Экономика России

Роскошь как средство передвижения

Эта статистика отражает состояние дел преимущественно в низшем и среднем ценовых сегментах автомобильного рынка. Что же касается продаж авто класса «люкс», то там ситуация складывается совершенно иная: эта часть рынка демонстрирует небывалый рост. По данным аналитического агентства «Автостат», за последние полгода продажи автомобилей высшего ценового сегмента выросли почти вдвое — более чем на 95%.

Эта статистика отражает состояние дел преимущественно в низшем и среднем ценовых сегментах автомобильного рынка. Что же касается продаж авто класса «люкс», то там ситуация складывается совершенно иная: эта часть рынка демонстрирует небывалый рост. По данным аналитического агентства «Автостат», за последние полгода продажи автомобилей высшего ценового сегмента выросли почти вдвое — более чем на 95%. За первые шесть месяцев текущего года в нашей стране было продано 545 машин, относящихся к категории «лакшери», что на 266 единиц больше, чем в аналогичный период прошлого года.

«Очень личное»

Производители элитных авто настолько уверены в своих позитивных рыночных перспективах, что даже в кризисный год продолжают наращивать свое присутствие на российском рынке. Буквально на днях в Москве на Волгоградском проспекте открылся новый салон Maserati. Дилером, продающим эксклюзивные авто этой итальянской марки, стала компания «Авилон», уже имеющая в своем «портфеле» практически все элитные автомобильные бренды.

Как рассказал в интервью «Финансовой газете» глава Maserati Европа Джулио Пасторе, на данный момент в России продажи компании довольно невелики и составляют порядка 100 автомобилей в год, однако в ее планах — повысить этот показатель до уровня 700 машин ежегодно. Этому должен способствовать выход первого внедорожника Maserati Levante, который анонсирован на начало следующего года и будет представлен в марте на ежегодном Женевском автосалоне. Кроме того, по словам Пасторе, в ближайшее время его компания планирует расширить географию своих российских продаж на такие регионы, как Екатеринбург, Краснодар и Санкт-Петербург.

Никаких отрицательных кризисных изменений на рынке люксовых автомобилей в России Джулио Пасторе просто не видит: «Мы не видим сильных изменений в связи с кризисом. В следующем году мы планируем, несмотря на кризис, увеличить продажи в России. У нас большие возможности и планы на будущее».

С таким утверждением согласен и Андрей Павлович, глава компании «Авилон»: «Потери есть у всех, это абсолютно точно: мы живем в России и зарабатываем в рублях. Но аудитория сегментов „высокий премиум“ и „люкс“ — это люди, которые научились зарабатывать. Они стратегически смотрят на жизнь. Даже если эти люди теряют в кризис какие-то деньги, это совершенно не означает, что они больше не могут купить себе дорогой автомобиль».

Кроме того, по словам Павловича, российский покупатель традиционно очень эмоционально относится к выбору автомобиля: «Если в Европе покупка автомобиля — это чистый практицизм: расход топлива, размер кредитных платежей, объем двигателя, близость сервисного центра, то в России это всегда что-то очень личное. Поэтому сегменты „премиум“ и „люкс“ меньше всего пострадали с точки зрения продаж».

Аналитики рынка также считают, что российские клиенты класса «люкс» не станут отказываться от своих привычек, даже несмотря на то, что они в связи с падением курса рубля стали обходиться им гораздо дороже. Да и кто сказал, что эти 545 человек, купивших самые дорогие авто, зарабатывают именно в рублях?

Всем сестрам по серьгам

Желание российского клиента быть «не как все» по-прежнему является основным двигателем торговли в данном сегменте. «Мы понимаем, чего хотят люди, которые приходят в наш шоурум. Когда человек имеет возможность отличаться от других и хочет этого, он покупает синий Maserati Ghibli. Это, конечно, стоит несколько дороже, чем „мерседес“, „ауди“ или „БМВ“, но зато резко меняет его позиционирование в обществе и даже его отношение к самому себе», — считает Олег Шамба, директор нового салона Maserati.

Однако, по данным агентства «Автостат», основной рост рынка люксовых автомобилей в первой половине текущего года был обеспечен как раз выходом новой модели — Mercedes-Benz Maybach S-Class, которая заменила ушедший в историю люксовый бренд Maybach. Эта машина появилась лишь в конце 2014 г., а производство автомобилей под брендом Maybach было свернуто еще в 2013 г., и в начале прошлого в Россию они не поставлялись. Всего за первую половину текущего года, по данным «Автостата», было продано 285 таких автомобилей.

Тем не менее даже без учета новых «мерседесов» продажи люксовых машин в кризис идут лучше, чем у массовых брендов. Как сообщает «Автостат», за первые шесть месяцев 2015 г. число новых Rolls Royce в России увеличилось на 40% (87 против 62 шт. годом ранее), а Bentley снизилось, но незначительно, всего на 15% (103 против 121 шт.). Также в первой половине 2015 г. на российских дорогах появилось 12 новых Lamborghini, девять Ferrari и три Aston Martin. Что же касается Maserati, то этих машин, по данным «Автостата», с начала года в России было продано 46 шт.

По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, почти 80% автомобилей люксовых брендов продается в Московском регионе. На Санкт-Петербург приходится лишь 7% от общего объема. А среди регионов России выделяются Ставропольский и Краснодарский края, где в первом полугодии было продано по 12 таких автомобилей.

На будущий год в России Maserati делает ставку на рост продаж полноприводных автомобилей с дизельным двигателем, в частности, на первый в истории компании внедорожник Levante, который должен составить конкуренцию популярному в России Porsche Cayenne. Представители компании рассчитывают на миграцию клиентов между различными люксовыми брендами. Ведь, как правило, у владельцев супердорогих машин в автопарке находится не по одному автомобилю, поэтому в обиде не остается никто.

Чуда не случилось

Ну, а в целом российский автомобильный рынок продолжает снижать свои объемы, несмотря на многочисленные прогнозы аналитиков, ожидавших стабилизации его показателей. И статистика, озвученная экспертами из Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, стала для многих настоящей неожиданностью.

«Продажи сентября не позволили существенно улучшить ни показатели рынка по отношению к прошлому году, ни прогноз на оставшиеся три месяца. Согласно последнему опросу членов АЕБ, прогноз на весь 2015 г. остался практически без изменений на уровне 1,57 млн шт., включая пассажирские и легкие коммерческие автомобили, что на 37% меньше, чем в 2014 г.», — заявил глава АЕБ Йорг Шрайбер.

Продажи лидера российского рынка — компании «АвтоВАЗ» в сентябре упали почти на 41% — до 21,658 тыс. штук. А по итогам девяти месяцев продажи автомобилей Lada у нас в стране сократились на 28% — до 203,5 тыс. штук. Однако даже с такими провальными показателями автомобили этой марки остались самыми продаваемыми в России. На втором месте находятся машины Kia — объем их продаж в сентябре вырос на 11% по сравнению с сентябрем прошлого года — до 16 тыс. Третье место занимает марка Hyundai, продемонстрировавшая снижение всего лишь на 2% — до 15,1 тыс. машин. На четвертом месте Renault (-33% и 10,4 тыс. проданных машин), а на пятом Toyota (-45% и 7,1 тыс. реализованных автомобилей).

Если рассматривать этот рынок еще более детально, то в нынешнем сентябре самой продаваемой моделью в России стала Hyundai Solaris, нарастившая объемы своих продаж на 10% — до 11 тыс. шт. Следом за ней идет KIA New Rio: всего было продано 10,8 тыс. автомобилей этой модели, однако в относительных показателях рост составил 70%. На третьем находится Lada Granta (снижение в два раза — до 8,6 тыс. машин), на четвертом — Lada Largus (-6,2% до 4 тыс. единиц), а на пятом — Volkswagen Polo (-5,6% до 3,8 тыс. шт.).

Казнить нельзя помиловать

Чтобы поддержать российский автопром, который пока не спасают никакие заклинания аналитиков, правительство решило продлить действие государственных программ поддержки этой отрасли до конца 2015 г. С предложением о продлении этих мер к кабинету министров обратился глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Премьер-министр Дмитрий Медведев инициативу поддержал: «Я считаю вполне возможным и, наверное, правильным продлить действие этой программы до конца года, с тем чтобы поддержать производителей, и, с другой стороны, чтобы у наших граждан была возможность приобретать автомобили со скидкой».

Медведев уверен, что программы, принятые государством для развития автомобильной промышленности, в частности льготное автокредитование и льготный автолизинг, работают «неплохо». По данным Мантурова, программы, нацеленные на продажу 290 тыс. автомобилей до конца года, уже сегодня помогли реализовать 380 тыс., правда, речь идет и о легковых, и о грузовых автомобилях одновременно. Но теперь, несмотря на то что до конца года еще осталось больше двух месяцев, денег на реализацию этих программ уже нет. «Я выступаю с предложением продлить эти меры поддержки до конца года, выделив определенные объемы средств из того фонда, который был сформирован на поддержку экономики», — попросил министр.

Впрочем, даже если эта мера будет принята, она может во многом скорректироваться другим нововведением. Тот же Минпромторг предложил в следующем году индексировать утилизационный сбор примерно на 60%, несмотря на удручающие показатели продаж новых автомобилей в России. Этот платеж лежит на плечах всех автопроизводителей, работающих на территории нашей страны. Ранее его платили только импортеры машин, как бы компенсируя таким образом государству будущие затраты на утилизацию каждого из проданных здесь автомобилей. Местные производители, включая иностранные бренды, имеющие собственное производство в стране, были от этого налога освобождены, так как приняли на себя обязательства самостоятельно утилизировать старые автомобили. Однако после вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию, потребовалось уравнять в правах всех игроков автомобильного рынка, и поэтому было принято решение распространить данный платеж на всех без исключения автопроизводителей.

По словам Мантурова, вопрос увеличения утилизационного сбора действительно сейчас обсуждается, поскольку его величина привязана к рублю, а не к валюте, и в связи с падением курса рубля по отношению к основным валютам он заметно уменьшился. На данный момент сумма сбора рассчитывается исходя из утвержденной базовой ставки и повышающего коэффициента, который зависит от года выпуска автомобиля и его параметров: размеров, массы, объема двигателя.

Сейчас размер базовой ставки составляет 20 тыс. руб. для легковых автомобилей некоммерческого предназначения и 150 тыс. руб. для коммерческих легковых, а также грузовых машин и автобусов. Нетрудно догадаться, что увеличение утилизационного сбора в первую очередь скажется на цене автомобиля для конечного потребителя, а значит, скорее всего, негативно отразится на и без того удручающей статистике продаж.

Начать дискуссию