Создание системы сбыта — стратегическая задача любой компании. Ошибка в выборе каналов сбыта означает отсутствие притока денег в компанию, что в конечном итоге приведет к ее банкротству. При этом важно соблюдать определенную последовательность проектирования системы сбыта, основанную на предварительном тщательном изучении рынка сбыта. Рассмотрим алгоритм организации системы сбыта.
Организационно сбыт состоит из органов и каналов сбыта, обеспечивающих передачу товара от производителя к потребителям. С экономической точки зрения сбыт является сферой воспроизводства добавленной стоимости, создавая условия для получения прибыли всеми участвующими в этом процессе компаниями. С позиции маркетинга сбыт представляет собой систему, пронизанную многосторонними коммуникативными взаимодействиями, среди которых наиболее важными являются личные контакты, благодаря которым создаются условия для долгосрочного сотрудничества.
На курсе «Управленческий учет для бухгалтера: с нуля до работы в 1С, Excel и финансового планирования» каждый бухгалтер получит практические навыки настройки и внедрения управленческого учета. Проходить обучение можно в удобное время, без привязки к графику. На обучение сейчас скидка 69%!
✔ Вы научитесь понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании.
✔ Вы сможете улучшить бизнес и дадите руководителям правильные управленческие решения.
Перечислим основные функциональные блоки системы сбыта, находящиеся в непрерывном взаимодействии между собой:
каналы сбыта (маркетинговые каналы);
распределительная логистика;
маркетинг сбыта.
В некоторых случаях вместо «канала сбыта» целесообразно использовать термин «маркетинговый канал», особенно когда имеет место большой объем коммуникационного взаимодействия между участниками канала — например, при реализации сложной техники, технологий, информационных услуг. В таком случае роль маркетингового канала намного выше, чем каналов сбыта и распределения (дистрибуции), что вытекает из следующих его существенных признаков:
маркетинговый канал представляет рыночно ориентированную структуру, состоящую из взаимозависимых и взаимосвязанных субъектов, участвующих в формировании добавленной ценности для потребителей;
участники канала осуществляют коммуникативные взаимодействия, способствующие росту ценности партнерских доверительных отношений;
участники координируют свою деятельность таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить свои потребности и потребности конечных покупателей (потребителей);
благодаря высокому уровню взаимодействия участники канала организовывают процессы, формирующие труднокопируемые конкурентами компетенции.
Алгоритм организации системы сбыта
Стратегические решения при организации сбыта:
Определение типа и числа каналов сбыта (традиционный канал, электронная коммерция, продажа по каталогам, продажа по образцам и т. д.)
Выбор метода сбыта (прямой, косвенный, комбинированный).
Установление интенсивности охвата рынка (интенсивный, селективный, концентрированный, эксклюзивный).
Определение типов посредников (оптовики, розница) и определение их роли в каналах сбыта. При этом необходимо оценить возможности опта и розницы (размер оборота, уровень специализации, возможности осуществлять логистические, технологические и сервисные услуги).
Определение уровня централизации решений в области сбыта (решения могут быть централизованными или децентрализованными) — при развитии регионального сбыта.
Выбор уровня сбытовой интеграции (определение уровня вертикальной и горизонтальной интеграции).
Принятие решения о необходимости конкуренции — как в каналах, так и между каналами сбыта.
Канал сбыта — путь, по которому товар проходит от производителя до конечного потребителя.
Внутри канала сбыта формируются следующие коммерческие потоки:
поток прав собственности;
физический поток — перемещение товаров по каналу от производителя к конечному покупателю;
поток заказов, последовательно формирующихся по каналу сбыта от конечного покупателя до производителя;
финансовый поток, исходящий от покупателя;
поток информации от производителя к покупателям и наоборот.
Основные типы каналов распределения представлены в табл. 1.
Таблица 1. Типы каналов сбыта.
Прямой канал | Непрямой короткий канал | Непрямой длинный канал | |
Производитель | Производитель | Производитель | Производитель |
Покупатели | Дистрибьюторы | Агенты по сбыту | Дистрибьюторы |
| Покупатели | Покупатели | Агенты по сбыту (дилеры) |
|
|
| Покупатели |
Каждый производитель одновременно может иметь несколько каналов, т. е. комбинированную систему сбыта. Перечислим преимущества и недостатки прямого и непрямого методов сбыта.
Прямой сбыт: достоинства
Предприятие может получать большую прибыль.
Увеличивается доля наличных средств.
Производитель хорошо знает потребителя.
Прямой контроль цены и качества товара.
Легче поддерживать имидж.
Потребители более охотно покупают у производителя.
Гибкая политика цен.
Прямой сбыт: недостатки
Увеличиваются расходы на содержание сбытовой структуры.
Усложняется учет товарно-денежных потоков.
Необходимость больших инвестиций.
Ограниченность зоны обслуживания.
Небольшие объемы сбыта.
Непрямой сбыт: достоинства
Возможна отгрузка крупных партий товаров.
Быстрее осваиваются новые рынки.
Лучше удовлетворяются потребности покупателей в доступности, количестве, скорости и сервисе.
Производитель может сконцентрироваться на производстве.
Непрямой сбыт: недостатки
Теряется контроль над ценами и качеством товара.
Производитель хуже понимает потребителя.
Снижается прибыль за счет предоставления посредникам скидок.
Производитель, работая через оптовиков, становится слишком от них зависим.
Посредники непредсказуемы.
Вывод: обращение к посредникам приводит к тому, что производитель теряет контроль над некоторыми процессами системы сбыта, но приобретает возможность в большей степени удовлетворить потребности конечных покупателей.
Комбинированный (многоканальный) сбыт применяется очень широко, поскольку позволяет:
увеличить охват рынка сбыта;
дифференцированно подходить к обслуживанию каждого рыночного сегмента;
создать конкуренцию между каналами и тем самым повысить их мотивацию работать более эффективно;
снизить затраты на содержание собственных каналов сбыта с одновременным сохранением преимуществ прямого сбыта.
К недостаткам многоканальных систем сбыта относятся проблема контроля эффективности каждого канала, а также конфликты между участниками каналов. При выборе каналов сбыта можно пользоваться рекомендациями, приведенными в табл. 2.
Таблица 2. Критерии выбора сбытового канала.
(звездочки обозначают приоритетность в принятии решения о выборе канала сбыта)
Учитываемые характеристики | Прямой канал | Непрямой канал | Комментарии | |
короткий | длинный | |||
Характеристики покупателей |
|
|
|
|
Многочисленные |
| ** | *** | Принцип сокращения числа контактов играет важную роль |
Высокая концентрация | ** | *** |
| Низкие издержки на один контакт |
Крупные покупки | *** |
|
| Издержки на установление контакта быстро амортизируются |
Нерегулярные покупки |
| ** | *** | Повышенные издержки при частых и малых заказах |
Оперативная поставка |
| ** | *** | Наличие запасов вблизи точки продажи |
Характеристики товаров |
|
|
|
|
Расходуемые продукты | *** |
|
| Необходимость быстрой доставки |
Большие объемы | *** | ** |
| Минимизация транспортных операций |
Технически несложные |
| ** | *** | Низкие требования по обслуживанию |
Нестандартизованные | *** |
|
| Товар должен быть адаптирован к специфичным потребностям |
Новые товары | *** | ** |
| Необходимо тщательное «слежение» за новым товаром |
Высокая ценность | *** |
|
| Издержки на установление контакта быстро амортизируются |
Характеристики фирмы |
|
|
|
|
Ограниченные финансовые ресурсы |
| ** | *** | Сбытовые издержки пропорциональны объему продаж |
Полный ассортимент | *** | ** |
| Фирма может предложить полное обслуживание |
Желателен хороший контроль | *** |
|
| Минимизация числа заказов между фирмой и ее рынком |
Широкая известность |
| ** | *** | Хороший прием со стороны системы сбыта |
Из табл. 2 видно, что определяющими факторами являются тип покупателей, тип товара и тип самого предприятия.
Одновременно с проектированием каналов сбыта выбирается орган сбыта — подразделение, в котором концентрируются сбытовые функции.
Существуют следующие варианты организационных форм сбыта:
Отдел сбыта.
Торговый дом, выполняющий функции отдела сбыта (централизованный сбыт).
Комбинированный вариант — отдел сбыта и торговый дом.
Отдел сбыта и региональные структуры предприятия.
Отдел сбыта, региональные структуры предприятия и независимые посредники.
При построении организационной структуры сбыта предприятия нужно определить степень централизации принимаемых решений, необходимость конкуренции между каналами, а также определить границы деятельности — по территории или по отрасли.
Создание системы сбыта — стратегическая задача любой компании. Ошибка в выборе каналов сбыта означает отсутствие притока денег в компанию, что в конечном итоге приведет к ее банкротству. При этом важно соблюдать определенную последовательность проектирования системы сбыта, основанную на предварительном тщательном изучении рынка сбыта.
Начать дискуссию