Малый и средний бизнес

Потому что мы — русские

Все истории про российский автопром похожи на несмешные анекдоты. С одной и той же моралью: губит людей не пиво. Губят апломб, невежество и незаработанные деньги.

Все истории про российский автопром похожи на несмешные анекдоты. С одной и той же моралью: губит людей не пиво. Губят апломб, невежество и незаработанные деньги.

Обыкновенно люди затевают стартап по одной из трех причин. Оттого что в крови бурлят адреналин и тестостерон, в голове роятся гениальные идеи, и если не начать срочно что-то делать, то просто разорвет на части. Потому что до смерти достало работать не так, как правильно, а как предписывают нормативы, регламенты и вековые, дедами завещанные традиции. Наконец, просто из-за того, что в кошельке завелись лишние деньги и хорошо бы потратить их с пользой и сделать при этом что-нибудь интересное. Каждая из этих причин порождает свой подход, свои ожидания и свои риски. Но в России существует и четвертая: «Потому что мы — русские».

Когда Михаил Прохоров взялся за пресловутый теперь «Ё-мобиль», никто толком не усомнился в серьезности этой затеи. Хотя поводов для скепсиса хватало: тут тебе и суперконденсаторы, и модульная платформа, и роторный двигатель на природном газе, три кузова, сверхсовременная электроника — и все это по рекордно низкой цене. Казалось бы, автомобильные журналисты, придиры из придир, которым то подвеска слишком мягкая, то руль вялый, то швы у сидений не так прострочены, могли бы и усомниться. Не усомнились. Сделаем — высший сорт, утрем носы даймлерам и бенцам. Почему? Потому что русские.

Когда эпический проект «Маруся» канул в Лету, оказалось, что за всю его историю Николаю Фоменко удалось продать четыре машины. Результат, между прочим, неплохой: чтобы купить такое чудо, нужно быть либо большим оригиналом, либо большим патриотом. Особенно учитывая отсутствие каких-либо гарантий того, что оно поедет. Только от избытка совсем уж шальных денег можно решиться на такую покупку. Впрочем, как и содержать КБ из пятидесяти человек при такой статистике продаж.

Но не в деньгах счастье. Смог же соучредитель Microsoft Пол Аллен, утомившись от компьютеров, запустить космический корабль SpaceShipOne. Почему бы Прохорову, уставшему прожигать жизнь в Куршавеле, не сделать автомобиль? Потому что он — русский.

Да-да, я не шучу. И я вовсе не русофоб. Судите сами. Аллен поручил разработку SpaceShipOne Берту Рутану — гуру мирового авиастроения, привлек Ричарда Брэнсона — человека, лучше всех в мире разбирающегося в коммерциализации полетов, и компанию Scaled Composites, которая с начала 1980-х годов занимается проектированием инновационных летательных аппаратов. Михаил Дмитриевич же поручил свой проект белорусской компании «Яровит», занимающейся лицензионной сборкой грузовиков, — команде, в которой никто, включая главного конструктора, никогда не проектировал легковой автомобиль. Ни электрический, ни роторный, ни самый что ни на есть традиционный — никакой вообще. Про пятьдесят московских конструкторов «Маруси» вообще никто никогда не слышал, пока не потребовалось искать им новую работу. Оцените, как говорится, разницу в подходе.

Мне довелось несколько раз пересечься с обоими этими проектами. И каждый раз я выносил из общения ощущение удивительного апломба и некомпетентности собеседников одновременно, стремления обогнать на одной ноге весь мировой автопром, не вникая в то, что именно у этого автопрома сделано и как это делается. И так ведь очевидно, что делается неправильно и что мы заведомо можем лучше. Почему? Потому что мы — русские.

А еще поразило стремление сэкономить. Автопром, вообще говоря, довольно прижимист: конкуренция деньгами бросаться не позволяет, машина почти всегда — изделие на грани рентабельности. Но на разработку средств не жалеют. Много не наваришь, а риск ничего не сделать или, что то же самое, не сделать в срок либо сделать хуже, чем у других, от такой экономии растет как на дрожжах. «Ё-мобиль» и «Маруся» охотно закупали китайскую ноунейм-электронику, белорусских программистов и отечественный софт, очевидно исходя из принципа «Что немцу смерть — русскому сгодится». Да и сама идея набирать автомобильных инженеров в таких «известных» центрах мировой автоиндустрии, как Москва и Минск, говорит о многом.

Это вообще очень по-русски — подбирать исполнителей либо потому, что «свои», либо потому, что «дешево». Взять и сэкономить на разработчиках («Какая от них польза?»), а поприжатое вложить во что-нибудь надежное и вечное — например, в завод. Инвестиция с точки зрения бизнеса спорная, чтобы не сказать дурацкая: чего-чего, а пустующих заводов на Руси пруд пруди. Но люди уходят, спиваются и теряют мотивацию, инженерные решения копируются и устаревают, а земля и ангары — ценность непреходящая. В них в случае чего можно колбасу варить или арбузы складывать.

У проектов Пола Аллена, Элона Маска, Михаила Прохорова и Николая Фоменко много общего. Их затеяли либо скучающие миллионеры в «неродных» себе областях, либо на деньги скучающих миллионеров (в случае с Фоменко). Во все очень много инвестировано, и даже суммы примерно похожие. Но SpaceShip — летает, Tesla — ездит, а «Маруся» и «Ё» отправляются на свалку, где уже гниет немало добра: «Мишка», «Сталкер», «Ока-2», «Надежда», «Барс» и прочие отечественные поделки, интересные и не очень.

У всех этих агрегатов есть три общие черты, предопределившие итоговый результат: ярко выраженное намерение изобрести велосипед, категорическое нежелание оглядываться на чей-либо опыт и, наконец, бюджет, сформированный из каких угодно денег, кроме лично выстраданных. Где бы они ни делались — от Минска до Тольятти и от Петербурга до Ульяновска, — ими занимаются случайные люди, непричастные и не желающие быть причастными к европейскому, азиатскому или американскому автопрому, но почему-то уверенные, что у них-то точно получится лучше всех.

На этом безрадостном фоне новость о возрождении концерном Nissan марки Datsun на платформе «Лада Калина» выделяется, как золотой самородок в угольной шахте. Ага! Ведь можем же, когда захотим!

Каждый, кому довелось видеть оригинальный продукт АвтоВАЗа, знает: нет, не можем. Это японцы могут. Могут сделать сносный бюджетный автомобиль даже из того, что довелось получить в наследство от чиновников, бандитов, нетрезвых халтурщиков и кулибиных-самоучек. Потому что не выбрасывать же в помойку то, за что «уплочено». Своими, кровными. Потому у них нет ни понтов, требующих сделать все по-своему, ни случайных денег, зато есть профессионализм и опыт, опыт, опыт. Потому что они, черт бы их побрал, японцы.

Проекты «альтернативного» российского автопрома

Ё-МОБИЛЬ

2014-05-11-0

Хронология

Первоначальный бюджет проекта — 150 млн евро — впоследствии вырос до 450 млн. Стоимость проведенных за четыре года НИОКР сама компания оценила в «несколько миллионов евро». Компания «Ё-Авто» за время работы собрала 215 тыс. предварительных заявок. В процессе реализации проект сталкивался со срывом сроков практически на всех важных этапах — выпуска предсерийной партии, проведения эксплуатационно-сертификационных испытаний, начала производства. Завод по производству «Ё-мобилей» начали строить в 2011 году в санкт-петербургском индустриальном парке «Марьино», сдача в эксплуатацию была запланирована на 2012 год, однако впоследствии ее перенесли на конец 2014-го. Начальный объем годового выпуска планировался на уровне 20 тыс. автомобилей. Однако уже в апреле этого года стало известно, что проект закрыт. Разработчики «Ё-мобиля» по договору передали всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси ФГУП «НАМИ»; сумма сделки была символической — 1 евро.

Автомобиль

Концепция: легковой городской гибридный автомобиль в ценовом диапазоне 450–490 тыс. рублей (к моменту закрытия проекта стало понятно, что реальная его цена в рознице может составлять примерно 1 млн рублей).

Технические характеристики. Выпуск автомобиля предполагался в нескольких вариантах кузова — хетчбэк, кроссовер, фургон. В основе конструкции лежала стальная рама с кузовом из полипропиленового композитного материала. Силовая установка — газобензиновый двигатель и электрическая трансмиссия.

Marussia

2014-05-12-0

Хронология

В своей бизнес-модели Marussia Motors делала ставку на любителей эксклюзивных «заряженных» спорткаров и автоэкзотики. «Основная инновация в том, что мы можем теперь производить автомобили со сменными кузовами — как производят телефоны со сменными корпусами», — говорил Николай Фоменко в 2009 году, презентуя концепты моделей В1 и В2 своего спорткара. Параллельно уже в то время компания разрабатывала платформу для кроссовера («серия F»). С 2010 года она готовила площадку для мелкосерийной сборки объемом 1,5–3 тыс. автомобилей в год (на заводе «Снежинка» в Москве) и прорабатывала вопрос производства за рубежом (в частности на финском автозаводе Valmet Automotive). Однако даже до выпуска предсерийной партии дело не дошло. Тем не менее Marussia Motors довольно плотно присутствовала в информационном поле. В частности, открыла шоу-рум в Монте Карло, а с 2009 года стала официальным партнером одной из команд «Формулы-1» (Marussia Virgin Racing, с 2012 года — Marussia F1 Team). По непроверенным данным, за все время существования проекта было продано 4 спорткара. С середины 2013 года Marussia Motors испытывает серьезные проблемы с финансированием.

Автомобиль

Концепция: первый российский серийный спорткар премиального класса в ценовой категории от 100 тыс. евро.

Технические характеристики. Конструкция «модульного» типа — унифицированная платформа, стальная пространственная рама, сменные кузова из углепластика. Задний привод, снаряженная масса — 1 100 кг. Двигатель (для B2) — Cosworth (Великобритания), 450 л. с., разгон 0–100 км/ч — за 3,2 сек., коробка передач — АКПП, 6-ст.

«МИШКА» («ТУЛЯК»)

2014-05-12-1

Хронология

Прототип малобюджетного автомобиля «Мишка» разработан специалистами «АСМ-Холдинг» и ФГУП «НАМИ» в 1999 году. «Одобрение типа транспортного средства» было получено для него в 2008-м. «Наш продукт полностью готов, мы можем начинать производство хоть с высокого, хоть с низкого старта», — говорил в интервью «Бизнес-журналу» в 2009 году Анатолий Карпов (тогда — председатель совета директоров компании). Площадку для производства «Тула-Мишка-Москва» искала с 2005 года. В качестве вариантов в разное время рассматривались комбайновый завод в Туле и ЗИЛ. В 2012-м выпущена небольшая партия — до 50 машин — методом стапельной сборки; автомобили были проданы по цене 195 тыс. рублей. С тех пор компания о своих дальнейших производственных планах не сообщала.

Автомобиль

Концепция: малобюджетный «народный» автомобиль особо малого класса («А») в ценовой категории 165–185 тыс. рублей.

Технические характеристики. Модельный ряд: универсал, фургон, пикап, автомобиль для инвалидов. В основе конструкции — каркас из низколегированной стали, пластиковые панели. Передний привод, снаряженная масса — 860 кг. Двигатель — МеМЗ (Мелитопольский моторный завод, Украина), 1,3 л, 70 л. с., стандарт — «Евро-3».

Расход топлива — 5,8 л / 100 км, максимальная скорость — 150 км/ч.

Коробка передач — МКПП, 6-ст. Конструкция «Мишки» отличалась высоким уровнем (до 75%) узлов и агрегатов автомобилей «Ока», «Славута», «Таврия» и семейства ВАЗ, что позволяло обслуживать автомобиль на существующих СТО.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2

Интересные материалы

Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей