Оратор не обязан чувствовать и испытывать то, что он внушает другим. Он может даже не верить в то, в чем хочет убедить своих слушателей. Но он должен точно представлять, что могут почувствовать или предпринять слушатели при восприятии тем или иным образом построенной речи. Эффективность речи оратора в первую очередь определяется не искренностью, а совершенством освоенных им речевых умений и навыков.
В чем заключается особенность процесса говорения? Процесс мышления и процесс вербализации происходит одновременно, но не синхронно. Мысль опережает слово. Это порождает определенные трудности, особенно в тех случаях, когда говорящий не планировал и не продумывал заранее высказывание, не мог подготовиться к нему. Особенность устной речи проявляется в оговорках, пропусках слов, словосочетаний, которые как правило, говорящий тут же замечает и тут же пытается исправить, так как устной речи присущ повышенный самоконтроль; в различного рода перебиваниях, разрывах, срывах начатой конструкции; в наличии самых различных пауз, т. е. в перерывах звучания речи.
Импровизированная речь более пригодна для того, чтобы привлечь и удержать внимание слушателей, установить с ними необходимый контакт. Интонационное выделение главных мест и скромное приглушение известного происходит бессознательно, интуитивно. При чтении с листа интуитивность в выделении главного и невыделении неглавного теряется, начинает проявляться монотонность, при этом снижается внимание слушателей.
Многие прибегают к предварительному написанию текста выступления. Заранее подобранный речевой материал освобождает говорящего от необходимости во время выступления следить за правильностью речи. Правда, такая речь уступает по эффективности воздействия импровизированной речи, только что созданной в непосредственном присутствии слушателей. Речь приобретает книжный оттенок, трудно воспринимается на слух.
Для разговорного стиля речи характерно оперирование не столько понятиями, сколько представлениями. С этим связаны особенности отбора слов, предметы обозначаются неточно, расплывчато, приблизительно. Отсюда обилиеместоименных слов («Ни о чем таком мы не говорили!», «Он такой грустный сегодня!», «Эти выберем, а потом другие!»), «всезначащих» слов; слов, употребленных в переносном значении («Хорошая вещь — весна!», «Эту бумажку возьми» (бумажка в смысле «документ»).
Непринужденный характер общения в разговорном стиле приводит к преобладанию «простых», разговорных, сниженных слов. При непосредственном устном общении двух и более человек большую роль играют интонация, мимика, жесты и другие дополнительные способы передачи информации.
Когда вступает в силу закон экономии языковых средств, появляется обилие неполных предложений, самоперебивов, подхватов, повторов. Разговорная речь отличается от книжной тем, что в ее основе лежит диалог, основу же книжной речи составляет монолог. Разговорный стиль (в устной диалогической форме) — единственный из стилей, которым овладевают дети еще до школы.
Недооценка важности устной речи приводит к низкой речевой культуре на всех уровнях бытового и официально-делового общения.
Оратор не обязан чувствовать и испытывать то, что он внушает другим. Он может даже не верить в то, в чем хочет убедить своих слушателей. Но он должен точно представлять, что могут почувствовать или предпринять слушатели при восприятии тем или иным образом построенной речи. От просто красноречивого человека оратор отличается способностью размышлять над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей те или иные проявления дара красноречия будут особенно уместными и действенными. Таким образом, эффективность речи оратора в первую очередь определяется не искренностью, а совершенством освоенных им речевых умений и навыков.
Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Вследствие недостаточного опыта выступлений они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками. Перечислим основные причины, вызывающие скованность оратора.
Чрезмерное погружение в собственные переживания. Чтобы исключить или ослабить эту помеху, специалисты рекомендуют сконцентрировать свое внимание на содержании речи, внушая себе при этом: «Представляемая мною позиция важнее моей особы». Но для этого как минимум надо иметь четкую, продуманную позицию.
Недооценка собственных возможностей. Заставьте себя поверить, что вы отлично подготовились к выступлению, а собранный по теме материал весьма информативен и произведет нужное впечатление на слушателей. Одной из обычных причин, по которой люди оказываются непонятыми, является то, что они сами недостаточно ясно понимают, что хотят выразить. Поэтому тщательная подготовка к предстоящей речевой коммуникации позволит поверить в собственные возможности.
Недостаток опыта. Противодействие здесь одно: накапливать опыт. Используйте любую возможность для развития своей коммуникативной компетенции: выступать почаще на семинарах, вступать в дискуссии о спорте, политике, культуре и на другие темы, особенно в кругу друзей.
Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое к себе отношение. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.
Воспоминания о провале. Смиритесь с мыслью, что одно из выступлений может оказаться неудачным. Даже с опытным оратором может случиться неудача. Преодоление последствий неудач является составной частью процесса становления оратора. Оно осуществляется путем скрупулезного анализа выступления, способа изложения информации и аргументации основных положений, вплоть до манеры изложения и невербального поведения в ходе выступления (мимики, жестов, позы и др.)
Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи. К примеру, выступающий вдруг потерял нить выступления, оборвал речь на полуслове и не знает, что говорить дальше. Иной на его месте может просто закончить речь, в лучшем случае затронет новую тему. Что же сделает оратор-профессионал?
Прежде всего, сохранит спокойствие: ничего страшного, такое может случиться с каждым, надо найти нить повествования! Собравшись, повторить последнюю высказанную мысль, сначала дословно, а потом другими словами, используя языковую модель: «Я хочу еще раз подчеркнуть...». Если это не помогло, то следует потянуть время. К примеру, превратить мысль последней фразы в начало новой фразы либо рассказать любопытный случай, как бы сказанный с последней фразой — это и украсит речь, и, возможно, поможет вспомнить ее продолжение.
Если и это не дало результата, то придется ответить себе (и аудитории) на вопрос чисто логический: какие выводы следует сделать из высказанной напоследок мысли? Эти выводы и станут той нитью, которая соединит прерванное выступление. Теперь остается комментировать вывод (выводы), и помеха устранена. В противном случае, к сожалению, выступление следует закончить примерно такими словами: «Это в основном все, что я хотел(а) сказать по этому поводу. Если в ходе дискуссии мне представится возможность высказаться еще раз, я готов(а) дополнить свое выступление».
Как поступить, если оратор оговорился? Такое может случиться с каждым. Следует извиниться перед аудиторией: «Прошу прощения, я, конечно же, имел(а) в виду следующее...» или сделать вид, что никакой оговорки вообще не было? Для начала быстро определите, меняется ли от этого смысл выступления? Могут ли слушатели из контекста понять, что в действительности должно было быть высказано? Отсюда и выбирайте вариант речевого поведения. Малозначительные оговорки исправлять не стоит — просто продолжайте выступление. Некоторые слушатели вообще не заметят ошибки, а большинство из заметивших будут снисходительны к оратору. Если же из-за оговорки искажается смысл высказывания, необходимо сразу же поправиться.
Разговоры в аудитории могут быть вызваны тем, что предыдущий оратор высказал то же самое или прямо противоположное и слушатели обмениваются впечатлениями, а может, обсуждают удачно приведенную информацию. Если же слушатели сознательно мешают выступлению, то можно указать им на значимость темы выступления и последующего ее изложения для присутствующих и сослаться на авторитет аудитории в целом.
Если из зала послышались реплики, опытный оратор быстро оценит изменение речевой ситуации: помешает ли реплика достижению цели выступления и в какой степени (ни в коем случае, незначительно, существенно)? В соответствии с этой оценкой он может либо просто игнорировать реплики, либо отмечать их, либо аргументированно отвечать на них сразу же или в соответствующем месте выступления.
Начать дискуссию