Инфляция с 2014 года перестанет быть основной проблемой российской экономики, уверяет Минфин. Правительство намерено удержать ее на минимальном значении за все время. А это значит, что вслед за низкой инфляцией должны пойти вниз и процентные ставки по кредитам. Хотя до 7% годовых, как требовал Дмитрий Медведев, дело вряд ли дойдет.
«По нашим оценкам, на фоне позитивной тенденции по замедлению роста цен и заморозки тарифов на будущий год в 2014 году можно будет говорить, что инфляция – одна из застарелых проблем российской экономики – больше таковой не является», – заявил директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин.
«В 2014 году можно будет говорить, что инфляция – одна из застарелых проблем российской экономики – больше таковой не является»
По его словам, в последние годы Россия проходит через «сильный процесс дезинфляции». И основной причиной замедления роста цен он называет замедление темпов роста расходов, в основном госсектора. «Причины снижения инвестиционной активности в основном связаны со снижением инвестиционной активности государства. Так, если в 2012 году рост бюджетных инвестиций составил 18% против 2011 года, то в 2013 году рост составит лишь 3–4%», – отметил представитель Минфина.
Конечно, важную роль в следующие годы будет играть неожиданное решение правительства по заморозке тарифов естественных монополий. Сначала хотели заморозить тарифы для всех потребителей – и промышленных, и для населения. Потом, правда, передумали и решили заморозить на год тарифы только для промышленных потребителей. В 2015–2016 годах тарифы для них будут ограничены ростом инфляции предыдущих годов, а значит, вырастут не более чем на 5%.
Такого для промышленных потребителей не было никогда, кроме кризисного 1998 года, когда цены на электроэнергию в рублевом выражении сократились на 6%, а на железнодорожные перевозки – на 19%, указывает экономист Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
Его удивляет также желание МЭР с 2017 года проводить индексацию тарифов с понижающим коэффициентом к потребительской инфляции. Для сравнения: в 2000-е годы тарифы в основном опережали инфляцию, за исключением тарифов для железных дорог в 2004, 2007 и 2011–2012 годах, указывает Миронов. К примеру, в 2009 году тарифы естественных монополий выросли на 15,6% при инфляции всего в 8,8%, в 2010 – на 10,3% при том же уровне инфляции. А в 2011 году тарифы поднялись на 11,7% при росте цен на 6,1%.
Между тем для населения в 2014 году тарифы решили не замораживать, а все-таки повысить на 70% от темпа инфляции за предыдущий год, и по такой же формуле в 2015–2016 годах.
«Нам не очень понятно, какая логика двигала чиновниками МЭР. Но точно не человеколюбие. Тарифы для населения играют более значимую роль для потребительской инфляции (а именно этот индикатор отслеживается политиками)», – говорит младший научный сотрудник Института центра развития НИУ ВШЭ Николай Кондрашов. Не случайно Банк России сразу после утверждения такой схемы заявил, что ведомству придется повысить прогноз по инфляции.
Впрочем, для того чтобы инфляция реально опустилась до такого уровня, «необходимы и другие сопутствующие условия, например, урожай, который окажется существенно лучше урожая текущего года, и нормализация ситуации на молочном рынке», отмечает Кондрашов в докладе Центра развития НИУ ВШЭ. При прочих равных он ожидает инфляцию на уровне 5,2% при частичной заморозке тарифов.
Новое руководство ЦБ, сохранив приоритетные цели денежной политики, впервые указало точечные ориентиры по инфляции на трехлетнюю перспективу. В 2014 и 2015 годах инфляция должна составить 4,5%, а в 2016 году – 4%. При этом ЦБ продолжит политику таргетирования инфляции и сохранит срок перехода к режиму плавающего рубля прежним: в 2015 году проведение регулярных валютных интервенций на динамику валютного курса рубля будет прекращено.
Между тем если раньше ЦБ в своем проекте об основных направлениях денежно-кредитной политики на 2014–2016 годы указывал однопроцентный целевой диапазон по инфляции, то теперь этот диапазон стал трехпроцентным. То есть при целевой инфляции в 4,5% приемлемой для себя денежные власти будут считать инфляцию в диапазоне от 3 до 6%, замечают эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в опубликованном во вторник докладе.
И после того как МЭР неожиданно заявил, что тарифы для населения все-таки будут повышены в 2014 году, глава Банка России Эльвира Набиуллина сразу заявила, что это может прибавить к инфляции дополнительно 0,5%. При этом МЭР также ухудшил точечные ориентиры по инфляции на 2014 год. Вместо 4,6% инфляция будет 4,8% в силу принятой частичной заморозки тарифов. В 2015 году она составит 4,9% и в 2016 году – 4,4%.
Впрочем, Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК «Регион», не считает, что заморозка тарифов является решением проблемы инфляции, поскольку это происходит не из объективных экономических процессов, а по решению правительства.
«Необходима большая работа по проведению институциональных реформ, создающих почву для снижения издержек естественных монополий и позволяющих перейти на качественно иной уровень регулирования тарифов. Правительство, заморозив тарифы, фактически устраняется от решения проблем, часть из которых происходит из-за критического недофинансирования инфраструктуры в 1990-е годы», – считает Вайсберг.
«Кончено, заморозка тарифов даст определенный эффект, однако я не думаю, что правительство выйдет на целевые уровни. Чтобы выйти на заявленный уровень по инфляции, есть только один путь – укрепить рубль до 28–29 рублей за доллар», – говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев, добавляя при этом, что правительство и Банк России вряд ли пойдут на это, даже несмотря на высокие цены на нефть.
В любом случае, правительство уверено, что высокой инфляции в России в ближайшие годы не будет. А это значит, должна быть решена проблема высоких ставок по кредитам. Ведь чем выше инфляция, тем будет выше ставка по кредиту в номинальном выражении, и наоборот.
К примеру, многие банки сегодня выдают ипотеку под 12–14% годовых. Это номинальная ставка по кредиту, в которую закладывается инфляция. Разница за вычетом инфляции – это реальная процентная ставка. В нее банки также закладывают различные риски, в том числе развитие экономической ситуации. Буквально в апреле этого года премьер-министр Дмитрий Медведев требовал снизить ставку по ипотеке с нынешних 12% до 7%. Надеяться на такое появление кредитов под 7% годовых пока не стоит.
Но все же снижение ставок по кредитам в следующем году более чем вероятно, уверен Разуваев. «Некоторое снижение инфляции все же будет, и это позволит Банку России снизить ставку рефинансирования с 8,25% до 7%. Соответственно, ставки по кредитам будут дешевле», – ожидает экономист. Однако проценты по кредитам в любом случае будут выше ставки рефинансирования.
«В принципе, инфляция и сейчас не проблема, любая инфляция меньше 10% приемлема. Другое дело, что инфляция – это налог на бедных, и для наименее обеспеченных слоев она составляет 20–25%», – указывает экономист.
Начать дискуссию