Ведение бизнеса

10 подсказок для планирования ухода с рынка

Планируете ли вы продавать компанию, собираетесь выставить на продажу акции или обдумываете вопросы преемственности, скорее всего, Inc. об этом уже писали. Мы собрали от наших авторов подсказки, как быстро и безболезненно выйти из бизнеса, и добавили парочку примеров, чего не следует делать, когда уходишь с рынка.

Планируете ли вы продавать компанию, собираетесь выставить на продажу акции или обдумываете вопросы преемственности, скорее всего, Inc. об этом уже писали. Мы собрали от наших авторов подсказки, как быстро и безболезненно выйти из бизнеса, и добавили парочку примеров, чего не следует делать, когда уходишь с рынка.

1. Уходите вовремя

Когда Amazon в первый раз обратилась к основателю Zappos Тони Се, тот бескомпромиссно заявил, что не продаст свою компанию по торговле обувью онлайн ни за какие деньги. Однако когда конфликты в совете директоров Zappos привели к непрекращающимся спорам о долгосрочных целях компании, Тони, как он сам пишет, снова начал обдумывать это предложение. И, наконец, в 2009 году его встреча с CEO Amazon Джеффом Безос увенчалась успехом. Тони говорит, что понял: продажа компании может сослужить ей лучшую службу, чем продолжение прений с директорами.

2. Думайте о своих сотрудниках

Пока вы не подписали документ о передаче прав собственности, это все еще ваша компания и ваши сотрудники. И если переговоры не завершатся успехом, то бизнес, в конечном счете, может остаться у вас, поэтому мнения своих работников полезно принимать во внимание. Норм Бродски понял это, пока принимал участие в продаже основанной им компании CitiStorage. Он писал в Inc.: «Для меня весь этот процесс был очень познавательным, но для моих сотрудников, особенно топ-менеджеров, это был тяжелый моральный ущерб. Они вынесли три круга юридической экспертизы и смотрели, как через компанию маршируют толпы потенциальных покупателей. И всякая очередная компания незнакомцев в строгих костюмах напоминала им, сколь неопределенно будущее. Я почти чувствовал, как росло беспокойство в нашем здании, когда приходила еще одна группа покупателей. Никто из работников не был уверен в том, что их не уволят сразу после продажи компании. Колесо слухов раскручивалось, и недовольство начинали проявлять уже самые ключевые фигуры». Поэтому, пишет Бродски, когда представители разных компаний приходили обсудить сделку, он настаивал, чтобы они разговаривали исключительно с ним и его партнером.

3. Перед продажей акций компании подумайте о минусах

В реализации акций бизнеса есть несколько потенциальных минусов. Элизабет Вассерман пишет, что одна из главных потерь для основателей компании и ее менеджмента – это утрата контроля над компанией. То же относится к изначальным инвесторам. Когда бизнес становится публичным, менеджмент постоянно находится под давлением необходимости зарабатывать определенную норму ежеквартальной прибыли, установленную экспертами. А это может пагубно сказаться на долгосрочном росте и прибыльности компании. Подумайте также о том, что Комиссия по ценным бумагам и биржам [Security and Exchange Commission] требует от публичных компаний открывать доступ к данным, которые вы пока можете быть не готовы обнародовать. И еще один возможный минус – снижение эффективности вашего бизнеса после продажи акций. Публичность может сыграть с вашей компанией злую шутку.

4. Не называйте это «уходом на покой»

Вы вполне можете уйти из бизнеса в тридцать лет и жить после этого насыщенной, яркой жизнью. Помимо желания «уйти на покой», существует множество причин, почему людям хочется продать свой бизнес. Джон Вариллоу (автор сайта «Сделано для продажи: превратите свой бизнес в то, что можно продать»), называет некоторые из них. Может быть, вы желаете…

  • стать бизнес ангелом;
  • получить прибыль от добровольного предложения для вашего бизнеса;
  • пожертвовать большую сумму на благотворительность;
  • избавиться от закладной;
  • начать новый бизнес – больше, быстрее и прибыльнее;
  • жить без долгов;
  • выделить себе свободный год и стать тренером команды вашего сына по бейсболу;
  • купить домик у моря.

5. Убедитесь, что у вас хорошая команда менеджеров

Если вы собираетесь выставлять акции компании, то у вас должна быть правильная команда менеджеров, с нужными способностями и возможностями. Организация такой команды может занять годы. «Топ-менеджмент должен иметь значительный опыт в области бухгалтерии и финансов, чтобы справляться со все более усложняющимися требованиями в этих сферах», пишет Элизабет Вассерман. Некоторые компании, собирающиеся продавать свои акции, нанимают извне финансовых директоров или других представителей топ-менеджмента, у которых уже есть опыт в продаже акций других бизнесов. Хотя управленцы, которые были в вашей компании с самого начала, знают ее лучше всех, но ключевые представители менеджмента должны обладать отличными навыками коммуникации, чтобы создать нужный образ компании на рынке, а также чтобы взаимодействовать с инвесторами и аналитиками.

6. Создайте четырехступенчатый план развития

Ну, если четыре шага – это то, что вам нужно. Это число считает наилучшим Трейси Харт: она много читала, разговаривала с другими CEO, устаивала мозговой штурм со своей командой и в результате написала четырехшаговый план развития. Шаг первый: распределите департаменты по степени их развития, чтобы понять, на чем сфокусироваться в первую очередь. Шаг второй: поймите, как каждый департамент должен выглядеть в ближайшем и более отдаленном будущем. Шаг третий: определите будущих лидеров. Шаг четвертый: создайте личные планы развития. И начинайте развиваться.

7. Станьте привлекательным для потенциальных покупателей

Если вы хотите продать свой бизнес, то, очевидно, желаете заинтересовать лучших потенциальных претендентов. По словам Норма Бродски, существуют несколько характеристик, которые стоит показать возможному покупателю. Чтобы заключить выгодную сделку, нужно показать историю последовательного роста. Также у вас должны быть хорошие показатели по продажам и постоянная прибыль от тех клиентов, которые по каким-либо причинам лояльны именно вашей компании. Может быть полезно найти консалтинговую фирму в вашей области, чтобы понять, чего хотят потенциальные покупатели. Кроме того, может быть трудно найти покупателя, если бизнес не сможет функционировать без вас, поэтому постарайтесь как можно скорее подобрать себе замену.

8. Подумайте об альтернативах

Даже если у вас не публичная компания, вы все равно можете продать часть своей акционерной доли. Если доли в вашей компании распределены лично, то SecondMarket, нью-йоркская компания по оказанию финансовых услуг, может помочь вам получить доступ к изначально неликвидным активам. В прошлом году SecondMarket запустила «Рынок частных компаний» ‑ веб-сайт, где компании могут устанавливать условия для продажи своих личных долей (как пишет Райан МакКарти). Барри Сильберт, CEO SecondMarket, говорит, что эта идея пришла к нему в 2008 году после того, как он совершил сделку по продаже долей в Facebook более чем на 50 млн. долларов и начал получать просьбы организовать такие же продажи в старт-апах вроде Twitter, Tesla Motors и Glam Media. У SecondMarket есть база из более чем 3000 инвесторов, с помощью которой они соединяют покупателей (в основном инвесторов) и продавцов (в основном сотрудников). И покупатель, и продавец уплачивают комиссию за сделку в 2%.

9. Не забывайте о мелочах

Если вы собираетесь работать до самого конца, вам нужно подумать о наследии, в том числе об онлайн-наследии. Создана целая область имущественного планирования, которая помогает предпринимателям защищать важную электронную информацию, например регистрацию доменного имени, пароли от серверов, аккаунты онлайн-продаж и так далее. Предприниматели могут защищать свое электронное имущество и без привлечения юристов. Онлайн-сервис Legacy Locker поможет вам спланировать передачу всех важных для бизнеса электронных данных. Заплатив 30 долларов в год или 300 долларов за пожизненное членство, вы можете создать аккаунт на Legacy Locker и задокументировать все свои электронные данные.

10. Используйте интуицию

Когда вы определяете будущих лидеров для вашего бизнеса, важными являются не только производственные показатели, но и то, что вы про этого человека думаете глубоко внутри. «Это довольно легко», ‑ говорит Трейси Харт из Tarlton. «Посмотрите на показатели эффективности. Спросите руководителей: “Если вас завтра собьет автобус, кого бы вы хотели видеть на своем месте? У кого голова холодная, а сердце горячее?” Вы делаете это постоянно, и вы задействуете свою интуицию».

Источник: http://www.inc.com/guides/2010/06/tips-for-planning-your-exit-strategy.html

Перевод Консалтинг-Центр «ШАГ»2014

Начать дискуссию