Говорят, что однажды Генри Форд, основатель Ford Motor Company, сказал, что он готов изготовить для покупателя автомобиль любого цвета, «до тех пор пока этот цвет – черный».
Но это было много десятилетий назад. Современное автомобилестроение кардинально отличается от автомобилестроения эпохи Форда. Сегодня автомобилестроители, включая Ford, предлагают покупателям практически неограниченный выбор цветов окраски кузова, при этом каждая марка имеет широкий модельный ряд и предлагает автомобили разной комплектации и ценовой категории.
Это относится ко всем производственным сегментам, будь то электронное, химическое, швейное производство или производство товаров длительного пользования. Производство неуклонно переходит от статической модели «сделал-продал» к динамической парадигме «сделанный на заказ».
Эта парадигма радикальным образом меняет традиционную динамику спроса и предложения. Производственная практика, полностью основанная на прогнозировании, уступает место стратегиям, ориентированным на потребителя, которые являются более гибкими и чуткими к потребностям потребителя в каждый момент времени. В сочетании с ценовой чувствительностью, изменчивая цена на сырье, более короткий жизненный цикл товара, а также внедрение дополнительных услуг для повышения качества и стоимости продукции, постоянно уменьшают и так недостаточную маржу. Другими словами, цепочки поставок претерпевают значительные изменения в соответствии с поведением и потребностями потребителей. IT-решения и методы управления, которые способны помочь производителям совершить переход от статической к динамической, адаптивной модели, также нуждаются в обновлении, потому что сегодня технологии находятся в центре изменений бизнеса любой организации, и отрасль производства не является исключением.
В этой ситуации бережливое производство становится ключевым методом управления в производстве. Бережливое производство развивалось на протяжении последних 20 лет. Это привело к снижению цен, повышению качества и увеличению вовлеченности в процесс поставки в целом. Бережливое производство может помочь производителям в решении вопросов, связанных с необходимостью повышения эффективности и ориентированности на потребителя, что в итоге становится конкурентным преимуществом. Сегодня производителям, чтобы охватить все процессы, влияющие на чистую прибыль, необходимо фокусироваться на бережливом производстве и расширять его границы. Бережливое мышление все чаще применяется во всех сферах деятельности организации – от продаж и маркетинга к инжинирингу и производству и до финансирования и послепродажных услуг. Предприятие способно в полной мере оценить все преимущества бережливого мышления только после принятия идеологии бережливости.
Определяя бережливость: гибкое мышление
Бережливое производство является адаптацией невероятно успешной и часто копируемой производственной системы компании Toyota (TPS), подробно описанной в американском бестселлере «The Machine That Changed the World» («Машина, которая изменила мир») – исследовании мировых производственных методов, проведенном Массачусетским технологическим институтом. На практике принципы бережливости стремятся к определению «стоимости» процессов и уменьшению «отходов» или неоценимых процессов, которые не воспринимаются потребителями как что-то, за что они бы хотели платить.
В этом клиентоцентричном бизнес-климате производители во всем мире задаются вопросом: «Посчитает ли потребитель этот процесс повышающим стоимость продукта?» Таким образом они начали выявлять потери внутри своей организации и устранять расточительные процессы, сокращая время на выполнение заказа, увеличивая производительность, а также максимально увеличивая чистую прибыль своей организации. Кроме того, у компаний нет волшебного переключателя, щелкнув которым они бы могли осуществить переход к технологиям бережливости. Наоборот, этот процесс представляет собой непрерывное совершенствование, поскольку каждый поток создания ценности определяется и перерабатывается для оптимизации эффективности и производительности.
Ключевые принципы бережливого производства включают:
- Ценность (Value) – ценность по определению потребителя
- Поток создания ценности (Value stream) – процессы, необходимые для поставки продукта или сервиса потребителю
- Течение (Flow) – постепенное продвижение продуктов или сервисов
- Тяга (Pull) – каждый этап производит продукт или услугy при заказе следующим по очереди потребителем
- Непрерывное совершенствование (Continuous improvement) – процесс, благодаря которому в результате деятельности создается ценность и сокращаются потери
Бережливость не приходит в одно мгновение
Технологии бережливости используются не только внутри предприятия, но и при сотрудничестве с поставщиками и бизнес-партнерами. Потребительский спрос заставляет производителей непрерывно снижать затраты, сокращать время на производство и освоение новой продукции. Справится с этим они могут только за счет высокой скорости, однако для этого каждый в цепочке поставок должен реагировать быстро и эффективно. В итоге производители, которые обычно отказывались от внедрения принципов бережливости, могут ощущать давление со стороны потребителей или поставщиков, вынуждающих их к переходу на бережливое производство как способ модернизации операций для производства конечного продукта.
Для того чтобы стать бережливой, компания должна внимательно проанализировать используемые процессы и методы для выявления тех, которые действительно увеличивают стоимость продукта в глазах потребителя, и устранения тех, которые этого не делают. Суть бережливости заключается в непрерывном поиске способов минимизации потерь. В этой кампании под называнием «увеличивает стоимость vs. не увеличивает стоимость» производственные процессы и производственная деятельность могут быть исследованы напрямую. Компании не сложно понять, что идет непосредственно в продукт, а что не увеличивает его стоимость. Но бережливость может и должна распространяться и за пределы производственного цеха. Бережливость также положительно влияет на не связанную непосредственно с производством деятельность, как, например, логистика, администрирование, инжиниринг и хранение, а также другие виды непроизводственной деятельности.
Выходя за привычные границы
Принципы бережливости могут и должны быть использованы в отношении деятельности, выходящей за границы производственного цеха и офиса. Что касается спроса, чем точнее прогноз, тем легче планировать и производить то, что хочет потребитель, когда он этого хочет, при минимальных запасах и максимально сжатых сроках поставки. Ключевым условием для точного прогнозирования является способность добывать информацию и знания, которыми владеют продавцы, дистрибуторы, агенты, представители и, конечно, потребители.
Инструменты электронного взаимодействия, встроенные в приложения для планирования продаж и операций (S&OP) и перспективного планирования, значительно облегчают торговым партнерам процесс создания точного прогноза и улучшения показателей сервиса и поставки со стороны поставщиков. После того, как система завершает основной процесс составления прогноза на базе статистических вычислений, участвующие партнеры могут внести корректировки и предложения, которые отражают то, что они знают о будущем спросе, отраслевых трендах, демографии, продажах и возможных действиях конкурентов. После этого итоговый прогноз может быть сравнен с фактическими продажами для совершенствования процесса для дальнейшего использования.
Что касается предложения, вендорам выгодно находиться в тесной связи с поставщиками. Данное взаимодействие начинается с электронного обмена заказами на покупку, изменениями, релизами и платежами, который происходит быстрее и точнее и при этом не подвержен ошибкам, вызванным «человеческим фактором» в результате ручного ввода данных, испорченных или неразборчивых факсов или потери документации. Вендоры реагируют электронными подтверждениями, извещениями об отгрузке, электронными инвойсами и координированием по вопросам наличия продукции. Помимо основного координирования на уровне сделок, сотрудничество с поставщиками может включать участие в дизайне – для более эффективного использования таланта, материалов и возможностей поставщика в разработке и производстве продукта более высокого качества при меньших затратах.
Сегодня электронные инструменты, входящие в ведущие корпоративные программные системы, используют технологии бережливости во всех типах производства, а также за его пределами – в дистрибуции, ритейле, отраслях сферы услуг и вообще в бизнесе. Хотя идеалы бережливости основаны на простых ручных технологиях и операциях, корпоративные системы являются важным механизмом для распространения базисных процедур на сложные ситуации и на более широкий мир постоянно изменяющихся потребностей и нужд потребителей. На первый взгляд, если посмотреть на 10 технических элементов бережливости – 5S, визуальный контроль, стандартная работа, сокращение наладочных работ, гибкое автоматизированное производство, проверка на наличие ошибок («защита от дурака»), время такта, непрерывный поток, уровневое производство и система изготовления строго по потребности выпуска изделий – может показаться, что информационные системы не являются частью картины. Как известно, они легко определяются ручными процессами и физическими элементами, как, например, теги, фиксаторы (fixtures) и технологические карты, но они также поддерживаются средствами внутри ERP, CRM, SRM и системами планирования. На самом деле, системы являются ключевыми для получения максимальной выгоды от использования принципов бережливости в любой ситуации за исключением стабильного, повторяющегося производства с ограниченной изменчивостью и изменением в спросе.
Подобно этому культурные и административные элементы бережливости поддерживаются функциями и средствами внутри корпоративных информационных систем: вовлеченность сотрудников, контроль качества поставляемой продукции, командная ответственность, гибкая рабочая сила, стабильность занятости, системное мышление и мышление на уровне процессов, процессуальная дисциплина, открытая коммуникация, непрерывное совершенствование и обучение.
Преобразовывая вчерашние бизнес-практики в завтрашнее лидерство в отрасли
Прежде всего, корпоративные системы являются средствами общения. Они обеспечивают доступ к информации из любой точки предприятия и координируют операции для предотвращения убыточного параллелизма в работе, недосмотров и недопонимания. Системы позволяют использование принципов бережливости в административном, ремонтном, техническом отделах, в отделах сбыта и технического обслуживания, а также в других отделах и сферах деятельности, особенно за пределами производственного цеха.
Решения, позволяющие производителям более эффективно размещать бизнес-информацию на всей цепочке поставок бизнес-партнеров, принесут пользу тем организациям, которые делают ставку на потребителей и бизнес-отношения для обеспечения конкурентоспособности. Электронный обмен информацией, а также обмен информацией посредством различных устройств, позволяет производителям обеспечивать синхронность работы в зависимости от ключевых отношений и делиться информацией для улучшения реагирования на меняющиеся потребности и запросы. Это повышает эффективность операций и положительно влияет на бизнес-отношения с ключевыми потребителями.
Технологии обеспечивают преимущества для модернизации технологической цепочки, снижения потерь на предприятии и удовлетворения потребностей современного рынка. Для бережливых производителей конец дороги всегда являлся началом нового пути. Бережливое мышление движется по направлению к предприятию, и производители сталкиваются с рядом новых задач… и возможностей.
Начать дискуссию