Интернет и IT

Каждый ваш клик может быть использован против вас

16 июня Госдума приняла в первом чтении закон о «праве на забвение». По новому закону человек может потребовать от поисковой системы удалить ссылки на страницы с упоминанием его личности, предоставив обоснование недостоверности, неактуальности либо нарушения закона в информации на сайте. Законопроект наделал немалый переполох, против него активно выступили деятели Рунета — их мнение законодатели согласились учесть в последующих чтениях.

16 июня Госдума приняла в первом чтении закон о «праве на забвение». По новому закону человек может потребовать от поисковой системы удалить ссылки на страницы с упоминанием его личности, предоставив обоснование недостоверности, неактуальности либо нарушения закона в информации на сайте. Законопроект наделал немалый переполох, против него активно выступили деятели Рунета — их мнение законодатели согласились учесть в последующих чтениях.

Происходящее здорово смахивает на вирусную рекламу нового триллера Тимура Бекмамбетова «Убрать из друзей»; побуждающее происшествие картины — самоубийство девушки из-за выложенного в Сети скабрезного видеоролика.

Между тем след, который каждый из нас оставляет в виртуальном пространстве (необязательно в публичном Интернете), становится не просто предметом интереса, а определенной валютой в «экономике данных», о которой любят рассуждать вендоры аналитических решений. Тех самых решений, которые в составе «фабрик банковского маркетинга» (читайте о них в этом номере журнала) перемалывают петабайты разнообразных данных о клиентах и помогают выстраивать эффективные алгоритмы продаж.

На помощь банкам готовы прийти — не без собственной выгоды, разумеется, «информационные старатели» (раз уж речь идет о data mining) — разного рода компании, которые охотно презентуют услуги обогащения и анализа данных, таргетированных рекламных кампаний и т.п. Вопросы оперирования персональными данными, правомерности использования информации об интернет-активности вроде бы находятся в рамках законодательства и рассматриваются скорее с точки зрения этики.

Для потребителя, обывателя это означает, что каждый шаг его онлайн-жизни — каждый его поисковый запрос, предпочитаемые сайты, каждый post, like и share в социальных сетях (а также активность его виртуальных друзей) — фиксируется и накапливается во всемирном хранилище данных. Присовокупив к этому сведения о финансовых операциях, потребительской активности, которыми располагает банк (и другие операторы финуслуг), и возможность сопряжения этих массивов данных… становится немного не по себе от мысли, как далеко может зайти обладатель такой информации.

Результаты подобной аналитики, основанной на агрегированных данных из разных источников, могут использоваться не только в маркетинговых целях, но и при скоринге и управлении рисками и, например, для проверки кандидата при трудоустройстве. «Каждый ваш клик может быть использован против вас», — возможно, такой дисклеймер будет включен в типовой договор интернет-услуг.

Вряд ли продуктивно в этой ситуации вставать на позицию «информационных луддитов», уповать на Tor и Bitcoin. Возможно, в новом мировом информационном укладе заложены и основы новой морали — быть может, просто не стоит посещать такие сайты, делать такие покупки и вообще ничего такого, за что потом пришлось бы отвечать?

Начать дискуссию