Ноутбуки, планшеты, нетбуки, смартфоны, видеокамеры и другие виды современных гаджетов под брендом компании Acer сегодня можно приобрести во многих магазинах мира. Из-за высокого качества и низких цен на продукцию она завоевала свою популярность и на территории стран СНГ. Оказывается, корпорация Acer Group стала сегодня одной из самых влиятельных среди производителей современной техники. А ведь начинался этот бизнес с маленького капитальца, вложенного одним из жителей Тайваня почти четыре десятилетия назад.
Начало истории успеха
Сегодня на Тайване работает очень много компания, производящих современные электронные устройства. Но крошечное островное государство, считающееся в наше время образцом успеха в Юго-Восточной Азии, не всегда выглядело настолько развитым. В 1976 году оно находилось еще на далекой периферии мировой экономики. Но именно тогда Стэн Ши Чжэньжун основал там небольшую компанию Multitech International.
Стартовый капитал был просто смехотворным – всего 25 тысяч американских долларов. Впрочем, история мирового компьютерного бизнеса знает немало примерок, когда из обычных «гаражных» фирмочек вырастали настоящие гиганты бизнеса. Так случилось и с Multitech International, ставшим со временем корпорацией Acer Group.
Однако поначалу все выглядело весьма уныло. Multitech International вполне мог повторить судьбу тысяч малых предприятий, так и оставшихся в рамках мелких заказов и символических финансовых оборотов, или же вовсе исчезнувших под ударами более сильных конкурентов.
Тайвань середины семидесятых годов прошлого столетия – бедная страна, в которой люди готовы работать за мизерную зарплату. Этот факт оказался большим плюсом для владельца, сумевшего сразу нанять несколько десятков сотрудников. Но главное, что бизнес был основан на продвижении современных технологий, а в мире уже наступала эра компьютеризации, что хорошо понимали не только в США и Западной Европе, но и на Тайване.
Имея скромные возможности, Multitech International уже через три года сумела сконструировать первый тайваньский компьютер, предназначенный для экспорта за рубеж. В 1981 году под маркой Multitech International появился 8-битный персональный компьютер MicroProfessor-II на базе микропроцессора MOS Technology 6502. Небольшое, казалось бы, предприятие стало быстро догонять мир по уровню применяемых технологий. А в 1985 году сумела обогнать всех, создав первый в мире 32-разрядный персональный компьютер. Это было фантастическое достижение. Позади осталась даже легендарная IBM!
Успехи работы Multitech International заметили власти Тайваня. В то время страна ступила на путь активного развития, и перспективные компании на деле чувствовали поддержку государства. Multitech International добилась значительных субсидий от правительства, что, собственно, и позволило достичь технологического прорыва. Как поясняют историографы корпорации, именно в начале восьмидесятых будущая Acer Group угадала правильное направление – производство недорогих, но достаточно качественных компьютеров, приобрести которые смогут позволить себе даже не самые обеспеченные семьи.
После того, как стало понятно, что тайваньская компания способна достойно конкурировать даже с мировыми лидерами, были открыты собственные представительства в Японии и Германии. Затем офисы появились и в других развитых странах. Multitech International создает ряд различных специализированных подразделений, в названиях которых уже начинает фигурировать слово «acer». Самой известной в середине восьмидесятых стало подразделение Acer Peripherals , в дальнейшем создавшее бренд BenQ. Кстати, созвучное с «acer» название бренда ASUS также происходит от Multitech International. Несколько инженеров со временем покинули компанию и создали свою собственную, которая также сумела достичь значительных успехов на мировом рынке.
В 1987 году начинает работать подразделение Acer Laboratories Incorporated, которое занялось разработкой и производством собственных чипсетов. Наконец, в 1988 году Multitech International переименовали в корпорацию Acer, что в переводе с латыни означает «клен». Хотя, по поводу правильного перевода до сих пор спорят. Есть также версии, что «Acer» следует переводить как «острый, зоркий, стремительный» или же как «едкий, угрюмый, пронзительный».
Прорыв
На конец восьмидесятых – начало девяностых годов припадает период активного роста корпорации и покупок успешных предприятий в других странах. Так, в 1989 году Acer приобретает американскую компанию Counterpoint Computers с центральным офисом в Калифорнии. Поглощение оказалось весьма важным этапом в развитии тайваньской корпорации, поскольку в то время купленная американская компания являлась крупным разработчиком и производителем мини-компьютеров. Примерно тогда же удалось купить нидерландскую компанию Kangaroo Computer B.V. Позже на ее базе создали производственное подразделение AcerEurope. Кроме того, следует вспомнить о создании совместного предприятия Acer и Texas Instruments. Партнер из Техаса в конце девяностых считался лидером полупроводниковой промышленности в США. Acer получил возможность производить свои микросхемы памяти.
Acer Group активно развивает свой бизнес и в последнем десятилетии прошлого века. В 1997 году компанию официально признали одним из лидеров мирового компьютерного бизнеса. До этого произошло еще несколько знаковых слияний и поглощений. В частности, удалось приобрести компанию Altos Computer Systems, одного из лидеров многопользовательских систем (1990 г.).
В 1994 году компания Intel приобрела у Acer лицензию на использование технологии ChipUpTM. Интересно, что последняя была создана тремя годами ранее. Intel обратил внимание на достижение тайваньских коллег только тогда, когда они вошли в десятку крупнейших в мире производителей персональных компьютеров. Еще через три года Acer представил новую платформу X Computer. Ее главной особенностью стало то, что вместо единой дорогой универсальной машины пользователь мог покупать несколько специализированных устройств – именно тех, который ему необходимы.
Однако, наступало третье тысячелетие. Стало понятно, что рынок персональных компьютеров не безграничен. К тому же, технологиями производства ПК владело уже множество компаний, а потребитель желал получить принципиально новые гаджеты. Начиналась эра мобильной связи, быстрого Интернета, портативных планшетов, и даже привычный ПК стал уступать место более компактному переносному ноутбуку. Постепенно под брендом Acer появляются все новые и новые виды продукции. Сама же корпорация делает все возможное, чтобы оптимизировать свой бизнес, а также приобретать самые современные технологии. Иначе на этом рынке невозможно не только добиваться успеха, но и даже просто удержаться на плаву.
В 2007 году Acer приобретает бренды eMachines, Packard Bell и Gateway. В 2008-м – компанию E-Ten Information Systems, производителя коммуникаторов Glofiish. На совершение этой сделки пришлось потратить 290 млн. долларов США. В рамках выставки Mobile World Congress, проходившей в Барселоне в феврале 2009 года, Acer представила первую собственную линейку коммуникаторов.
В целом начало 21-го века для корпорации Acer Group стало периодом серьезной реструктуризации. В результате компания уже состояла из трех основных частей - Acer, Wistron и BenQ. Как отмечают эксперты, именно такие действия позволили Acer Group остаться в числе мировых лидеров, так как начавшийся кризис существенно урезал доходы.
Acer Group сегодня
Как и всем гигантам современной мировой индустрии, Acer Group пришлось приложить много усилий для преодоления кризиса 2008 года. Можно сказасть, что корпорации удалось пережить этот сложный период без особых потерь. На сегодня Acer Group является владельцем четырех всемирно известных брендов: Acer, Packard Bell, Gateway и eMachines. Интересно, что в 2008 году, когда уже было ясно, что нужно в буквальном смысле спасать бизнес, тайваньская компания решила занять свое место на рынке смартфонов. Тогда она приобрела компанию E-TEN, хотя гаджеты стали выпускаться под брендом Acer, чтобы не запутывать потенциальных клиентов.
Что же стало главной причиной успеха производителя из Тайваня? Иногда говорят, что стратегия бизнеса Acer прямо противоположна той, которую применял Apple. Вместо престижа и дороговизны компания сумела предложить клиентам низкую стоимость при достаточно высоком качестве продукции. Такой подход и позволил завоевать популярность не только на развитых, но и на развивающихся рынках не самых богатых стран. В частности, Acer завоевал доверие покупателей из стран СНГ, спрос сохранялся даже в самый разгар последнего мирового кризиса.
Впрочем, есть среди продуктов гаджеты высокого класса, производимые под маркой Acer Ferrari. У них маркетинговые условия остаются такими же, как у Apple, поскольку и цены аналогичны. Но это, скорее, - исключение из правил.
Основатель компании Стен Ши не раз говорил, что его конкуренты просто не умеют создавать недорогую технику, а потому и не могут выдержать конкуренцию по объемам продаж. По версии Fortune Global 500 в 2011 году компания все еще занимала 487 место в мире по производству компьютерной техники и электроники. Однако многие эксперты говорят, что Acer имеет неплохие шансы вскоре оказаться среди безусловных лидеров.
Об этом говорят ряд объективных факторов. Во-первых, Acer обладает чрезвычайно широкой линейкой продуктов. Количество моделей производимых смартфонов, ПК, ноутбуков и других популярных гаджетов очень велико. Есть отличный выбор как по техническим возможностям устройств, так и по ценам. Кроме того, компания занимает важное место в мире по производству мониторов, концентраторов, дисководов, сетевых карт, клавиатур, оперативной памяти, проекторов и т.д. То есть, ее товарами интересуются не только конечные потребители, но и другие производители. Acer активно осваивает продукты, которые еще не реализовали свой рыночный потенциал. Например, это автомобильные навигационные устройства или домашние медиасистемы.
Во-вторых, об успешности бизнес-стратегии корпорации Acer говорят финансовые показатели. В 2006 году общая выручка составила 11,156 млрд. долларов США. В 2007-м показатель увеличился до 14,07 млрд. А в 2010-м, несмотря на последствия мирового кризиса, и эту цифру удалось увеличить до 17,38 млрд. долл.
Правда, чистая прибыль компании в 2010 году оказалась меньшей, чем в докризисном 2007-м – 344 млн. долл. против 394,65 млн. Но она все-таки сократилась незначительно и была выше, чем в 2006 году (308,9 млн. долл.).
В-третьих, Acer смог стать чрезвычайно популярным брендом за пределами рынков США и ЕС. Так, в России компания продает 31,2% от всех ноутбуков. Ближайшему конкуренту – Asus – принадлежит только 25% российского рынка. Хорошей популярностью пользуются смартфоны и персональные компьютеры под маркой Acer. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах СНГ, а также на многих развивающихся рынках.
Начать дискуссию