Российский страховой рынок традиционно относится всеми его участниками к «вечно молодым»: ежегодный рост объемов бизнеса на уровне 15-20% в год сочетается с крайне низкой эффективностью. Вроде бы экономическое объяснение этого тренда выглядит логично: растущий рынок не может показывать высокой прибыльности, так не бывает, и всегда и во всех бизнесах выбирают либо рост, либо прибыль.
Но если все-таки посмотреть на мир без розовых очков, то станет очевидно: рынок страхования в России молод ровно настолько, насколько и все остальные рынки: впервые о частных страховых компаниях мы услышали в начале 90-х. И даже советский «монстр» Росгосстрах был приватизирован уже более 10 лет назад. Рынок, таким образом, достаточно зрел для того чтобы не оправдывать себя, а просто качественно работать.
Однако разговоры о принципиальной несовместимости быстрых темпов роста и прибыльности бизнеса (особенно некоторых сегментов) не затихают. У стороннего наблюдателя, не погруженного в процесс с головой, вполне может создасться впечатление, что страховщики на самом деле не заинтересованы в той самой прибыльности: гораздо проще без конца «вытаскивать» из акционеров инвестиции в рост сети продаж, в увеличение штата для обслуживания потока клиентов, в новые офисы. Однако подозревать менеджмент страховых компаний в тотальной некомпетентности и нелояльности тоже смешно. Так просто не бывает. Тем более что примерны эффективного бизнеса все-таки на российском рынке есть, причем как среди лидеров рынка (Ингосстрах, РЕСО-Гарантия), так и в средних компаниях (Цюрих).
Поскольку легенда о том, что российское страхование не похоже на общемировое – все-таки всего лишь легенда, и нет экономических законов, привязанных к конкретной территории, то все рецепты для нас уже выписаны – и лишь вопрос «доверия к врачу» ими воспользоваться. Страхование – очень сложный бизнес, который не сводится к одним лишь продажам. Финансовый результат в нем зависит от факторов, сильно разнесенных во времени (продажа полиса, наступление убытка и его урегулирование). Именно поэтому даже просто следить за тем, что происходит в страховой компании, невозможно без качественного ИТ-сопровождения. Тем более невозможно без этого управлять таким бизнесом.
Сложность российской ситуации в том, что зарубежные ИТ-системы для страховых компаний у нас действительно не применимы из-за разности законодательств, из-за отсутствия русскоязычных локализаций и еще ряда причин. Российские разработки почти единичны, можно сказать, что сегодня на рынке существует 1-2 варианта, которыми может воспользоваться страховая компания и получить работающий продукт.
Кроме того, вопрос закупки и внедрения этого продукта – это вопрос длинных инвестиций, и не только финансовых. Любое внедрение проходит небыстро и требует серьезной вовлеченности достаточно большого количества персонала компании. Как мотивировать людей на эту работу – вопрос очень сложный, потому что внедрение ИТ-системы жизнь сотрудников на рабочих местах, на самом деле, сильно осложняет: у руководства появляется объективная возможность жесткого контроля рабочего времени и нагрузки – соответственно, вечные разговоры «ах, как много у нас работы» резко уходят в прошлое. Кроме того, работающее ИТ-решение в страховой компании позволяет сократить количество персонала практически на всех направлениях, и объемы этого сокращения могут доходить до 40 %. Наконец, требования компании к квалификации персонала также серьезно снижаются, поскольку львиную долю интеллектуальной нагрузки ИТ-система забирает на себя – и это значит, что заработная плата тоже снижается. Если смотреть правде в глаза, то мотивировать персонал участвовать в таком проекте – это мега-проблема.
Однако если мы хотим прибыли в страховании, то путь к ее получению, безусловно, есть. Дальнейшее – лишь вопрос заинтересованности в этой прибыли топ-менеджмента компаний, а также последовательности акционеров в требованиях выхода на определенные показатели прибыли.
Итак, рецепт есть. И теперь лишь пациент может сказать, хочет ли он выздороветь или пребывание в болоте неэффективности и «серых» доходов по большому счету гораздо удобнее.
Начать дискуссию