Маркетинг

Болезнь и ее симптомы

То, что я, подобно множеству окружающих меня людей, тяжело болен айтифозом (очередной мой безумный неологизм, производный от IT и др.-греч. τῦφος — дым, туман, помрачение сознания), я даже не подозревал, а знал наверняка и давно.

Позволю себе порассуждать в сегодняшнем посте вокруг заключительного аккорда вчерашней эрупции на тему Tesla Motors. Вот этой: "Чудовищнее ситуации, описанной в предыдущем параграфе, может быть только такая: я уже заказал себе новый iPhone 5! Беленький. На нем, говорят, красочка осыпается не так активно, как на черненьком :) "

То, что я, подобно множеству окружающих меня людей, тяжело болен айтифозом (очередной мой безумный неологизм, производный от IT и др.-греч. τῦφος — дым, туман, помрачение сознания), я даже не подозревал, а знал наверняка и давно.

Потому как все симптомы налицо:

  • в 9 случаях из 10 я отдаю предпочтение компьютеру перед живым общением;
  • новым компьютерным железкам и программам радуюсь больше, чем любым поездкам и походам в кинотеатры, музеи, выставки и прочие кафетерии риаллайфа;
  • живое общение в целом утрачивает свою неповторимую привлекательность и по большей части оборачивается неудобствами вроде необходимости что-то кому-то говорить, объяснять, демонстрировать, доказывать, казаться тем, кем ты не являешься на самом деле, и т.д.;
  • одновременно с этим общение в виртуальном пространстве дается с легкостью и непринужденностью, усиленной отсутствием необходимости смотреть собеседнику в глаза, не говоря уже о том, чтобы срываться с теплого места в дождливую погоду, куда-то ехать, томиться в пробках и проч.

При всей грубой наглядности признаков заболевания, необходимо провести строгое разграничение айтифоза и чистого консюмеризма. Мое отношение к "железкам" и "программкам" никогда не сводилось к наивному примитивизму принципа "Покупать значит жить". Больного айтифозом невозможно заставить купить айтишную железяку "просто так", ради самого удовольствия купить.

Чтобы я так вот взял и купил за красивые глаза первый понравившийся мне телефончег?! Да ни в жисть! Я буду долго перечитывать технические характеристики, оценивать достоинства экрана, быстродействие, удобство интерфейса и море других извращений, прежде чем решусь на пополнение домашней конюшни гаджетов, которая давно уже перезревшим тестом вышла за края кастрюли разума.

Иными словами, айтифоз - это не проявление консюмеризма, а свидетельство какого-то более тяжкого недуга, связанного с поражением важнейшего гирокомпаса в жизни человека - здравого смысла (продолжая аналогию выбранного примера: зачем мне ЕЩЕ один смартфон, если и так есть уже дюжина, а флагман - iPhone 4S - практически идеален и способен выполнять на самом достойном уровне абсолютно то же самое, что выполняет iPhone 5?). О природе этого поражения и, в первую очередь, его метафизике, мне бы и хотелось сегодня порассуждать.

Информационным поводом к посту послужил комментарий Уилла Оремуса, редактора Slate, который потряс меня до глубины души во время утреннего сканирования прессы, который регулярно предпринимаю в поисках тематического повода. Потряс настолько сильно, что я даже отказался от более авантажной и фактурной темы - скандала в Бразилии вокруг так называемого Ação Penal 470.

Уилл Оремус начинает с того, что признается: никогда бы не подумал, что на свете существует что-то, что могло бы заставить его стать в очередь за компьютерной железкой. Однако поди ж ты: проходя мимо маленького офиса мобильного оператора AT&T и впечатлившись каким-то жалким хвостиком из 2 человек на улице перед входом, пристроился сзади не раздумывая.

И то правда - настоящая удача в сравнении с очередями из сотен страждущих, которые сегодня складываются у официальных магазинов Apple Store. Начинает эссе Уилл Оремус из совсем уж наивной предпосылки: потребность в новом айфоне у него возникла в первую голову не по причине заболевания бытовым консюмеризмом, а в силу профессиональных обязательств. Мол, пишу об IT, как же можно не обладать флагманом мировой коммуникационной цивилизации?

Забавно, что я когда-то тоже себя тешил подобными уловками подсознания: вынужден покупать, просто вынужден! Не хочу, а надо, Федя, надо. Слава богу, давно образумился и больше не поддаюсь на провокации разума: какие, к черту, профессиональные потребности?! Айтифоз, и ничего более (как в анекдоте: "Доктор, а может, лучше в реанимацию? - Я сказал - в морг, значит - в морг!").

Короче говоря, через какой-то жалкий часок ожиданий доходит очередь Уилла Оремуса, и он говорит красивой девушке по имени Кристал за прилавком: "Дайте, пожалуйста, 32 гигабайта черный!" А Кристал невозмутимым тоном ему в ответ: "А как насчет 16 гигабайт и белого?" Оценив недоумение и произведенный эффект, расшифровывает: "Это единственная модель, какая осталась. Остальные все закончились, и теперь совершенно неизвестно, когда еще появятся в следующий раз".

Уилл Оремус колебался секунды 3-4, после чего согласился. Заплатил за айфон, получил волшебную коробочку в фирменном пакете и даже напутствие в дорожку: "Conratulations!"

И вот идет Уилл Оремус по улицам Нью-Йорка и думает: "А с чем, собственно, меня только что поздравили?! С тем, что я пришел за черным айфоном с 32 гигабайтами памяти, а ушел с белым и только 16?!"

Дальше больше: пока редактор Slate расплачивался, он наблюдал точно такую же сцену с участием 19-летнего компьютерного инженера, который стоял в очереди следующим: тот тоже хотел одну модель, а получил - ну совершенно неправильную!

Остаток дня Уилл провел в тяжких раздумьях, потом не выдержал и заглянул снова в магазинчик AT&T: "Скажите, а сколько покупателей отказалось брать единственную оставшуюся у вас модель, белую и с 16 гигабайтами?" - "Ни одного! - гордо рапортовала Кристал. - Все как один согласились!"

Ну вот мы и приехали! Полюбуйтесь: перед нами зияющая язва айтифоза, во всей своей отвратительности! Попирается уже не здравый смысл (замена айфона 4S на пятую модель), а вообще - личность со всеми ее индивидуальными запросами! Сперва, сразу после прочтения, как и полагается всякому уважающему себя пациенту, я позволил подсознанию гордо обмануть самого себя: "Ну, уж я-то ни за что бы не согласился покупать iPhone 5 с 16 гигабайтами памяти - после моего-то 4S с 64!"

Ой ли? Правда? А можно мне не поверить! Сколько раз я оказывался в таких же обстоятельствах и всегда поступал точно так же, как поступил Уилл Оремус! Почему? Потому что тяжко болен айтифозом, ёлки-палки, вот почему!

Давайте теперь проанализируем ситуацию: почему редактор Slate точно так же, как и все остальные люди в очереди, согласился на покупку телефона совершенно не той конфигурации, за которой пришел? Очевидно потому, что желание обладать пятым айфоном оказалось гораздо выше потребности в гигабайтах и цветовом решении! Вернее, и память и краска оказались просто иррелевантными.

Если исходить из посылки, что практически у каждого покупателя iPhone 5 в кармане на момент покупки лежал уже телефон предыдущей модели, можно смело говорить о том, что и потребности в самом гаджете у них не было. А что было?

Две недели назад я уже пытался проанализировать магию притягательности гаджетов Apple в своей компьютерровской Голубятне (Народная элитарность). Настоятельно рекомендую коллегам почитать это эссе, поскольку в нем довольно неортодоксально я попытался проанализировать социальную мифологию современного консюмеризма и уникальность ниши Apple, которая заключается именно в создании продуктов, отвечающих критериям парадигмы народной элитарности ("гениальный печатный станок в эпоху победившего Восстания Масс").

Проблема, однако, в том, что феномен народной элитарности никак не объясняет сам факт появления айтифоза! Между тем айтифоз проявляет себя именно как болезнь, потому что иначе как болезнью иррациональное поведение людей, покупающих вещи, которые им не только не нужны, но даже не соответствуют собственными желаниям, назвать нельзя.

Для себя лично причину возникновения айтифоза в себе самом объяснил исключительно полным разочарованием в смысле жизни (вернее: в осознании полной бессмысленности таковой в метафизическом плане). Айтифоз - это защитная реакция организма, осознавшего ужас пустоты бытия, никчемности прихода в этот мир, глупости любых надежд и амбиций, потуг стяжательства, накопительства, строительства "своего дома", попыток закрепиться покрепче, сколотить побольше и т.п.

Айтифоз как разочарование в смысле жизни - это современная адаптация для негероической эпохи и негероических персонажей принципа кастанедовского воина, который сражается, оставив всякую надежду. Эдакий берсерк XXI века :)

P.S. Буду ли я покупать iPhone 5 после всего сказанного - и вчера, и сегодня? Буду, конечно :) Спросите любого алкоголика, почему он не завязывает, и получите всегда один и тот же ответ: "Бросить не вопрос - могу в любую минуту. Но не хочу!" Знает ли алкоголик, что обманывает себя и бросить не может? Думаю, догадывается, но предпочитает не заострять на этом внимания, чтобы лишний раз не травмировать.

Начать дискуссию