Малый и средний бизнес

Парень, взлетай! «Стартап должен иметь три основы: команду, рынок и саму идею»

«Успех и лидерство часто губят, так как вынуждают продолжать делать то, в результате чего они были достигнуты, не видя новых возможностей, новых технологий», — говорит руководитель крупнейшей сети 1С: Франчайзи и разработчика IT-решений — компании «Первый БИТ» Антон Долгов. Он рассказал нам, из чего складывается лидерство на рынке, когда пора распутывать «запутанную структуру», и почему из всех стартапов в поисках инвестиций до запуска доходит лишь 5-10%.

«Успех и лидерство часто губят, так как вынуждают продолжать делать то, в результате чего они были достигнуты, не видя новых возможностей, новых технологий», — говорит руководитель крупнейшей сети 1С: Франчайзи и разработчика IT-решений — компании «Первый БИТ» Антон Долгов. Он рассказал нам, из чего складывается лидерство на рынке, когда пора распутывать «запутанную структуру», и почему из всех стартапов в поисках инвестиций до запуска доходит лишь 5-10%.

Как объяснить столь быстрое появление новых компаний-лидеров? Что заставляет этих «новичков», как в велосипедном спорте, обгонять лидеров «из засады»?

Удерживаться на первом месте всегда сложно — догонять проще, чем лидировать. Развитие компаний во многом происходит за счет трех главных драйверов роста: роста рынка, сделок по слияниям и поглощениям и повышения операционной эффективности.

Быстрый рост рынка определяется новыми трендами, инновациями. В текущем году рост наблюдается лишь в небольшом числе отраслей, и проще всего добиться лидерства за счет слияний и поглощений.

Почему средние компании стремятся «не высовываться» и не заявлять об очевидном достижении ими лидерства?

Думаю, что это справедливо не для всех компаний-лидеров. Все зависит от руководства компании: одни хотят «высовываться», другие — нет. Компании как люди: одни ездят на «Феррари», а другие, имея такую же возможность, предпочитают что-то гораздо более скромное.

Крупные компании-лидеры обычно пристально следят за своими преследователями. Какие специалисты нужны для этого, и как дорого это обходится?

Как правило, в своей отрасли ты знаешь всех конкурентов, которых насчитывается от нескольких штук до нескольких десятков. Чтобы следить за ситуацией в каждой из них, не требуется больших денег. Тем не менее, на это всегда нужно тратить время, и это прежде всего время аналитиков, хорошо знающих рынок. Однако ключевая роль при анализе всегда остается за представителями руководства компании — они должны по слабым сигналам улавливать возможные тренды.

Внутренняя структура новых лидеров порой запутанна и непрозрачна — почему? Мешает ли это эффективности управления?

Структура может оказаться запутанной и непонятной в случае активного роста бизнеса. Обычно это происходит при старте новых компаний: их дальнейшее развитие, в том числе структурное, очень редко планируется подробно. Как правило, происходит постепенное «достраивание по ходу», — и в результате получается непонятная структура. Только через некоторое время, когда темпы роста замедляются, появляется потребность в перестройке. Запутанная структура всегда снижает эффективность управления. Структура должна быть понятной, — в первую очередь, сотрудникам, работающим в компании.

Монобизнес или многопрофильность — в каком случае больше шансов на успех?

Выбор в пользу построения монобизнеса более правилен, поскольку он позволяет концентрировать свои усилия на определенных направлениях, притом что количество ресурсов всегда ограничено. Вместе с тем, если мы имеем дело с турбулентным рынком, где выбранное направление может «падать» независимо от ваших усилий, вам не помешает еще одна опора. Поэтому лучше всего найти здоровый баланс между однонаправленностью и многопрофильностью.

Огромное количество крупных российских компаний открыло целые департаменты «инновационных стартапов». Это часть «тяжелой ноши лидера» — постоянно искать новое?

Все зависит от отрасли. Далеко не все компании занимаются стартапами. Они почти не нужны, например, представителям традиционных отраслей, — скажем, металлургам. Специфика же IT-отрасли требует от нас вкладываться в инновации, в том числе в стартапы. Мы должны постоянно отслеживать тенденции рынка, вкладываться в новое и предлагать клиенту результат. В нашем случае это специфика бизнеса.

Как же распознать перспективный стартап? Как не «переусердствовать» в этом направлении?

Я считаю, что стартап должен иметь три основы: команду, рынок и саму идею. Необходимо, чтобы во время предварительной оценки ты видел, что все три составляющие проекта говорят в его пользу. Найти такой стартап очень сложно: из приходящих к нам со своими проектами до второго этапа рассмотрения доходит 5–10%. Я вижу здесь явное влияние фильмов, книг, историй из интернета о ребятах с горящими глазами из Кремниевой долины, стремящихся изменить мир. Все это здорово, но часто мы сталкиваемся с проблемой бизнес-адекватности.

При поиске перспективного стартапа нужно задать критерий этого поиска: адекватные люди, способные достигнуть заявляемых ими целей. И тогда будет сложно «переусердствовать» со стартапами: таких людей очень мало.

Для меня из трех упомянутых составляющих успешного стартапа главной является команда. Именно ее мы оцениваем в первую очередь. Если команда нам подходит, однако ее идея «не в рынке», — мы можем предложить данной команде другой, более перспективный проект.

Поиск и запуск стартапов зачастую означают диверсификацию бизнеса. Как ее контролировать?

Такая диверсификация может быть, как в случае с нашей компанией, частью стратегии достижения целей Предельно важно, чтобы все направления деятельности компании вписывались в стратегию. Если этого не будет, произойдет сильное торможение развития, и цели окажутся недостигнутыми. Поэтому от таких частей бизнеса нужно избавляться.

Закрытие убыточного направления — одна из главных проблем для лидера.

Закрывать всегда тяжело, — я думаю, даже тем, кто с виду делает это непринужденно. Это как чемодан без ручки: нести тяжело, бросить жалко. Закрытие — это фиксация убытков, когда ты осознаешь, сколько вложил (и не только денег) в это направление. Больше того, закрыть значит признать, что ты не справился, а это особенно нелегко. То, насколько непроста эта задача и как сложно принять решение, может иллюстрировать обращение к нам крупного российского холдинга с просьбой за немалые деньги автоматизировать его крупное предприятие в Африке. Целью было понять, закрывать предприятие или нет.

Как лучше подойти к ее решению?

На мой взгляд, как только появляется первая мысль о закрытии, нужно зафиксировать цели и дедлайны: например, выйти на объем X ко времени Y. Целями и ограничителями здесь могут быть показатели прибыльности, максимальный бюджет и т. п. Важно затем донести эти условия до руководителя данной бизнес-единицы и до всех руководителей, которые ему подчиняются.

Топ-менеджеры, способные удержать лидерство, — как их подобрать?

На собственном примере по подбору руководителей офисов (а это 70 «топов»), я могу сказать, что лучший вариант — это брать человека пусть с меньшим опытом, но правильными жизненными ценностями и растить его. Ведь ценности на протяжении жизни уже вряд ли изменятся, а все остальное — путем мотивации и правильного целеполагания — развивается шаг за шагом.

Да, это влияет на скорость развития направления и бизнеса в целом, зато значительно повышает устойчивость компании. Конечно, проще взять готового руководителя, передать ему участок и сказать: «Парень, взлетай». Но вероятность того, что он «взлетит», на порядок ниже, нежели у «своего».

Многие гиганты бизнеса легко меняют команды топ-менеджеров. Почему, и так ли это легко?

На мой взгляд, резкая смена состава топ-менеджеров — это колоссальный стресс для компании. Разумеется, есть бизнесы, не столь зависимые от людей, где такое еще возможно, но это не относится к бизнесам, подобным нашему, — полностью от людей зависящих.

На примере тех же руководителей офисов: если управленец недостаточно эффективен, мы даем ему время для изменения положения дел до тех пор, пока не поймем, что ситуация не изменится и что с данным руководителем мы ничего добиться не сможем. В этом случае мы с руководителем расстаемся.

А как быть с его командой?

Короля играет его свита. Как показывает практика, обычно у слабого «топа» слабая команда. Если команда сильная, едва ли возникнет вопрос о смене топ-менеджера.

Какими станут компании будущего в наш информационный век?

Работа должна приносить удовольствие. И я считаю, что, добиваясь целей компании, сотрудники будущего станут получать его вне зависимости от того, будут они ходить на работу или выполнять ее из дома (хотя, на мой взгляд, потребность в живом общении не даст победить «тотальной удаленке»).

А если говорить о ближайших технологических перспективах?

Очевидно, что сейчас все идет к мобильности и «облачности», когда ты можешь полноценно работать, находясь в любом месте. В более долгосрочной перспективе усилия будут сконцентрированы на исключении из рабочего процесса самого дорогого труда — человека. Взгляните на один из последних шагов в этом направлении — беспилотный «гугломобиль», которым планируется укомплектовать службу такси. Какая экономия заложена в эту идею!

Мы часто слышим о грядущем делении на «быстрые либо мертвые» компании. Какими качествами наделите успешные компании Вы?

По моему мнению, быстрота компаний должна относиться прежде всего к их адаптивности, способности изменяться. Кроме того, в успешной компании, добившейся лидерства, не должна иметь места мания величия, которая всегда мешает смотреть вперед. Успех и лидерство часто губят, так как вынуждают продолжать делать то, в результате чего они были достигнуты, не видя новых возможностей, новых технологий. У руководящей команды не должно возникать чувства самоуспокоенности, ощущения стабильности. Постоянно должно присутствовать желание двигаться дальше, жажда жизни.

Сильная команда, на которую ты можешь опереться, ясно определенные цели, способность донести эти цели до команды и та самая «жажда жизни», — я считаю, именно это нужно для того, чтобы стать лидером и продолжать им оставаться.

Автор: Антон Долгов, руководитель компании «Первый БИТ».

Беседовала Екатерина Кахраман

Начать дискуссию

У МСП есть налоговая льгота при выкупе арендуемой недвижимости

В торгах по приватизации государственного и муниципального имущества могут участвовать как юрлица, так и физлица. Причем это физлицо может быть ИП.

🎂 Сегодня последний день суперакции в честь Дня рождения школы «Клерка»! Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы празднуем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! Сегодня, 19 июля, последний день, когда вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

🎂 Сегодня последний день суперакции в честь Дня рождения школы «Клерка»! Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей
Маркетинг

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу

Рассказать аудитории о продукте или услугах можно по-разному: настроить таргет, разместить наружную рекламу, поработать с блогерами. Но если для компании важен не краткосрочный эффект, а построение бренда, которому доверяют, стоит задуматься о долгосрочной стратегии ― контент-маркетинге. 

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Роспатент объявил повышение пошлин

Поправки предусматривают и отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.

Утренний бухгалтер № 5683. Упрощенцы с НДС 5% и 7% смогут брать к вычету НДС с авансов

В нормы НК, регулирующие вычет по НДС с авансов, никаких поправок власти не вносили.

Когда нужен товарный знак: чек-лист от Роспатента

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Розыгрыш налоговых льгот для пожилых, НДФЛ при уступке по ДДУ, снижение акциза на табак в обзоре

Налоговые события за день

ФНС есть дело до всего. Теперь налоговики будут помогать Роспотребнадзору находить нелегальный общепит. 🌭«Ночной бухгалтер» № 1727

Налоговики стали проникать буквально во все сферы деятельности бизнеса и взаимодействовать с кучей разных ведомств. Теперь они будут передавать информацию в РПН, чтобы тот своевременно выявлял предприятия общепита, не сообщившие о начале своей деятельности. Например, ФНС будет передавать данные о регистрации на новых точках ККТ и пробитии первого чека.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3
Общество

Врачи в новых регионах дополнительно получат до 2 млн рублей

Медицинский персонал получит компенсации за переезд на работу в новые регионы, на Дальний Восток, Крайний Север и в Арктическую зону.

Экономика России

В июне инфляция выросла до 8,59%

В 62 регионах России ускорился рост цен на большинство товаров и услуг.

Социальный вычет

💊 Соцвычет по НДФЛ можно получить на покупку любых лекарств

По расходам на покупку лекарств, назначенных лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств, предусмотрен социальный налоговый вычет по НДФЛ.

3

В РФ прошел первый эксперимент по маркировке в открытом океане

Компания «Доброфлот» приняла участие в эксперименте по маркировке консервов в Тихом океане.

ФТС собрала за полгода больше 3 трлн рублей

Время типового досмотра грузового транспорта на границе сократится до 10 минут.

Мошенничество

Мошенники добрались до домовых чатов: новые схемы обмана

МВД сообщило, что мошенники активно осваивают новые площадки. И одна из них — чаты жильцов многоквартирных домов.

1
Бесплатно с 6-НДФЛ

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ

Договоры ГПХ часто оказываются под пристальным вниманием контролирующих органов. Чтобы не давать им повода для штрафов и доначислений, проверьте, все ли у вас правильно. Рассказываем про особенности бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах по договорам ГПХ.

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ
Зарплата

После смены работы доход россиян увеличился на 20%

Те, кто решились поменять место работы в 2023 году, сейчас зарабатывают на 20% больше.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мигрантам ограничат места работы, в США создали автоматизированную домашнюю пивоварню, а хакеры украли криптовалюту на 235 млн долларов

Подготовили обзор главных событий дня — 18 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

РСВ

После увольнения всех работников ИП сдает зарплатные отчеты до конца года

РСВ, ЕФС-1 и персонифицированные сведения о физлицах ИП сдают, только если они являются работодателями.