Столица автомобильной промышленности США - город Детройт -объявила себя финансово несостоятельной. Эксперты не исключают, что ее примеру могут последовать и другие муниципалитеты
В конце июля власти Детройта обратились в окружной суд США по восточному округу штата Мичиган. Губернатор штата Рик Снайдер сказал следующее: «Сегодня я отдал распоряжение о начале процедуры банкротства города Детройта. Это было тяжелое и болезненное решение, но я уверен, что в данной ситуации других вариантов нет. Почему я сделал это? Потому что упадок Детройта продолжается уже 60 лет. Скажу вам откровенно: с финансовой точки зрения Детройт умер».
Суд по делу о банкротстве Детройта назначен на 18 сентября. Если судья одобрит соответствующее заявление муниципальных властей, Детройт станет крупнейшим городом-банкротом в истории США. На данный момент в бюджете муниципалитета не хватает более 380 млн долларов на осуществление текущих выплат, а общий долг составляет не менее 18 млрд долларов. Для того чтобы суд признал Детройт банкротом, город должен доказать, что он неплатежеспособен и добросовестно провел переговоры о реструктуризации долга с кредиторами. Федеральные власти отказались оказывать Детройту масштабную финансовую помощь.
Детройт, конечно, не первый из американских населенных пунктов, которому пришлось объявить себя банкротом. За последние 80 лет 640 американских муниципалитетов обратились в суды с просьбой о защите от банкротства. Если Город моторов, как называют Детройт, чем-то и выделился на общем фоне, так это объемом своей задолженности. Ранее крупнейшим банкротом США среди муниципалитетов и региональных образований являлся округ Джефферсон в штате Алабама, который задолжал кредиторам более четырех миллиардов долларов.
Беда за бедой
В 1899 году Генри Форд построил рядом с Детройтом автомобильный завод, а в 1903 году основал впоследствии всемирно известную Ford Motor Company. Со временем в городе свои штаб-квартиры открыли General Motors, Chrysler и American Motors. Учитывая успехи автопроизводителей США, Детройт стал главным автомобильным центром не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. Город продолжал процветать и после Второй мировой войны, когда Америка переживала экономический бум, а средний класс наслаждался возможностью покупать машины. К 1950 году в Детройте жило порядка 1,8 млн человек. Однако в тот же период произошла первая волна оттока населения, вызванная закрытием заводов Packard, Hudson и Studebaker и сотни небольших компаний. Уровень безработицы в начале 50-х годов прошлого века поднялся до 10%. Волнения на расовой почве в 1960-х добавили негатива.
Американцы традиционно любили большие автомобили с прожорливыми двигателями - full-size cars, своего рода «крейсеры» на колесах. Как раз к 1970-м годам эти машины достигли максимума с точки зрения размера. По современным меркам в них были не кресла, а диваны. Нефтяной кризис 1973 года, когда из-за арабо-израильской войны стоимость нефти поднялась с 3 до 12 долларов за баррель, подкосил город. Многие американские автомобилестроители обанкротились, и заводы Детройта один за другим начали закрываться -все это способствовало оттоку образованной части населения.
После очередного нефтяного кризиса, случившегося в 1979 году, жителям США пришлось умерить аппетиты и поменять прожорливые «крейсеры» на машины с меньшим объемом двигателя. До 57% продаж на авторынке приходилось на малогабаритные авто. Американские автомобильные заводы не успели перестроиться, поэтому потребители стали покупать экономичные автомобили импортного производства. 1980-1981 годы оказались самыми тяжелыми за всю историю американской автомобильной промышленности. Несмотря на сложности, профсоюзы не делали уступок и требовали от работодателей сохранения условий оплаты труда и социальных гарантий. Все это подкосило и автопром, и сам Детройт.
Из-за отсутствия нормальной налоговой базы долги города начали быстро расти, а возможности выплачивать их с каждым годом сокращались. Финансовый кризис, спровоцированный ипотечным бумом и чрезмерно рискованной политикой американских банков, дополнительно усложнил ситуацию, хотя два наиболее крупных предприятия Детройта - General Motors и Chrysler -в 2009 году, начав процедуру банкротства, были спасены правительством.
По состоянию на конец 2012 года в городе проживало 685 тысяч человек, тогда как еще десять лет назад в городе жило как минимум на миллион человек больше. На фоне оттока населения стали сокращаться и налоговые поступления в бюджет Детройта, началось разрушение городской инфраструктуры, выросла преступность. Бывшая столица автопрома стала криминальной столицей. Детройт уже несколько лет подряд устанавливает печальные рекорды по таким показателям, как уровень безработицы и преступности. Значительная часть населения города не умеет читать. Почти 40% местного населения живет за чертой бедности. Средний доход семьи в Детройте составляет 28 тыс долларов в год, тогда как в других городах Америки - 49 тыс долларов.
Коллапс моногорода
Журнал The Economist проанализировал причины стремительного экономического коллапса целого города.
В них переплелись несколько сюжетных линий: и неудачное управление городом и его бюджетом, и проблемы американской автомобильной промышленности. Трудно игнорировать и тот факт, что Детройт являет собой тяжелый, но во многом типичный пример судьбы крупного промышленного города. Депопуляция и последствия глобальных экономических перемен ослабили значение таких населенных пунктов.
Разумеется, речь не идет о том, что крупные города не должны существовать. Однако их жизнь проходит определенные стадии роста и упадка. Исторически города возникли как место концентрации квалифицированной рабочей силы вокруг заводов. В мегаполисах дорогая земля и рабочая сила. В период зарождения и развития промышленности транспортные затраты достаточно высоки. Фирма, перенеся производство в точку, далекую от конечного потребителя, потратила бы больше денег на доставку товаров покупателям, чем сэкономила бы на стоимости рабочей силы и земли, поэтому высококлассные специалисты жили рядом с предприятием или как минимум в том же городе. Наличие образованного и хорошо зарабатывающего населения делало город более привлекательным для растущих компаний.
В XX веке радикально изменились глобальные экономические условия. С поправкой на инфляцию стоимость перемещения товаров упала в течение века на 90%. Удешевление транспортных услуг привело к тому, что компании-производители больше не нуждаются в том, чтобы собирать все свои заводы или всех поставщиков комплектующих в одном регионе. Можно выбрать любое место на земном шаре, исходя из стоимости рабочей силы и других условий для ведения бизнеса, с невысокими издержками производить комплектующие и товары в странах третьего мира и доставлять их «золотому миллиарду». Заводы сначала переместились из городов в пригороды, а затем и в бедные страны, где к большому удовольствию работодателей не существует профсоюзов и корпоративная культура находится на зачаточном уровне.
Падение городов усиливалось за счет возникающих дополнительных эффектов. Потеря налоговой базы способствовала снижению качества городских услуг, а это, в свою очередь, усиливало отток высококвалифицированного населения. Многим городам мира удалось пережить неблагоприятные периоды: и Нью-Йорку, и Бостону, и Лондону, и Питтсбургу, и даже Ливерпулю. То, что им в отличие от Детройта удалось избежать унизительных просьб о банкротстве, стало возможно благодаря двум основным факторам. Во-первых, их экономика в большей степени диверсифицирована, чем экономика Детройта. Во-вторых, у городов, сумевших выжить, оказалось в запасе больше человеческого капитала, в результате им удалось найти новые точки роста.
Можно ли спасти Детройт? Почти наверняка да, только нужны политическая воля и инвестиции, утверждают эксперты. В этом случае нужно создавать в Детройте вторую Силиконовую долину, привлекать в город научно-исследовательские институты, создавать для них льготные налоговые режимы. Чтобы выйти из спирали падения, потребуются гигантские усилия со стороны правительства страны.
Чужое настоящее - наше будущее?
Могут ли подобные прецеденты иметь место в других странах, прежде всего в России? Да, более того, обанкротиться может и целая страна, что наглядно демонстрирует опыт Аргентины и Греции. Наши города-заводы уже повторили или повторяют судьбу Детройта, просто к ним не привлечено столько внимания. В России, по разным оценкам, более 300 моногородов. В них живет порядка 16 млн человек. Отдельные случаи полубанкротств были урегулированы в режиме ручного управления, но единой стратегии поиска новых точек роста для таких населенных пунктов по-прежнему нет, а проблема обостряется с каждым годом. Россию спасает то, что подобных городов в нашей стране много, они разбросаны по огромной территории и не так заметны по своим масштабам. Именно поэтому их беды привлекают куда меньше внимания, чем беды восемнадцатого по величине города США.
Есть некоторые вопросы и по поводу устойчивости бюджета субъектов Российской Федерации. По данным Федерального казначейства в первом полугодии 2013 года доходы их бюджетов заметно сократились. Поступления от налога на прибыль, на долю которого приходится в среднем четверть доходов региональных бюджетов, уменьшились на 26%. Федеральный бюджет снизил объемы дотаций на 16%. В результате регионы резко сократили капитальные вложения. К тому же в 20112012 годах федеральное правительство переложило на региональные бюджеты оплату труда работников бюджетного сектора. По оценке S&P, содержащейся в аналитическом отчете «Бездействие правительства может ослабить кредитоспособность регионов», это увеличило структурный дисбаланс доходов и расходов региональных бюджетов и ограничило уровень бюджетной гибкости регионов. Как следствие, сокращение расходов регионов или их перераспределение между статьями в долгосрочной перспективе представляет собой очень сложную задачу, особенно для слабых регионов и тем более на фоне стагнации российской экономики.
В случае трудностей отдельного субъекта РФ правительство готово ему помочь, как это было, например, с Московской областью, которая в 2009 году оказалась почти банкротом. Однако одно дело - спасти регион в точечном режиме, и совсем другое - решить системную проблему, которая медленно, но верно усугубляется. По оценке аналитиков S&P в отличие от ситуации 2008-2009 годов перед правительством России стоит проблема не только рисков рефинансирования долгов отдельных регионов, но и структурного дисбаланса региональных финансов в целом. Если федеральное правительство будет требовать от местных властей своими силами выполнять все обязательства перед населением в прежних объемах вне зависимости от динамики доходов, то долги субъектов неизбежно будут расти. «Такая политика, вероятнее всего, приведет к усилению фискального дисбаланса, сокращению региональных инвестиционных программ и снижению кредитного качества многих регионов», - говорится в отчете S&P. В то же время, по информации агентства, с разрешения федерального центра российские регионы из-за нехватки средств уже начинают переносить сроки выполнения указов президента, например о расселении граждан из ветхого и аварийного жилого фонда - с 2015 года на 2017 год. На этом фоне имеет смысл присмотреться повнимательнее к печальной истории далекого американского города Детройта.
Начать дискуссию