Маркетинг

Трудности маркетинга услуг и способы их преодоления

Услуга — это действие, исполнение или усилие. Услуга передается покупателю через действие, тогда как товар передается из рук в руки. Услуга — это нечто, что обладает ценностью для покупателя и может восприниматься сознанием, умственно. Для передачи услуг покупателю необходимо выполнять действия, или операции.

Услуга — это действие, исполнение или усилие. Услуга передается покупателю через действие, тогда как товар передается из рук в руки. Услуга — это нечто, что обладает ценностью для покупателя и может восприниматься сознанием, умственно. Для передачи услуг покупателю необходимо выполнять действия, или операции.

Как правило, описать свойства услуги гораздо проще, чем определить пользу (результат), которую получат покупатели от вашей услуги. Определить пользу можно, если поставить себя на место покупателя и ответить на вопрос: «Что я от нее получу?» О пользе надо говорить простым эмоциональным языком, подчеркивая выгоду потребителя. Например, парикмахер может определить пользу своих услуг следующим образом: «Мы делаем женщин красивыми и привлекательными». Продавец цветов: «Мы украшаем вашу жизнь».

Разницу между товарами и услугами конкретизируют с помощью ряда показателей.

1. Возможности хранения. Услуги несохраняемы. Они должны оказаться в тот момент, когда они потребляются. Например, парикмахер не может вымыть голову и постричь клиента, если того нет в парикмахерской. Их нельзя хранить с целью последующей реализации. Например, если маляр, которому нужно восемь часов для окраски одного дома, не занят в понедельник, то он не сможет покрасить два дома во вторник. Это время просто потеряно.

Однако выполнение большинства услуг сопровождается осязаемыми вещами. Например, ремонт автомобиля осуществляется при помощи запасных частей, в определенном оборудованном месте и т.д. Большинство услуг — комбинация осязаемых и неосязаемых элементов. Ресторан приобретает запасы продовольствия, напитки, сервирует столы и т.д. — все это действия одних людей для других.

2. Возможность транспортировки. Физические товары часто производят не там, где их продают и используют. Услуги транспортировать нельзя, поскольку обычно они используются там же, где и оказываются. Если услугой не пользуются в момент ее предоставления, она немедленно становится бесполезной. Место в самолете нельзя хранить про запас. Если колебание спроса на товары можно учесть, регулируя их запас, то услуги не отличаются такой гибкостью относительно регулирования предложения с учетом спроса.

Если компании удается регулировать предложение или спрос на оказываемые ею услуги, это обеспечивает ей преимущество в конкурентной борьбе. Например, высокие тарифы во время пика спроса и низкие тарифы для стимулирования спроса. Многие компании предпочитают также предварительную продажу услуг, чтобы определить мощности, которые потребуются в то или иное время.

3. Возможности демонстрации перед покупкой. Прежде чем потребитель решится на покупку, физические товары можно продемонстрировать. Поскольку товар существует независимо от потребителя, можно перед принятием решения о покупке сравнить различные альтернативы. В отличие от товаров неосязаемость услуги означает, что ее невозможно демонстрировать, транспортировать, хранить, упаковывать, увидеть, попробовать на вкус, услышать, понюхать или изучить до покупки. Производство услуги всегда требует участия как предоставляющего услугу, так и клиента.

Свойство неосязаемости затрудняет демонстрацию достоинств предлагаемых услуг. Компании услуг способны превратить указанный недостаток в преимущество в конкурентной борьбе, если им удается сделать свою услугу более осязаемой, чем услуги конкурентов. Услугу также можно сделать осязаемой, сконцентрировав внимание на людях, которые ее оказывают, ибо услуга поставщика — это нечто более наглядное, чем просто услуга.

4. Возможности стандартизации. При производстве физических товаров легче стандартизировать их количественные и качественные особенности, чем при производстве услуг. Услуги менее однородны и менее стандартизированы, поэтому результаты покупки услуги могут быть неопределенными. Нематериальная природа услуг затрудняет контроль через стандартизацию, поскольку его можно осуществить только в момент оказания услуг.

Услуги зависят главным образом от людей, которые их оказывают, а люди более изменчивы, чем товары. Покупатель магазина может заметить, что персонал магазина, который он посетил в первый раз, был внимательным и вежливым, а в другой раз проявил грубость. Путешественник может в одном случае не иметь никаких претензий к авиакомпании, а в следующий раз обнаружить, что его багаж утерян.Подобно неосязаемости, изменчивость позволяет добиться преимущества над конкурентами. Потребители стараются уменьшить риск изменчивости услуг, предпочитая обращаться к тем фирмам, которые оказывают более надежные услуги. Надежность обеспечивается с помощью более эффективных процедур стандартизации.

5. Временные рамки выполнения услуги и ее потребления совпадают.Это отличает ее от материальных товаров. Это означает, что услуга производится в условиях реального времени и покупатель присутствует во время выполнения услуги. Товары же могут изготавливаться в одном месте, складываться в другом, а продаваться в третьем. Товары сначала производятся, а затем продаются. Услуги вначале продаются, а затем потребляются.

В силу этого услуги обычно базируются на прямых контактах между производителем и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг от овеществленных товаров. Покупатель услуги «видит», как «изготавливается» услуга. Если клиенту не понравится, как ведут себя поставщики услуги во время ее производства, то в следующий раз клиент не вернется за услугой к этому же поставщику, что означает для организации потерю дохода.

6. Торговля услугами взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее влияние. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующими значительного информационного обеспечения, технического сервиса, консультационных услуг. Успех товара на конкурентном рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его создания, производства, продажи и потребления. Далеко не все виды услуг, в отличие от обычных товаров, пригодны для вовлечения во внешнюю торговлю. Это в первую очередь относится к некоторым видам услуг, поступающим в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

7. Защита государством от иностранной конкуренции. Сфера внутринациональных услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые, страховые услуги, образование, наука, здравоохранение традиционно находятся в полной либо значительной собственности государства или строго контролируются им.

Деятельность страховых компаний, банков регулируется государством. В сфере общественного питания регулирование меньше, а другие, например, ремонтные услуги, бытовое обслуживание, могут регулироваться только самыми общими законами.

8. В маркетинге услуг в предложении доминируют услуги, а не товары, дополняющие его. Например, основную часть стоимости стрижки составляет время, затрачиваемое парикмахером, а не используемое оборудование. Фирма по ремонту существует для установки, модификации или наладки всех видов продукции — от телевизоров до сантехники. Другие независимые сервисные фирмы помогают потребителям в их покупках, например, предлагают соответственно кредит и поставки. В некоторых случаях, как, например, аренда автомобилей, предоставляется альтернатива покупки.

9. Одновременность производства и потребления. В отличие от товаров услуги чаще всего вначале продаются, а затем одновременно производятся и потребляются. Потребитель, оплачивающий учебу, стоимость авиа- или театрального билета, услугу адвоката, пользуется соответствующими услугами позже, по мере их оказания.

Подобно другим характеристикам услуг, одновременность их производства и потребления создает как риск, так и возможности. Риск состоит в том, что услугу может оказывать служащий, проявляющий грубость, перегруженный работой или не сведущий в делах. Наличие тесной связи между производителем и потребителем в сфере услуги повышает роль межличностного общения. Персонал должен быть подготовлен для взаимодействия с потребителями в таких различных ситуациях, как сбыт и оказание услуг, обработка платежей и доставка отремонтированных товаров.


***

Необходимо учитывать три момента в маркетинге услуг:

  • маркетинг в сфере услуг применяется сравнительно недавно, поэтому вы являетесь первопроходцами в этом нелегком деле;
  • маркетинг услуг сам ничего не создает, поэтому его эффективность с трудом поддается измерению;
  • самый сложный аспект маркетинга услуг — создание благоприятных условий для продаж.

Существенные отличия услуг от товаров требуют специальных приемов маркетинга услуг. Некоторые ограничения в маркетинге услуг и пути их преодоления приведены в табл. 1.

Таблица 1. Трудности маркетинга услуг и пути их преодоления

Характеристика услуг Трудности Пути их преодоления
Неосязаемость Трудности выбора Фокусирование на выгоде
Сложности с методом расположения элементов продвижения маркетингового комплекса Увеличение осязаемости услуг (например, их физической представимости)
Патентование невозможно Использование марочных названий
Трудность обоснования цели и качества в продвижении Использование конкретных лиц в персональном сервисе.
Использование репутации
Неразделимость Требуется присутствие производителя Обучение работе больших групп лиц
Прямые продажи Ускорение работ
Ограниченные пределы действий Подготовка более компетентных поставщиков услуг
Неоднозначность Стандарт зависит от того, кто и когда обеспечивает услуги Тщательный выбор и обучение персонала
Трудности гарантии качества Наблюдение за обеспечением стандартов услуг, предварительно подготовленная механизация контроля качества
Выделение заранее оговоренных характеристик
«Быстрое исчезание» Не могут создаваться запасы Улучшение соотношения между поставкой и заказом
Проблемы флуктуации потока заказов Улучшение соотношения между поставкой и заказом 
(например, снижение цен в непиковое время)
Собственность Потребитель обслуживается, но не является собственником действий или средств обслуживания Выделение преимуществ невладения 
(например, более легкая система оплаты)

83%

Старт обучения 1 апреля 2025

Аналитик 1С

Освойте новую профессию с нуля и станьте востребованным специалистом! Диплом профпереподготовки на 256 ак. часов

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Сократилось число сделок со слиянием и поглощением

Несмотря на то, что число M&A сделок стало меньше, их объем вырос на 8%, до 42,2 млрд долларов. Это связано с покупкой крупных компаний российскими инвесторами.

5 сервисов ФНС в помощь бизнесу

Сайт ФНС предлагает более 70 онлайн-сервисов, которые предоставляют квалифицированную помощь бизнесменам, позволяют зарегистрировать свое дело, не выходя из дома, проверить контрагентов.

Законопроекты

Госдума приняла закон против кибермошенничества

Организаторы распространения информации будут три года хранить сообщения, звонки от компаний промаркирую, а банки ужесточат контроль за счетами россиян.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

🔥Итоги 25 марта на Московской бирже

Очередной этап арабских переговоров и отсутствие какой-либо конкретики были негативно восприняты рынком, опять же после необоснованно позитивных ожиданий.

За оборот табака без маркировки установят уголовную ответственность

Уголовный штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет могут получить производители и продавцы табачных изделий, которые работают с продукцией без маркировки.

3-НДФЛ

30 апреля 2025 года – последний срок сдачи декларации по форме 3-НДФЛ

До этого срока физлица обязаны отчитаться о доходах, полученных в 2024 году.

Работа с вайлдбериз

Добрый день. Помогите, пожалуйста, консультацией по формированию книги доходов и расходов при работе на вайлдбериз на основании еженедельных отчетов. Делаю этот...

Читать полностью

Эксперт:

Татьяна Пашинник

Татьяна Пашинник
Эксперт

Можно её брать во внимание?

Скорее всего, КУДиР велась на основании детализации к Отчету по оферте. Да, так тоже можно делать ,но на мой взгляд...

Читать полностью

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898

Минфин подготовил проект новых правил по заполнению платежных поручений на уплату налогов, старый приказ Минфина № 107н утратит силу.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898
3

Налоговые долги физлиц будут взыскивать без участия суда

Если физлица согласны с начисленной суммой налогов, то задолженность взыщут во внесудебном порядке. Иск разрешат подать только при наличии спора и после заявления о перерасчете.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: работодателям предложили «торговаться» за соискателя, в приложении «Честный ЗНАК» можно сравнивать цены, а VK запустит новую платформу Max

Подготовили обзор главных событий дня — 25 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Детей разрешили принимать на работу с 14 лет

Подростки смогут работать на выходных и во время каникул. Для трудоустройства понадобится минимальный набор документов.

1
Банки

Сервисам рассрочек зададут новые правила работы

Если рассрочка превысит 15 тысяч рублей, то информация о ней попадет в кредитную историю.

НДС на УСН

Гостиницы на УСН могут применять ставку НДС 5% без вычета или 0% с вычетом

При доходе свыше 60 млн рублей у отелей будет НДС. Можно выбрать пониженную ставку 5%. Но она не сочетается со ставкой 0%, которая действует на услуги гостиниц.

Обучение для бухгалтеров

Памятка для бухгалтера и кадровика: какие отчеты надо сдать за сотрудников в марте

Конец месяца — суетное время, когда надо и перед налоговой отчитаться, и сдать документы в СФР, исчислить и уплатить налоги. Рассказываем, что нужно сдать уже сегодня, 25 марта, а также делимся полезными советами по заполнению отчетности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Компании и ИП теперь смогут быстрее проводить самоинкассацию

Наличную выручку можно внести на расчетный счет через банкомат, но без физической карты. Авторизация произойдет по специальному коду.

Лизинг

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Если организация взяла автомобиль в лизинг до 2021 года, но не отразила его в учете, такую ошибку нужно исправить. Рассказываем, как по правилам ФСБУ и ПБУ скорректировать отчетность.

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Как в 1С отменить перенос убытков

Программа 1С переносит убытки прошлого года автоматически. Чтобы это отменить необходимо вручную откорректировать операцию.

Как в 1С отменить перенос убытков
НДС на УСН

Почему может неправильно выделяться НДС при УСН при получении оплаты от покупателей на расчетный счет (в банковских выписках)

На примере ООО на УСН, применяющего пониженную ставку НДС 5% с 01.01.2025г.

Миграционный учет

Мигрантам хотят выдавать целевые патенты

Чтобы мигранты работали по своей специальности, в патентах будут указывать профессию иностранцев.

Платить налоги надо будет по-новому: обзор поправок в приказ Минфина № 107н

С 1 января 2026 года заработают новые правила заполнения платежных поручений на уплату налогов, взносов и прочих платежей в бюджет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Интересные материалы

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию

«Трибуна» — это уникальные персональные некоммерческие блоги пользователей. Здесь пользователи-эксперты ведут личные блоги от своего имени и делятся знаниями с другими читатели. При этом, у нас есть определенные правила👇

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию
64