за понравившиеся новостные сообщения — и именно исходя из предпочтений участников формируется главная новостная лента портала.
Компания Reddit была создана в 2005 году двумя свежеиспеченными выпускниками Университета Вирджинии. Спустя год существования бизнеса Reddit была продана холдингу Condé Nast за 20 млн. долл. С сентября 2011 Reddit начал работать под управлением Advance Publications, дочерней компании Condé Nast. Самое интересное то, что, продав компанию, оба основателя Reddit покинули ее, но, увидев, что их сервис развивается не очень-то успешно в составе Advance, решили поучаствовать в его судьбе. В конечном итоге, они добились того, что Reddit стала независимой дочерней компанией Advance.
Не так хорошо шли дела у конкурента Reddit - известного социального сайта digg.com. Пик славы этого сервиса приешлся на 2008 год, но в 2010-2011 все пользователи Digg сбежали к Reddit. В 2008м, кстати, Digg начал переговоры с Google о покупке компании поисковым гигантом за $200 млн. Но совсем недавно компания, поднимавшая инвестиции раунд за раундом (по оценкам, общий объем вложений - 45 млн. долл.) была куплена за $500,000 BetaWorks.
В то время как Digg шла по наклонной, Reddit набирал аудиторию. При этом сегодня Condé Nast все еще активно вмешивается в дела компании, ставя целью еще больше "выжать" из перспективного сервиса. Основатели сервиса в некоторых своих интервью упоминают, что их свобода действий несколько ограничена - им не разрешают нанимать людей в проект по собственному желанию, Боб Саубсерг, президент Condé Nast, напрямую участвует в управлении Reddit - и, по заявлению разработчиков - зависимость от холдинга выливается и в некоторые бюрократические проволочки.
На самом деле, в случае с Reddit, покупался "кустарный" бизнес увлеченных студентов, какая-то "химия", которую на самом деле корпоративные порядки могли бы просто убить. Другое дело - технологичные компании: такие стартапы покупаются, если их продукт отлично интегрируется с продуктовой линейкой корпорации - так что в таких случаях команда быстро "вливается" в ряд сотрудников гиганта.
Думаю, Reddit - отличный пример того, как продукт оказался "на грани" после продажи бизнеса корпорации. И хотя я на самом деле не очень здорово разбираюсь в социальных сервисах (я руководитель биотех-стартапа и мы выводим на рынок противораковую вакцину) - история с Reddit меня "зацепила".
Так как же грамотно дать поглотить себя корпорации, не позволив ей погубить твой бизнес?
Боюсь, здесь нет универсальных рецептов. Можно строить стартап в стиле Цукерберга, Дурова или Сегаловича - рассчитывая на очень долгую автономную работу. А можно поступать в стиле Лены Масоловой - очень быстро и интенсивно делать компанию (darberry.ru) в стиле copycat исходя из четкой цели - продаться более крупному игроку (groupon.com), который, в свою очередь, использует это для выхода на IPO. Мы, конечно, скромно промолчим о том, во сколько раз упали сегодня их акции относительно цены размещения...Но факт остается фактом: нет ничего плохого в том, чтобы стартап "убить" - любой проект подразумевает некий срок завершения.
Мы же играем на фармацевтическом рынке - и для нас M&A - самый естественный ход событий. Мы, как правило, сразу нацелены на то, что нас купит кто-то из больших игроков. Ведь невозможно маленькой командой самостоятельно выстраивать сети дистрибуции, проводить полномасштабные клинические исследования и т.д.
Невозможно - за редкими исключениями - например, когда создаешь принципиально новый сегмент рынка, естественно, начиная с небольшой ниши. Именно такой вариант мы пытаемся реализовать с нашей вакциной DendriVax - создать прецедент регистрации и клинического применения иммунотерапии, привлечь "под крыло" другие заинтересованные компании, научные группы, стать "точкой опоры" для выхода зарубежных иммунотерапевтических игроков на российский рынок.
Ведь пока ни у кого нет на этом поле преимуществ, потому что рынок этот существует только в виде запроса врачей и пациентов.
Но, конечно, в реализации любогонамеченного плана никогда нельзя быть полностью уверенными - и мы готовы пойти на поглощение, если это станет необходимым.
Если направлением, в котором сегодня работаем мы, в России заинтересуется кто-то из "БигФармы" - мы будем готовы уступить контроль. По крайней мере, моя позиция такова: мне интересно именно "запускать" проекты и, пожалуй, не очень интересно заниматься рутинным корпоративным управлением.
Если идея хорошая - она выживет и без меня. Ну а если плохая - то о чем жалеть?
Начать дискуссию