Ведение бизнеса

Без принуждения

В 1990‑е годы российские компании часто воспринимали социальную ответственность как нечто принудительное и влекущее неоправданные финансовые затраты. Постепенно пришло понимание: социально ответственное поведение работает на благо компании, его можно даже монетизировать.

В 1990‑е годы российские компании часто воспринимали социальную ответственность как нечто принудительное и влекущее неоправданные финансовые затраты. Постепенно пришло понимание: социально ответственное поведение работает на благо компании, его можно даже монетизировать.

Еще лет десять назад в России это была довольно распространенная предпринимательская позиция: «Худо-бедно плачу налоги, создаю рабочие места, выполняю требования надзорных органов, более или менее честен по отношению к потребителю… Какая еще дополнительная ответственность перед обществом нужна?» Однако постепенно крупный российский бизнес пришел к взглядам, напоминающим те, что распространены на Западе: корпоративная социальная ответственность (КСО) — это комплексная деятельность, которая полностью соответствует стратегическим интересам компании, это полезный инструмент для коммуникаций с потребителем, местными сообществами, партнерами, властями и даже собственными сотрудниками и акционерами. Нужно только уметь им пользоваться.

В западном корпоративном мире в последние годы стали обсуждать теоретическую концепцию социальной ответственности 2.0. Что примечательно, акцент в ней делается на финансовом результате, который получает бизнес, следующий принципам КСО. Дело в том, что многолетние исследования деятельности компаний на больших массивах данных подтверждают: результат действительно есть, его можно измерить в цифрах (хотя зависимости исследователи еще не свели к конкретным формулам). На временнóм отрезке в десятки лет компании с активной социальной позицией демонстрируют значительно более высокие результаты. Например, в исследовании Гарвардской школы бизнеса сравнивали показатели 675 компаний разных стран и отраслей с 1993 по 2010 год. В группе компаний с развитой КСО показатели эффективности рабочей силы составили 54,1% против 16,2% в компаниях без социальных программ. Прирост объема продаж достигал в среднем 16,2% в год против 8,1%. И возврат на капитал (ROE) оказался в полтора–два раза выше.

Нагляднее всего успехи категории социально ответственных компаний на фондовом рынке. Тут стоит отметить, что в практику западных бирж давно вошло понятие ответственного инвестирования. Оно подразумевает существование целого класса инвесторов, которые при выборе объекта для вложения средств ориентируются на бумаги компаний с высокой степенью социальной ответственности. В качестве инструмента такие инвесторы используют различные индексы устойчивого развития. Таким образом, эмитенты с высокой КСО получают дополнительное внимание биржевых игроков и долгосрочных инвесторов. Замечено также, что в кризисы сектор социально ответственного инвестирования заметно увеличивает свою долю в объеме капитализации биржи. Объясняется это просто: инвесторы начинают перекладываться в активы с большей устойчивостью и меньшими рисками. А эти качества присущи в основном компаниям, которые в своей деятельности придают значение ответственному взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами, включая инвесторов, сотрудников, сообщества и потребителей.

За последние 40 лет социально ответственное инвестирование эволюционировало от единичных практик до отдельного сегмента фондового рынка со своими участниками и инфраструктурой. По оценкам EY, объем этого сегмента во всем мире на конец 2009 года достигал $10,9 трлн.

В России инструменты вроде индекса устойчивого развития еще только предстоит создать, если мы хотим, чтобы класс ответственных инвесторов появился и у нас.

Менее очевиден и измер’им уровень монетизации от деятельности компании, направленной на поддержку социальной сферы. Многим российским промышленным и добывающим предприятиям (в особенности расположенным в небольших городах и градообразующим) в наследство от советских времен досталось немало социальной инфраструктуры, требующей поддержки. Целые населенные пункты подчас полностью зависят от фабричной котельной или подстанции. С тех пор всякое бывало: в трудные времена такие предприятия иногда пытались сбросить с баланса «социалку», в хорошие — ремонтировали объекты и даже строили новые. И тем не менее это факт нашей жизни: степень финансовой вовлеченности некоторых российских предприятий в создание благоприятных условий жизни и труда для своих работников и их семей до сих пор такая, какая не снилась западным «передовикам» в деле КСО.

Да, это большая дополнительная нагрузка на бизнес. Но при правильной организации такая деятельность в перспективе дает превосходный результат. До последнего времени все, что было связано с поддержкой и развитием социальной сферы, особенно в моногородах, представляло собой типичную «просящую» среду. Местные администрации, операторы инфраструктурных и социальных объектов, различные некоммерческие организации вставали в очередь к крупным предприятиям за регулярными пожертвованиями. При этом эффективность использования таких средств всегда была под вопросом.

В последние годы в России стала появляться более здоровая практика, позволяющая превратить эту среду в «партнерствующую», — запуск программ конкурсного финансирования. Для начала местные власти и сообщества в диалоге с предприятием определяют социальные потребности и их приоритетность. Затем под каждую потребность разрабатывается проект (будь то ремонт теплотрассы или финансирование кружков для школьников) с прозрачными критериями оценки результата, после чего устраивается конкурс среди возможных исполнителей. Предприятие, нередко в партнерстве с местными властями, финансирует непосредственно победителя конкурса.

Что меняет такой подход? Увеличивается круг людей, участвующих в обсуждении потребностей социального развития территории, в местных сообществах воспитывается культура проектной работы, развивается предпринимательская инициатива и т. д. Предприятие-донор по-новому выстраивает взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами, его роль в жизни сообщества более заметна. Не сразу, но года через два–четыре проявится и экономический результат: за счет эффективного расходования средств постепенно начнет снижаться социальная нагрузка на компанию.

Многолетние исследования на больших массивах данных подтверждают: компании, следующие высоким стандартам социальной ответственности, добиваются более заметных финансовых результатов по сравнению с конкурентами.

Стремясь к изменению городской среды, предприятия попутно решают и важные для себя задачи пополнения кадрового резерва. В качестве примера можно привести инициативу компании «Норильский никель» по развитию детских центров технического творчества, в которых с детьми занимаются и сотрудники предприятия. С одной стороны, это формирует интерес молодежи к предметной области деятельности компании и в дальнейшем — через обучение в профильных образовательных учреждениях — решает вопрос привлечения персонала. С другой — развивается корпоративное волонтерство: сотрудники — руководители кружков самореализуются в местном сообществе, что называется, «с именем компании на устах».

Самая быстрая монетизация — через социально ответственное поведение по отношению к потребителю. Улучши информирование о своих продуктах и деятельности, наладь грамотную и быструю работу с обращениями и жалобами покупателей и каналы обратной связи (а все это, разумеется, входит в стандарты КСО) — и ты получишь гораздо более высокую степень лояльности потребителя. В кризис это особенно важно: больших денег не требует, зато очень полезно для удержания рынка и расширения своей доли. Не стоит забывать: трудные времена — это еще и дополнительные возможности!

Приведу отличный пример взаимодействия с потенциальным потребителем посредством комбинации принципов социального маркетинга и корпоративного добровольчества. Московский оператор связи МГТС организовал бесплатные курсы обучения лиц пожилого возраста работе в Сети. С одной стороны, это социально полезная деятельность, с другой — работа по формированию перспективного клиентского сегмента.

Существует заблуждение, что социальная ответственность — это нечто из арсенала крупного бизнеса. Вовсе нет! Малым предприятиям тоже есть где проявить себя — с пользой для бизнеса, разумеется. Если у вас магазин — как вы взаимодействуете с местным сообществом и своими клиентами? Дайте покупателю больше информации о качестве и происхождении продуктов. С большим удовольствием будут покупать — пойдут к вам, а не в соседний магазин. Или проведите со своими сотрудниками субботник и уберите территорию. А в следующий раз местные жители, возможно, сами придут на ваш субботник — помочь. Социальное взаимодействие должно происходить не только в районе прилавка. И не только ради прямой выгоды. Встройте социальную ответственность в стратегию развития своего бизнеса — и результат будет достигнут раньше, чем вы предполагали!

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3