Маркетинг

Клик всегда прав

Основатель компании Mindbox Иван Боровиков в шутку называет себя и свою команду бизнес-шпионами. Ему удалось разработать сервис автоматизации маркетинга, который позволяет ритейлерам следить за покупателями «с первого клика», предсказывать их поведение и управлять продажами.
Клик всегда прав
Фото Евгения Смирнова, ИА "Клерк.Ру"

Основатель компании Mindbox Иван Боровиков в шутку называет себя и свою команду бизнес-шпионами. Ему удалось разработать сервис автоматизации маркетинга, который позволяет ритейлерам следить за покупателями «с первого клика», предсказывать их поведение и управлять продажами.

На вкус Ивана Боровикова, нынешний российский ритейлер занимается маркетингом слишком хаотично: инструментов взаимодействия с потребителем у него много (от электронных рассылок до сложных многоуровневых программ лояльности), но эффективно совмещать их не получается.

Упорядочить этот хаос можно, уверен основатель Mindbox: практически любую маркетинговую активность можно «обсчитать» и автоматизировать, чтобы запускать рекламные и промоутерские кампании прямо из веб-интерфейса и тут же, в «одном окне», отслеживать их результативность. А работа с большими массивами данных позволяет больше узнать о потребительских привычках аудитории и персонализировать взаимодействие с каждым клиентом. Этим и занимается компания Mindbox. В ее базах накоплена информация о покупательской активности 15% населения России: истории онлайновых и офлайновых покупок, реакции на интернет-рекламу и скидочные предложения, участии в программах лояльности и т. д.

— Уже сейчас на конкретных примерах мы видим, что автоматизация маркетинга позволяет повысить его эффективность в полтора–два раза, — утверждает Иван Боровиков. — Растут средний чек и маржинальность продаж, увеличиваются выручка от имейл-рассылок и конверсия от СМС-рассылок. В дальнейшем эффект будет еще более явным, ведь работа с «большими данными» непременно приведет к персональному маркетингу.

Вход в профиль

Врач‑хирург по специальности, Иван Боровиков профессионально занялся лечением маркетинговых «заболеваний» в 2005 году. Поначалу он помогал с запуском промоакций и кампаний крупным брендам и торговым сетям, а в 2013‑м решил освоить рынок электронной коммерции.

В высокие технологии Боровиков пришел по тому же пути, что и большинство самоучек: отец-технарь рано познакомил сына с компьютером, тот не на шутку увлекся написанием кода, в 1990‑е стал активным «фидошником», затем подрабатывал компьютерным мастером, писал на заказ софт и разрабатывал веб-сайты.

Навыки программиста пригодились в первом же серьезном бизнесе. В 2000 году Боровиков, четверокурсник медицинского института, вскладчину с товарищем купил салон сотовой связи в Москве, затем — еще один. Однако прибыль от продажи сим-карт и телефонов была недостаточно высока. Вскоре изобретательные студенты решили стать «виртуальным оператором связи» — купили корпоративный тариф одного из провайдеров и стали подключать по нему физлиц с небольшой наценкой. Компания быстро набрала оборот, а ее абонентская база достигла 20 тысяч. Иван Боровиков активно участвовал в управлении бизнесом и разработке собственной программы для учета абонентов и биллинга услуг. Правда, существенно заработать так и не получилось: прибыль от оборота в лучшем случае составляла 8%. К тому же законодательной базы под подобные операции не существовало, дела велись полулегально, да и платежная дисциплина абонентов на тарифе с постоплатой хромала. Но после таких экспериментов Ивану Боровикову захотелось попробовать себя в серьезном бизнесе.

В середине 2000‑х в моду стали входить платные СМС-каналы — сервисы новостных и развлекательных подписок, покупка мелодий, гороскопов и т. д. В 2004 году Боровиков создал СМС-сервис, который позволял осуществлять с помощью эсэмэсок микроплатежи — например, совершать покупки в онлайн-играх. Уже через год он выиграл тендер крупной табачной компании на разработку платформы для проведения промоакции, упор в которой делался на СМС-канал. Привычная сегодня механика «Купи продукт — отправь код с упаковки по СМС — участвуй в розыгрыше призов» тогда применялась едва ли не впервые на рынке. Крохотная компания айтишника-самоучки конкурировала в тендере с огромными системными интеграторами. Соперникам нужно было потратить немало денег и времени, чтобы разработать новый сервис с нуля. А у Mindbox техническое решение уже было готово и требовало лишь масштабирования. Выиграв тендер, стартапер быстро понял, что задача значительно сложнее, чем представлялось изначально. Ведь нужно было создать платформу для обработки десятков миллионов текстовых сообщений. С апгрейдом сервиса помог найденный по рекомендации от друзей студент Александр Горник, который задержался в компании надолго: сейчас он управляющий партнер и исполнительный директор Mindbox.

Задание было выполнено на отлично: маркетинговая кампания прошла без технологических заминок и создала стартаперам репутацию на рынке. В очередь к Mindbox немедленно выстроились рекламные агентства, которые хотели, чтобы им сделали «не хуже». Причем задачи усложнялись: крупные клиенты желали задействовать несколько каналов связи с клиентом сразу — СМС, веб-сайт, мобильный сайт, телефонные линии. Игровые механики тоже становились запутаннее: где-то нужно было активировать штрихкод, где-то — набирать баллы, где-то — выполнять определенные действия на сайте. Разработчики сумели унифицировать процесс написания программ под каждую промоакцию: это позволило снизить трудозатраты и начать зарабатывать на потоке клиентов. Так на свет появился прототип нынешнего продукта Mindbox — первый сервис автоматизации промоакций Game Engine, позволявший отслеживать их результаты.

Набив руку на запуске промоакций для крупных клиентов, основатели Mindbox обнаружили слабое место российского маркетинга: маркетологи тратили деньги вслепую, полученная же в ходе промоакций информация о покупателях никак не использовалась — а ведь с ними важно было и дальше последовательно работать, призывая совершать повторные покупки или информируя о новинках. Эту идею удалось донести до косметического гиганта L’Oréal, и в 2007 году при технической поддержке Mindbox был запущен крупный многоканальный проект лояльности «Клуб красоты и здоровья Vichy». В ряде аптек можно было получить клубную карту, которая позволяла тестировать новинки, получать электронную рассылку, записываться на консультации. За два года Mindbox удалось сформировать массив данных о том, как потребитель реагирует на скидки, рассылки, мотивацию подарками. Отслеживая активность по СМС, электронной почте, на промосайтах, можно было составить так называемый «профиль клиента на 360 градусов» — причем каждого из нескольких тысяч покупателей!

Анализ данных по таким профилям клиентов приводил к важным бизнес-выводам — не всегда ободряющим. Компания L’Oréal в то время начала выводить на рынок новый премиальный бренд косметики La Roche Posay и тратила существенные средства на продвижение этой марки. Данные, собранные Mindbox, продемонстрировали, что текущая маркетинговая стратегия приводила к «каннибализации» — переключению существующих покупателей L’Oréal с других марок на новый продукт, а это не всегда соответствовало целям компании. Правда, когда аналитики обратили на этот факт внимание L’Oréal, то добились обратного эффекта: клуб был свернут, а результаты исследования похоронены.

За пять лет Mindbox удалось «окучить» почти весь российский FMCG-рынок и поработать здесь практически с каждой крупной компанией. «Рынок этот очень своеобразный, — рассказывает Боровиков. — Например, если ты работаешь с одной табачной компанией, то в другие вход тебе заказан, даже если альтернативы твоему продукту на рынке нет». К тому же, как показал опыт работы с крупным бизнесом, большие корпорации не всегда руководствуются логикой, принимая бизнес-решения. Прямой связи между хорошо выполненной работой и пролонгацией контракта не существует. Упершись в подобные ограничения, основатели Mindbox решили, что пришло время двигаться дальше.

Системный хаос

Сильной стороной системы автоматизации маркетинга, которую Mindbox разработала для рынка товаров повседневного спроса, была ее универсальность. Она работала с огромным количеством каналов взаимодействия с покупателями, позволяла запускать любые маркетинговые кампании и подходила всем — от производителей пищевых продуктов до магазинов ювелирных украшений. Такая «всеядность» могла бы сработать не только для крупного бизнеса, но и для средних и мелких компаний — и в частности «выстрелить» на рынке электронной коммерции, рассудили Иван Боровиков и Александр Горник. В 2014 году Mindbox набрала первых клиентов, чтобы понять, чем живет и дышит рынок. «Тестовой группе» клиентов пообещали отстроить и автоматизировать желающим маркетинг всего за 30 тыс. рублей. В «тестировщики» записались издательство, маленькая молочная компания, аптечная сеть и другие «трудяги от сохи». «Мы прямиком угодили в нишу клиентов, которые не знали, что им делать, и у которых не было денег, — смеется Боровиков. — Нахлебались горя… Зато это позволило отработать какие-то очевидные механизмы и «поставить диагноз» рынку».

Как оказалось, «болело» многое. Маркетологи терялись в обилии инструментов, каналов и сценариев взаимодействия с потребителями. Они, не разбирая, сваливали в кучу имейл-рассылки, товарные рекомендации, процессинг, сервисы отчетности, «всплывающие окна» на сайте, путались в программах лояльности. «Знаний и умений для интеграции инструментов у них не хватало, — резюмирует Боровиков. — Поэтому большинство просто покупало набор готовых инструментов, «втыкало» их в сайт и застывало в ожидании, скрестив пальцы и надеясь, что что-то из этого сработает. Получался не маркетинг, а колосс на глиняных ногах, которого все боялись трогать, чтобы он случайно не рухнул». На практике проконтролировать, какой именно инструмент привел к покупке, было невозможно. Эффект нельзя было измерить, не говоря уже о том, чтобы улучшить результаты. Еще одна проблема заключалась в том, что маркетологи боялись проводить тесты. Между тем, подчеркивает Боровиков, это единственный способ обнаружить работающие инструменты. Мешало и отсутствие «низкоуровневых маркетологов» — так основатель Mindbox называет специалистов, умеющих работать руками и превращать идею в действенные маркетинговые кампании. Большинство маркетологов, по его мнению, умеют строить лишь высокоуровневые туманные гипотезы — например, о том, что «хорошо бы было кому-то предложить скидку». А о том, кому конкретно, в каком размере и посредством какого канала, теоретизировать они не рискуют.

Mindbox выступила в роли долгожданного интегратора: в устанавливаемой компанией CRM-системе видны все подключенные инструменты и аккумулируются данные о контактах, покупках из онлайн- и традиционных магазинов, звонках, действиях пользователя на сайте, в соцсетях и мобильных приложениях. Маркетолог может, минуя ИТ-отдел, запустить из веб-интерфейса любую маркетинговую кампанию, настроить сегментацию, скорость проведения, охват подписчиков и другие показатели, а также сформировать любой отчет. Больше нет причин не экспериментировать с аудиторией: масштаб, цена и наполнение тестов могут быть самыми разными. Из очевидных эффектов внедрения системы — рост среднего чека и частоты покупок, снижение оттока и затрат на платные каналы и инструменты. Так, например, интернет‑магазин мебели и товаров для дома Hoff за три месяца пользования CRM-системой Mindbox увеличил выручку от канала имейл-рассылки в 2,5 раза. При этом, утверждает Боровиков, затраты на маркетинговые инструменты у магазина снизились вдвое.

Свою систему Mindbox продает по подписке, стоимость которой для клиентов небольшого размера, с базой покупателей до 100 тысяч, одинакова — чуть больше 70 тыс. рублей в месяц. После «переупаковки» продукта и введения подписки клиенты повалили один за другим. Не последнюю роль в этом сыграл кризис: многие впервые внимательно всмотрелись в свои затраты и задались повышением эффективности своей работы. В итоге оборот Mindbox на рынке e-commerce c 2013 года вырос почти в пять раз, а суммарный оборот — на 35%. В 2015‑м он составил 154 млн рублей.

Катись, колесо

Успех Mindbox во многом обусловлен игрой «на чистой поляне»: у сервиса до последнего времени практически не было прямых конкурентов. Однако сейчас всевозможных интеграционных платформ и виртуальных сервисов для e-commerce разрабатывается множество. Главный соперник Mindbox — глобальный провайдер услуг Salesforce. В 2013 году он купил компанию ExactTarget, создавшую «маркетинговое облако» — платформу с функциями, аналогичными CRM-системе Mindbox. Впрочем, степень угрозы своему бизнесу Иван Боровиков оценивает не слишком высоко: «Salesforce — компания, которая думает, как айтишник: она перекладывает ответственность на заказчика и пытается стрясти с него деньги за любую мелочь. Такой продукт может позволить себе только интернет‑магазин с высокой компетенцией, способный разрабатывать предельно грамотные технические задания и четко формулировать потребности. В России таких почти нет, да и в мире немного». Тем не менее довольно скоро борьба за клиентов ужесточится: в отечественной e-commerce не так много игроков, а ее размеры довольно скромны. По словам Боровикова, сгенерировать неплохую выручку Mindbox удастся, но вскоре компания вновь перерастет рынок — так что самое время задуматься о географической экспансии.

В качестве потенциального рынка Mindbox рассматривает США, в меньшей степени — Европу. Объем e-commerce в Америке, по данным Департамента торговли США, превышает $300 млрд, в то время как в России недотягивает до $13 млрд. Иван Боровиков полагает, что на зрелом рынке ценность продукта Mindbox окажется даже выше: «Американские компании готовы инвестировать миллионы в то, чтобы в перспективе полугода–года получить изменение конверсии в полпроцента. Они умеют измерять эффект маркетинга и умеют играть вдолгую. И это дает нам все шансы».

Впрочем, менять «прописку» компания не намерена. «Что делают российские стартапы? — рассуждает Боровиков. — Берут у инвестора чемодан денег, уезжают в Америку, открывают офис, набирают штат — и обнаруживают, что деньги закончились. У нас другая стратегия. Выходить на иностранные рынки мы планируем с отстроенным продуктом и надежным денежным потоком из России. При этом с 2004 года мы развивались на свои и в дальнейшем будем обходиться минимальным привлечением инвесторов». Поэтому свою важную для российского маркетинга роль евангелиста компания продолжит играть. Тем более — имея вполне ясное видение того, к какому именно маркетингу рано или поздно придет ритейл.

Маркетинг в понимании Mindbox максимально сегментирован, причем сегменты эти узкие настолько, насколько это возможно. В идеале для каждого человека используется свой особый набор механик, каналов и инструментов, которые наилучшим образом действуют, одинаково отвечая как личным интересам человека, так и бизнес-интересам продавца. Долгосрочная цель компании заключается в том, чтобы детально проработать профиль потребителя, определить все возможные сценарии его поведения, смоделировать возможные действия в ответ на разные факторы — скидки, мотивационные письма, розыгрыши призов. В этом случае система научится выдавать компании-заказчику прямые подробные рекомендации о том, как «подобрать ключик» к каждому потребителю. Пока, сожалеет Боровиков, вести широкую аналитическую работу в этом направлении не удается: за такой анализ и рекомендации никто не готов платить.

— Сейчас мы — инструмент, автоматизирующий гипотезы, — говорит основатель Mindbox. — На следующем этапе включим в продукт успешные паттерны, то есть конкретные цепочки действий, приведших к покупке. По сути, мы начнем предлагать не инструмент для автоматизации, а агрегированные знания. Сейчас бюджетов на это у клиентов нет, но они обязательно появятся. Процесс это не быстрый. Но бóльшую часть пути мы уже прошли: все-таки пашем это поле уже восемь лет. Я бы сравнил эту дорогу с раскручиванием маховика: в самом начале тяжело и долго, зато, когда проходишь ключевую точку, колесо начинает катиться по инерции. Мы чувствуем, что эта точка пройдена. Маховик «умного» маркетинга готов катиться дальше и набирать скорость.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Интересные материалы

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1