Одиннадцатая часть цикла статей о внутренней социальной политике компании рассказывает, чем различаются внешняя и внутренняя социальная отчетность компании, а также о четырех международных стандартах публикации такой отчетности.
Брать на себя ответственность за воздействие на работников (и на общество в целом) — значит, прежде всего, отчитываться за свои действия, вести их учет. Чтобы заявить об устойчивости компании, об устойчивости своего бизнеса, важно учитывать свои действия и финансы, потраченные на них. Сейчас очень многие компании во всеуслышанье заявляют о социальной ответственности, выражающейся в социальной отчетности. В этой статье я кратко расскажу о внешней социальной отчетности и ее взаимодействии с внутренней социальной политикой, а также о различии между внутренней и внешней социальной отчетностью.
Внешний социальный отчет [корпоративный социальный отчет (КСО)] — это свод данных, который отражает, какую социальную работу провела компания за предыдущий период (например, за год). КСО содержит информацию не только о мероприятиях по охране труда и экологии, благотворительных и спонсорских программах компании, но и о любых других социально значимых аспектах ее деятельности. Все это может создать или поддержать позитивный образ компании на рынке, сделать ее более привлекательной для потребителей, повысить ее открытость и в конечном счете увеличить рентабельность. В настоящее время такие отчеты составляют зарубежные и российские бизнес-структуры.
Корпоративная социальная отчетность представляет итоги реализации миссии и стратегических целей посредством социально ответственной деятельности. |
Внутренняя социальная отчетность представляет промежуточные итоги реализации социальной политики. |
Отчеты общедоступны. |
Отчеты доступны только менеджменту компании и работникам. |
В публикации отчетности заинтересованы внешние бизнес- и государственные структуры. |
Технические отчеты о проделанной социальной работе и затратах на благотворительность. |
Отчет создается в соответствии с международными стандартами, определяющими его содержание, структуру, порядок сбора данных и их обработки. Подготовленные корпорациями в соответствии с международными стандартами социальные отчеты отражают:
|
Отчет создается по произвольным стандартам, необходимым компании для подведения финансовых и социальных итогов работы.
|
формируется подразделением по управлению персоналом (социальное подразделение) или отделом по связям с общественностью |
формируется социальным подразделением |
включает в себя социальные показатели, охрану труда и экологические показатели |
включает в себя социальные показатели |
позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и ее проекты |
позволяет руководству компании принимать оперативные решения в части кадровой политики |
Цели публикации внешней корпоративной социальной отчетности:
-
Формирование позитивного имиджа компании.
-
Представить деловым партнерам (в т. ч. государству) данные о реализации социальных программ и вкладе компании в общественную деятельность.
-
Привлечь высококвалифицированный персонал и максимальное количество бизнес-партнеров, которые хотят работать с профессиональной командой и получать высококачественные услуги.
-
Привлечение зарубежных инвесторов.
-
Выход на международный фондовый рынок.
В настоящее время наибольшее распространение получили четыре стандарта.
-
GRI (Global Reporting Initiative) — включает три основных элемента: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика. Стандарт тесно связан с принципами построения общей финансовой отчетности, что является его несомненным плюсом. Как правило, применяется в период становления внешней социальной отчетности, т. к. позволяет отчитывающейся компании использовать рекомендации GRI поэтапно и предусматривает возможность подготовки отчета только по одной или нескольким областям деятельности организации (с постепенным распространением на другие сферы). Компания может вести отчетность в стандарте GRI и одновременно использовать рекомендации АА1000 для ведения учета, аудита. Таким образом стандартизированная отчетность является сопоставимой с позициями и показателями международного социального рейтинга и повышает рейтинг самой компании.
Социальная отчетность по стандарту GRI должна содержать следующую информацию:
-
Заявление, которое составлено руководителем организации, описывающее ключевые элементы отчета.
-
Краткие сведения об организации.
-
Резюме руководства и ключевые параметры представляемой отчетности в терминах GRI.
-
Стратегию организации по вопросу общего развития экономической, экологической и социальной деятельности.
-
Учетную политику организации и характеристику системы управления (структура и организация общего управления организацией, а также подразделений, отвечающих за осуществление экономической, экологической и социальной стратегии).
-
Отчет, раскрывающий экономические, экологические и социальные итоги работы организации.
-
-
Стандарт АА1000 — направлен на упорядочение социальных инициатив компании и повышение их эффективности; является стандартом организации социального учета, позволяющим как собирать информацию о социальных проектах компании, так и определять слабые места в развитии социальной ответственности компании. Согласно требованиям стандарта, основными этапами процесса социальной отчетности являются: планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение/уточнение ценностей и задач компании и др.); отчетность (выявление наиболее актуальных вопросов, определение индикаторов оценки, сбор и анализ информации); подготовка отчета и проведение аудита внешней организацией. Таким образом, стандарт позволяет не только дать оценку системе менеджмента и операциям компании, но и обеспечить акционеров информацией о социальной составляющей деятельности путем демонстрации ее прозрачности. Это обеспечивает внутреннюю демократизацию и общность целей с потребителями, что подтверждается проведением аудита независимой и компетентной третьей стороной
-
SA 8000:2001 «Социальная отчетность» (Social Accountability). Настоящий стандарт отличает уклон в сторону трудовых отношений — он устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда. Стандарт определяет только требования к соблюдению бизнес-организациями права работников на труд (в том числе на охрану труда) и к менеджменту в этой области. Он не затрагивает вопросы охраны окружающей среды, экономии природных ресурсов и этические нормы деловой практики.
-
ISO 14 001 — описывает социальную ответственность корпорации при соблюдении экологических требований на производстве. В основном применяется в компаниях, которые готовят экологические отчеты.
Формируя социальную отчетность в соответствии с общепринятыми стандартами и публикуя отчеты, компания естественным образом свидетельствует о своей открытости. Это благоприятно воздействует на имидж корпорации, делая ее более известной. Кроме того, отмеченные обстоятельства позитивно влияют на курс акций компании и, соответственно, ее капитализацию. Отчеты предоставляют данные, почему именно этот социальный проект поддержала корпорация, как он связан с ее социальной и общей стратегиями, каким образом контролировалось финансирование.
Социальная отчетность дает внешним партнерам конкретизированное и структурированное представление о социально ответственной деятельности бизнеса, включая и те ее виды, которые не поддаются количественному измерению. На сегодняшний день статус «социально ориентированная компания» говорит о ее руководстве как о порядочных людях, которые зарабатывают деньги не для удовлетворения своих эгоистических стремлений, а для развития общества в целом. Верить этому или нет — личное дело каждого, тем не менее иметь социально ориентированную компанию — это престижно; на мой взгляд — а почему бы и нет? Ведь, насколько нам известно из истории, богатые в итоге или сами делятся, или их заставляют делиться революционные перевороты, поэтому государство заинтересовано в социально ориентированных компаниях, т. к. они поднимают общий социальный уровень государства.
Для современного российского бизнеса публикация социальных отчетов по международным стандартам не является обязательной, но поверьте, пройдет еще лет пять — и неизбежно встанет вопрос о необходимости введения единого стандарт отчета, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчета станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчетности.
Внешний социальный отчет позволяет производить общественную оценку влияния компании в сравнении с принятыми стандартами и ожиданиями, учитывать сохранение персонала; улучшает восприятие компании среди ее персонала, работает в рамках системы управления рисками компании, влияет на поддержку положительной репутации, поддерживает созданную корпоративную культуру, формирует лояльность потребителя.
Корпоративная социальная отчетность оценивается независимым аудитором, который проводит соответствующий анализ эффективности социальных программ. Такая оценка дает гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и не являются рекламой. В последнее время все большее распространение получают стандартизированные формы отчетности. Готовя свои отчеты в соответствии со стандартами, получившими международное распространение, компания может претендовать на то, что созданный документ будет одобрен независимым аудитором, имеющим соответствующий сертификат.
Начать дискуссию