Экономика России

Дорожный просвет

В 2013 году в США отметили 75-летие первой платной автотрассы, причем публика встретила юбилей вполне благодушно: 84% американцев, как показал опрос, считают взимание платы за проезд разумным способом финансировать развитие дорожной инфраструктуры. В России власти уже более двух десятков лет пытаются сформировать индустрию платных дорог, однако поиск бизнес‑модели долго стопорился из‑за протестов автовладельцев и слабой заинтересованности частного капитала.

В 2013 году в США отметили 75-летие первой платной автотрассы, причем публика встретила юбилей вполне благодушно: 84% американцев, как показал опрос1, считают взимание платы за проезд разумным способом финансировать развитие дорожной инфраструктуры. В России власти уже более двух десятков лет пытаются сформировать индустрию платных дорог, однако поиск бизнес-модели долго стопорился из-за протестов автовладельцев и слабой заинтересованности частного капитала.

Идея брать мзду с мимоезжих на обустройство дорог стара как мир. В Древнем Риме, например, платой за проезд иногда служили камни, которые строители тут же употребляли, чтобы дальше мостить торный путь до очередного населенного пункта. В России первая платная дорога появилась в 1834 году; ею стало шоссе от Москвы до Санкт-Петербурга. Это направление всегда отличалось оживленным движением, поэтому не удивительно, что и в современной России его собираются коммерциализировать одним из первых, построив к 2018 году платную скоростную магистраль М11.

Считанные километры

138 километров федеральных трасс и чуть более трехсот — региональных: вот и весь нынешний актив российских платных дорог. Это выглядит весьма скромным результатом, если учесть, что правовое поле для их появления в нашей стране начали возделывать с 1992 года. Именно тогда вышел указ президента Бориса Ельцина «О строительстве и эксплуатации дорог на коммерческой основе» (№1557 от 08.12.1992). Власть продекларировала намерение, но этого оказалось мало: в последующие шесть лет ни одного коммерческого километра федеральных дорог не появилось. 27 июня 1998 года Ельцин подписал новый указ — «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» (№728). Под словосочетанием «общее пользование» в нем подразумевались почему-то лишь платные дороги. Указ разъяснял, что федеральные трассы можно делать коммерческими только по решению федерального правительства, а трассы региональные — с санкции местных властей. Причем у таких участков обязательно должна быть бесплатная альтернатива. Содержался в документе также призыв привлекать на эти цели частные инвестиции. Даже беглый анализ названий указов — без погружения в текст — наталкивает на мысль, что в аппаратно-бюрократической России того времени решительность намерений вполне компенсировалась неясностью формулировок законодательных актов.

Однако худо-бедно дело с мертвой точки все-таки сдвинулось. В 1998 году были открыты платные участки на трассах Тамбов — Воронеж и М4 «Дон». Удивлял разброс стоимости проезда — 1 и 10 рублей соответственно. В результате в 2005 году участок Тамбов — Воронеж вновь сделали бесплатным: тонны собиравшихся металлических рублей не окупали даже расходов по администрированию этих платежей.

12_2013_5_1

Сборы за проезд по платным участкам федеральных трасс в России уже выше, чем в США, если пересчитывать на километр поездки: 1,4–2,8 против 1–2,2 рубля

Занялись выгодным бизнесом и региональные власти. В 2002 году в Псковской области открыли было сразу четыре платных участка общей протяженностью в 225 км. Однако местная казна разбогатеть не успела: взволновалось население. Доводы протестующих были весомыми: дороги оказались в основном безальтернативными, а стоимость проезда по ним в некоторых случаях достигала 660 рублей. Причем о необходимости раскошелиться водители узнавали, упершись фарами в шлагбаум с табличкой «Заплати!». Так что с учетом приближавшихся выборов власти пошли навстречу пожеланиям трудящихся и убрали шлагбаумы.

Не только в Псковской области — во многих регионах время от времени вводили платный режим на различных объектах — мостах, тоннелях, участках автодорог — вплоть до районного значения. Но от этих затей по уже известным причинам быстро отказывались.

Долгое время не было нормальной законодательной базы, объясняющей условия, на которых частный бизнес мог бы вкладываться в это социально рискованное и не совсем рентабельное дело. Только в 2005 году вышел федеральный закон «О концессионных соглашениях» (№115-ФЗ от 21.07.2005), который заложил основу партнерства между государством и частным капиталом. Суть закона состоит в следующем. Государство несет расходы по разработке проекта и проведению всех подготовительных работ, а затем объявляет конкурс. Его участники, будущие инвесторы, в заявках должны указать сроки строительства и сумму, за которую готовы реализовать проект. Особый пункт — плата за проезд и срок, на который ее намерен установить соискатель концессии. Кроме того, инвестор на все время действия соглашения должен взять обязательство проводить за свой счет обслуживание дороги и содержать ее в образцовом состоянии.

В 2007 году был принят федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (№257-ФЗ от 08.11.2007). Он определил порядок использования платных автомобильных дорог. Годом позже разработали долгосрочную Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года, в которой протяженность платных трасс неожиданно указали с точностью до километра — 3 044; это явно свидетельствовало о том, что авторы документа исходили из некоего конкретного перечня автодорог и их участков. Кроме того, было решено создать 44 многофункциональные зоны дорожного сервиса. Эти зоны, в составе которых должны быть автозаправки, гостиницы, мотели, кафе и рестораны, правительство решило отдать на откуп малому и среднему бизнесу.

12_2013_5_3

Окончательно планы федерального правительства по коммерциализации российских автодорог прояснились в 2009 году, с принятием закона «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» (№145-ФЗ от 17.07.2009), который «назначил» исполнителя на федеральном уровне. Закон предусматривал, что специально созданная в форме некоммерческой организации госкомпания «Автодор» получит в доверительное управление находящиеся в федеральной собственности автодороги общего пользования «для использования на платной основе». Таким образом был создан российский аналог американских агентств по управлению так называемыми turnpike2, которые в США обычно подотчетны властям отдельных штатов. Вот только если внимательнее проанализировать громадье планов и механизмы финансирования проектов «Автодора», станет заметна серьезная разница, которая говорит о том, что Россия пытается нащупать свой собственный путь.

Любые дОроги дорОги

Развитие и поддержание дорожной инфраструктуры — занятие дорогостоящее и нагружающее госбюджет. Поэтому поиск альтернативного финансирования на эти цели всегда актуален для любой исполнительной власти в любой юрисдикции. Обобщая, можно сказать, что с 1930-х годов в мире успели сложиться две основные модели — условно «американская» и «европейская».

Американская система платных скоростных магистралей, связавших большинство штатов, в основном сформировалась в 1940–1950-е годы. Именно тогда были построены «стратегические» Pennsylvania Turnpike, Kansas Turnpike, Ohio Turnpike, Maine Turnpike, New Jersey Turnpike и New York State Thruway. «Благодаря им мы стали по-настоящему соединенными штатами, а не альянсом разрозненных территорий», — резонно заметил в 1955 году президент Эйзенхауэр. Механизм во всех случаях использовался один: правительство штата санкционировало создание специального агентства, которое брало на себя функцию девелопера и оператора дороги; под правительственные гарантии агентство выпускало облигационные займы, за счет которых финансировалось строительство; погашение займов и выплата купонов производились из сборов за проезд по трассе. Частный инвестор в этой схеме фигурировал преимущественно как держатель облигаций, то есть источник длинных и достаточно дешевых денег. Раздача концессий частным компаниям на строительство и управление участками дорог в США почти не практиковалась ни тогда, ни сейчас. Платежи концессионеров в общей структуре доходов у «квазиправительственных» агентств обычно составляют сущий мизер, и то речь, как правило, идет о концессиях в сфере придорожного сервиса (см. врезку «Дорожная экономика»). В 1970-е годы основная активность по строительству платных дорог в США переместилась на уровень отдельных графств и муниципалитетов, которые продолжали действовать примерно по такой же схеме. Они хорошо понимали нужды местных сообществ и находились в постоянном контакте с населением и заинтересованными группами, поэтому Америке удалось избежать массовых акций против строительства платных трасс — вроде тех, что в Подмосковье устраивали защитники Химкинского леса или дальнобойщики на трассе М4 «Дон».

12_2013_5_2

Европейская схема кардинально отличается от американской. Частный девелопер и оператор платной дороги в большинстве стран ЕС — скорее норма. Из 11 тысяч километров скоростных магистралей Франции 8 тысяч контролируют концессионеры-частники. В Италии около 60% автострад находится под управлением одной компании — Autostrade Concessioni e Costruzioni (когда-то государственной, но давно приватизированной). Нередко государство строит свои отношения с частным инвестором по принципу «построй — управляй — верни» («build — operate — transfer», или сокращенно BOT): после того как концессионер «отбивает» свои инвестиции с заранее оговоренной нормой прибыли, он «возвращает» дорогу в распоряжение государства.

Европейская модель выглядит вполне привлекательно, но представляется труднореализуемой в российской юрисдикции, которая славится непостоянством правил игры и взбалмошностью чиновников. К тому же она предполагает очень тонкую работу с «капризным» частником, который вечно требует предусмотреть какие-то механизмы снижения рисков и гарантии возврата инвестиций. Особенно когда речь идет о внушительных суммах и инвестиционных контрактах со сроком действия до 35 лет.

В европейской практике дорожных концессий, например, широко распространены «доплаты до доходности» из бюджета концессионеру — в случае если интенсивность трафика по построенной дороге ниже расчетной и не обеспечивает запрограммированной рентабельности.

Стратегия, которую российское государство реализует с помощью «Автодора», представляется компиляцией двух вышеописанных моделей. Госкомпании отводится роль соинвестора и концедента, передающего в концессию частным фирмам участки автодорог на основании различных договоров — от операторского до инвестиционного. Финансируется «Автодор» в основном за счет бюджета, хотя перед госкомпанией поставлена задача привлекать и внебюджетные средства. «Автодору» дано право, действуя от имени государства, определять, какие дороги будут платными, а какие — нет; передавать их в концессии и следить за исполнением договоров; изымать земли, необходимые для постройки дорог, и устанавливать сервитуты (ограниченные права пользования) на земельные участки, предназначенные для строительства дорог и сопутствующих объектов.

В доверительном управлении «Автодора» сейчас находится около 2 600 км — это 5,1% от общей протяженности сети федеральных автодорог, которая составляет 50,5 тыс. км. Это трассы М1 «Беларусь» (до границы, 457 км), М3 «Украина» (в пределах Московской и Калужской областей, 517 км) и М4 «Дон» (1 522 км). На последней как раз и работают сейчас четыре платных участка — те самые 138 километров. Две первые трассы — ближайшие и вполне естественные кандидаты на обретение статуса платных. Компания также строит две новые трассы: скоростную автодорогу М11 «Москва — Санкт-Петербург» и Центральную кольцевую автомагистраль (ЦКАД), основная задача которой — регулировать грузопотоки на дальних подступах к столице. Имеется также целый ряд региональных проектов — обходы городов, формирование новых транспортных коридоров и т. д.

Планы по реконструкции и строительству на период с 2010 по 2020 год у «Автодора» — на целых 3 637 км автодорог, что потребует 1 трлн 447 млрд рублей. Где их взять? Чуть более триллиона — из федерального бюджета, остальное — из внебюджетных источников. Пилотный и, соответственно, очень скромный (в сравнении с масштабом планов компании) облигационный заем был размещен в конце 2011 года — 3 млрд рублей под 9,75% годовых. На период с 2015 по 2018 год планируются более значительные заимствования на долговом рынке — свыше 80 млрд. (Как раз понадобится финансировать реконструкцию автотрасс перед чемпионатом мира по футболу.) Остальные средства ожидаются от частных инвесторов и, разумеется, в виде сборов за проезд по автодорогам.

ГЧП и сборы в помощь

Работа с внебюджетными источниками финансирования, похоже, до сих пор самое слабое место «Автодора».

Что касается государственно-частного партнерства, госкомпания постаралась учесть мировой опыт и разработала несколько схем сотрудничества с частником, которые в основном предполагают софинансирование со стороны «Автодора» — в размере от 50 до 75% от стоимости проекта (если исходить из практики уже заключенных контрактов). Есть «классика» — договоры концессии на строительство, эксплуатацию и управление дорогой с возвратом инвестиций через сбор платы за проезд. Есть контракты жизненного цикла, когда девелопер/оператор дороги собирает плату в пользу «Автодора», а свои инвестиции окупает через эксплуатационные платежи, получаемые от госкомпании (таким образом, риск недостаточной интенсивности трафика по трассе перекладывается на «Автодор»). Наконец, есть чисто операторские контракты.

12_2013_5_4

Нельзя сказать, чтобы частные инвесторы выстраивались в очередь на участие в дорожных ГЧП: сейчас на стадии реализации или проведения проектных работ находится всего семь проектов, среди которых, впрочем, есть довольно значимые — строительство нескольких пусковых комплексов ЦКАД и участков трассы М11. «Автодор» исходит из того, чтобы частный инвестор, например, в рамках контракта жизненного цикла получал на свои инвестиции 13–15% годовых; штрафы и бонусы, которые предполагаются в зависимости от качества эксплуатации дороги, — не в счет. В значительной степени именно из-за низкой активности частника все дальше откладываются сроки, когда «Автодор» сможет обходиться в своей инфраструктурной деятельности вообще без вливаний из госбюджета. Первоначально в качестве этой даты Минтранс называл 2016 год, теперь — 2018-й.

Со сборами также не все так гладко, как планировалось изначально. По оценке, сделанной главой Минтранса в 2010 году, уже в 2011-м «Автодор» должен был получить от платных дорог доход в 17 млрд рублей. Чуть позже министерство внесло уточнение: будет 18 млрд, но только в 2015 году. Насколько реалистичны эти планы, исходя из нынешних условий? При 138 км платных дорог, находящихся в распоряжении «Автодора» сейчас, и текущих тарифах на проезд по ним план выглядит совершенно утопично. Исходя из интенсивности движения на имеющихся четырех платных участках в 15–37 тыс. автомобилей в сутки, годовые сборы госкомпании, по приблизительным расчетам «Бизнес-журнала», вряд ли превышают 1,5–2 млрд рублей. Как же быстро и почти на порядок увеличить сборы? Ввести платный режим на новых участках и (или) поднять тарифы.

Есть ли возможность для повышения тарифов? Ответ больше лежит в социально-экономико-политической плоскости — позволят ли это сделать. Расчеты показывают, что нынешние тарифы «Автодора» в пересчете на километр составляют 1,4 руб. для легкового автомобиля и 2,8 руб. — для грузового. Косвенно руководство «Автодора» призналось в наличии желания значительно повысить расценки: в июне этого года председатель правления госкомпании Сергей Кельбах, говоря о планируемой цене проезда по скоростной автодороге Москва — Санкт-Петербург в будущем, назвал сумму в 1 200 рублей для легкового автомобиля. А это верные три с лишним рубля за километр, поскольку платных участков на трассе будет почти 400 км. Еще один пример из области ценообразования — «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, который начали строить в 2005 году, а в полном объеме собираются ввести в эксплуатацию в 2014-м. На этой трассе сейчас пока действует только один платный участок протяженностью в 5 км, за проезд по которому в дневное время взимают 30 рублей. То есть каждый километр обходится автолюбителю в 6 рублей. Много это или мало? Если пересчитать по текущему курсу ЦБ РФ средние расценки американской New Jersey Turnpike Authority с центов на мили, получаем 1–2,25 рубля на километр. То есть по уровню тарифов отечественные трассы уже превосходят американские. Да здравствуют российские платные дороги, самые платные дороги в мире!?


1 Данные исследования THINK консалтинговой компании HNTB Corporation, 2010.

2 Англ. — платная автодорога, шлагбаум, застава.

Начать дискуссию