В отношениях продавцов и покупателей заложен вечный конфликт интересов. Одним нужно продать всего побольше и подороже, другим купить подешевле и самое необходимое. Идет непрерывное состязание: кто больше продвинется к своей цели. Продавцы постоянно, с индустриальным размахом изобретают все новые способы добычи денег покупателя. Так формируется общество потребления. Защита совершенствуется более массово, но кустарно-индивидуально — многие неосознанно вырабатывают свои способы обороны денег от ненужных трат.
Перечень наиболее распространенных способов заставить покупателя истратить как можно больше денег может выглядеть так.
- Расположение товара. Большую часть продуктов покупатель берет с полки, которая расположена на уровне глаз. Продавцы называют ее « золотой». На втором месте по популярности — полка на уровне рук, « серебряная». Самые дорогие товары выставляются на этих полках.
- Дорогой старт. Выигрышным для продавца считается место на первом стеллаже по ходу покупателя и на стендах правой стены: движение в магазине обычно происходит справа налево, и активнее наполняют корзину именно в первые минуты посещения. Там цены могут быть особенно завышены.
- Яркий ценник. Супермаркет заинтересован в продаже товаров, которые выпускаются под его маркой. Продаются они в нескольких точках в магазине, а их ценники выделены другим цветом: покупатель привык воспринимать разноцветные бумажки как символ скидок. Он активно раскупает товары с яркими ценниками, хотя продают товар по полной цене и выше.
- Продуманный беспорядок. Товары, расставленные в идеальном порядке, люди берут хуже: не хотят «нарушать красоту». Продукты, которых осталось всего несколько штук, быстрее окажутся в тележке покупателя: если народ берет, значит вещь ценная. На складе же этих «остатков» может быть на многие недели продаж.
- «Паровоз». На самое видное место выставляют популярный и необходимый продукт, например хороший сыр, а вокруг него — взбитые сливки, воздушные муссы и т.п. Человек подходит за сыром, а возвращается домой с десертом.
- «Замок». «Стены» образуют два самых разрекламированных товара, а внутри помещается дешевый, но далеко не самый необходимый продукт.
- Воздействие на детей. Дети более впечатлительны. Обычно поход в магазин с ребенком увеличивает траты не менее чем на 15%, в основном из-за непрекращающегося «мама, купи мне».
- «Большая телега». Размер тележек растет — ведь в результате объем покупок выглядит меньше. Кроме того, в большей части тележек теперь существует специальное сиденье для ребенка, которое облегчает совместные выходы за покупками и увеличивает ваши расходы.
- Нарядная упаковка. В упаковке покупать приятнее, но цена выше. Например, в отделе деликатесов такие товары, как колбаса, сыр или рыба, на развес в среднем на15% дешевле, чем те же товары, облаченные в красивую упаковку.
- Принцип дзюдо. Это использование энергии противника. Магазины стремятся использовать стремление к экономии. Зачастую цены на шоколадки, жвачки и легкие спиртные напитки занижены. Но покупатель не замечает завышенных цен на товары первой необходимости. Также работают и организаторы акций. Кто не покупал три товара по цене одного, ни в одном из них особо не нуждаясь?
Разумеется, этот перечень не является исчерпывающим. Новые инструменты извлечения денег разрабатываются непрерывно. Но если хотя бы иногда задумываться о таких методах, то польза будет. Сам факт осознания того, какое воздействие они на вас оказывают, дает отрезвляющий эффект. Приведем следом еще несколько простых принципов защиты ваших денег.
- Составляйте план покупок заранее. Значимые покупки и другие траты необходимо заблаговременно планировать. Можно планировать месяц или даже число. Главная задача — избежать случайных, импульсивных покупок, потому что зачастую так покупаются абсолютно бесполезные вещи. Помните: магазин и продавец провоцируют именно импульсивные покупки.
- Планируйте цену. Это позволит, во-первых, отправляясь в магазин, взять с собой столько денег, сколько необходимо только на запланированные покупки, плюс, может быть, 5-10% на непредвиденные расходы — в таком случае оставленные дома средства будут в целости. Во-вторых, даже если вы пришли с кредитной карточкой, превышение плановой цены — лишний повод задуматься.
- Научитесь говорить «нет». Не вините себя в нерешительности при общении с продавцом, проявлении мягкости или робости — это всего лишь желание мысленно смоделировать свои цели, прокручивание ситуации в уме, стремление взять паузу, все просчитать и поступить правильно. Ситуация выбора сама создает стресс.
- Соблюдайте эмоциональную дистанцию, не сближайтесь с собеседником. Он — продавец, а вы — покупатель. Ваш статус выше. Дистанция поможет вам уйти в случае необходимости.
- Берите инициативу в свои руки. Подходя к товару, возьмите инициативу на себя. Сами затевайте разговор и контролируйте его, задавая вопросы. Или, наоборот — молчите, не отвечая продавцу, делая вид, что что-то обдумываете. Главное — делайте то, что хочется вам, а не продавцу. Не проявляйте очевидного интереса.
- Доверяйте своим чувствам, зрению, ощущениям. Если и в примерочной вы видите, что в этих брюках вы слегка смахиваете на баобаб, даже не прислушивайтесь к лестным словам продавца и твердо говорите «нет».
- Заставьте продавца говорить конструктивно. Если поймали себя на мысли, что теряете нить разговора, открыто заявите об этом и попросите прояснить ситуацию. Не разрешайте «давить» или уводить в сторону. Вы вправе отстаивать собственную зону комфорта. Смотрите на вещи спокойно и трезво.
- Непосредственно и открыто общайтесь. Смело заявите о своем подозрении: «Мне кажется, что вы лукавите. Ну не может такая вещица стоить так дорого». Это срабатывает. Манипулирующий начнет оправдываться, а затем ретируется.
- С юмором обезоруживайте манипулятора. Мало ли смешного можно встретить в магазине? Шутки всегда помогают. Остроумие и улыбка — хорошая защита.
- Повторяйте волшебную фразу: «Спасибо, но мне этого не нужно». Любое отклонение от этой конструкции будет виртуозно использовано профессионалом. Говорите уверенно, любое сомнение профессиональный продавец использует в своих интересах.
- Не боритесь, даже выявив факт манипуляции, особенно профессиональной. Исполнители, как правило, виртуозы и просчитывают партию на несколько ходов вперед. Просто уйдите. Этим вы сбережете и нервы, и кошелек.
- Сделайте наклейку на кошелек. Напишите на ней фразу типа: «А оно тебе надо?» или «А это действительно тебе нужно?».
Есть еще несколько базовых принципов повышения эффективности своих расходов:
- Планирование расходов. Богатые люди планируют каждый финансовый шаг, бедные находят оправдания для того, чтобы этого не делать. Первые серьезно относятся к любым мелочам, которые связаны с финансами, вторые даже не обращают внимания на самые серьезные вещи.
- Грамотное потребление. Разумно относиться к каждой покупке, делать ее в нужное время и в нужном месте. Чем больше необузданных желаний, тем меньше шансов прийти к финансовой свободе, потому что вы уже зависите от тех, кто навязывает вам свои товары.
- Определение доли сбережений в своих доходах. Например, вы решаете, что будете 20% своего месячного дохода откладывать на инвестиционные цели, 2% сберегать на очередной отпуск. После этого вы можете себя непрерывно радовать как вам хочется, в рамках оставшихся доходов. Каждый может выбрать свою собственную стратегию. Главное — делать это осознанно и помнить, к чему она ведет.
- Выделение времени для анализа расходов. Многие не хотят тратить свое время на экономию средств, предпочитая сконцентрироваться на заработке. Здесь можно посоветовать «счетный вариант»: пробовать рассчитать ситуацию. Определите примерную стоимость часа своего времени, добавьте затраты нервной энергии и прикиньте, окупается ли экономия. Она не должна быть самоцелью — затраты, в том числе нервных ресурсов, на нее не должны превышать доход.
- Необходимость избегать двух крайностей по отношению к деньгам.Одна крайность — стремиться только к зарабатыванию средств, другая — только к экономии. Идеальная модель семейного бюджета — распределение ответственности. Кто-то — «генератор денежного потока» — отвечает за доходную часть, а кто-то контролирует расходы.
- Тщательный анализ информации при совершении крупных расходов. Подумайте, достаточно молвы или нужно изучить альтернативные варианты.
- Покупать дешево. Покупайте качественные вещи, но находите места, где они дешево стоят. Не нужно никому доказывать, что вы очень обеспеченный человек. Делайте что-нибудь, чтобы достичь реального богатства, а не пускать пыль в глаза знакомым.
- Не перегружать себя большими долгами, по которым нужно платить. Стремитесь к минимизации пассивов (ваших обязательств). В первую очередь формируйте активы, приносящие доход. Лишь затем покупайте, например, очень хорошую машину. Не втягивайтесь в «крысиные бега», это неразумно.
- Использовать все налоговые льготы. Российское законодательство уже предусматривает возможности вычета затрат из налогооблагаемого дохода, например на лечение, обучение, приобретение жилья. Добиться этого вполне возможно. Нужно только затратить некоторое время и усилия на общение с налоговиками.
- Заплатить сначала себе. Первоочередными должны быть расходы на увеличение сбережений. Основной механизм для обретения финансовой свободы — сбережения и инвестирование. Другого пути нет. Вопрос только в том, сколько откладывать. Ответ очевиден: чем больше, тем лучше — в том смысле, что тем быстрее вы станете финансово независимыми. Обычно советуют откладывать не менее 10% от всех получаемых доходов, однако некоторые найдут аргументы в пользу того, что они не могут откладывать столько. Откладывайте 7 или 5%, но делайте что-нибудь.
- Станьте скупыми. Возможно, идея воспитать в себе скупость не вызовет у вас восторга. Скажем мягче: попробуйте стать более расчетливыми и экономными. Обеспеченные люди, заработавшие состояние своим трудом, тяжело расстаются с деньгами. Они знают, как достаются деньги и сколько за что нужно платить. Чтобы ограничить себя, придумайте соответствующую мантру и повторяйте ее до полного автоматизма: «Я знаю цену деньгам, я трачу деньги рационально».
Начать дискуссию