Одна из причин, по которой большинство стартапов в России так и не становятся прибыльными компаниями, – трудности поиска начального финансирования. Однако люди, нашедшие средства на воплощение смелых идей, существуют и в нашей стране. Банки.ру разузнал, где в России можно взять денег на открытие бизнеса.
Всего 23% людей, задумавших стать предпринимателями, доходят до конкретных действий и запускают стартап. Такие данные содержатся в исследовании младшего научного сотрудника Международной научно-исследовательской лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Анны Липатовой. Участники исследования заявили, что одна из преград на пути открытия бизнеса – проблема поиска инвестиций.
«Банки в своем большинстве не кредитуют стартапы ввиду большого риска таких проектов. Ценообразование по стандартным кредитным продуктам данные риски не окупает», – говорит вице-президент, управляющий директор по развитию продуктов и технологий малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Владимир Шаталов.
Промсвязьбанк частично решил проблему работы со стартапами, запустив венчурный фонд для финансирования молодых бизнесменов. Фонд финансирует компании предпринимателей в возрасте до 35 лет, имеющих успешный опыт ведения бизнеса. Срок инвестирования в среднем от одного до пяти лет, сумма сделок – до 10 млн рублей. «Что касается получателей финансирования, то это не стартапы в чистом виде: для принятия решения об инвестициях нам важно понимать, что у получателя есть предпринимательские компетенции и опыт. С другой стороны, большинство таких проектов не может претендовать на классические банковские кредиты в силу своей незрелости», – говорит Шаталов.
Альфа-Банк также не занимается кредитованием стартапов, но работает в партнерстве с такими проектами в рамках «Альфа-Лаборатории». «Стартапы используют наши сервисы для своих продуктов, мы помогаем экспертизой в тех областях, которые хорошо понимаем. Мы ведем сейчас ряд проектов, однако пока их не анонсируем. Но результатом очень довольны», – говорит начальник управления перспективных проектов Альфа-Банка Михаил Батуев.
Выделяется на фоне остальных банков, не желающих иметь дело со стартапами, Сбербанк. «У нас с 2011 года запущена программа «Бизнес-старт», позволяющая любому гражданину РФ открыть свой собственный бизнес с нуля», – говорит вице-президент – начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка Андрей Шаров. По его словам, сегодня кредитный продукт «Бизнес-старт» развивается в направлениях кредитования бизнес-моделей компаний-франчайзеров под известным брендом и в рамках кредитования типового бизнес-плана, разработанного партнером банка. Ежедневно по программе Сбербанка запускается два новых бизнеса.
В этой программе кредитования отсутствуют требования к доходу заемщика на момент обращения в банк. Также от клиента не требуется предоставлять дополнительное обеспечение в виде квартир или автомобилей: в залог принимаются только приобретаемые в рамках проекта внеоборотные активы. Само финансирование может составить до 7 млн рублей сроком до семи лет по ставке 18,5%, а отсрочка погашения основного долга – до 12 месяцев. Заявка рассматривается в течение трех дней. Сейчас в программе 77 компаний – франчайзеров в различных сферах деятельности, а 20 стартапов прокредитованы по типовым бизнес-планам. Как говорит Шаров, к 2015 году банк планирует выйти на 10 тыс. «Бизнес-стартов» в год.
Но банковские кредиты и венчурные фонды при банках направлены больше на классические стартапы, которые не связаны с инновациями и IT-проектами, главный источник финансирования которых – внебанковские венчурные фонды. По словам представителя венчурного фонда ABRT Андрея Гертшфельда, в этих областях за последние годы произошел достаточно существенный рост объема инвестируемых средств. «Основная причина – улучшение качества проектов. В 2013 году суммарный размер фондов, инвестирующих в выше обозначенные направления, составлял около 1,5–-2 миллиардов долларов, а реально проинвестированная сумма, по разным оценкам, составила от 400 миллионов до 1,5 миллиарда долларов», –говорит Гертшфельд.
«Обычно уровень дохода от проекта равен 6–10-кратному вложению. Доля компаний, которые получают от нас финансирование, составляет всего 1–-2% от числа обратившихся. Однако за всю историю у нас было всего два проекта, которые пришлось списать», – отмечает Гертшфельд.
Человеку, не вращающемуся в кругах инвесторов, получить средства практически нереально, считает основатель стартапов LifePay и MyApp Вячеслав Семенчук. «Привлечение инвестиций – это полноценная работа. Прежде чем заняться свои проектом, я проработал 12 лет в сфере IT, несколько лет занимался проектом Азиум.ру – сетью для стартап-менеджеров и инвесторов, где и приобрел хорошую сеть контактов со всей венчурной тусовкой в России», – рассказывает стартапер.
Как говорит Семенчук, сейчас существует ряд консалтинговых компаний, которые позиционируют себя посредниками между стартапами и инвесторами. Они предлагают свести две стороны, «причесать» бизнес-план в среднем за 7–15 тыс. долларов или процент от будущих инвестиций. «Но, к сожалению, все они либо банальные мошенники, либо люди, которые сделают свою часть работы, но при этом не гарантируя ничего, и в 99% случаев это ни к чему не приведет», – сожалеет он.
Если рассматривать альтернативные источники финансирования стартапов, остаются краундфандинг и средства семьи, отмечает Семенчук. «Ну и, конечно, реальная альтернатива – вначале поработать «на дядьку», сколотив начальный капитал для старта проекта», – заключает стартапер.
Начать дискуссию