От перспективы, что со второй попытки Дональд Трамп все-таки въедет в Белый дом, больше не отмахиваются, как от неуместной шутки. Как победа харизматичного миллиардера повлияла бы на принятие экономических решений, размышляет Говард Е. Беркенблит, партнер и руководитель группы рынков капитала юридической фирмы Sullivan & Worcester. Делает это он в статье на портале cfo.com. Как можно догадаться уже по названию, сайт адресован главным финансовым директорам американских корпораций.
Автор сразу признается, что экономическая политика президента Трампа выглядит сейчас такой же неопределенной, как и ответ на вопрос, состоится ли в итоге его президентство. А судить об экономических воззрениях кандидата по его предвыборным речам и вовсе не представляется возможным. По одной простой причине: сегодня он говорит одно, а завтра скажет совсем другое. Однако пищей для предположений могут служить его более ранние высказывания и вся предыдущая карьера в бизнесе.
Хотя Уолл-стрит считает Трампа экономическим популистом и предателем своего сословия, пишет Беркенблит, его позиция в области налоговой политики вполне согласуются с традиционной и консервативной экономической доктриной. В скобках стоит напомнить, что именно налоги, как и расходы государства,— вечное поле политических битв республиканцев и демократов.
По мнению автора, серьезным тестом для Трампа может стать вопрос о вознаграждениях для высших руководителей бизнеса. На данный момент доходы топ-менеджеров в 350 раз превышают доходы среднего американца. И конгресс США уже предпринял ряд шагов, чтобы обуздать аппетиты глав корпораций. Личные взгляды Трампа на эту проблему, прозвучавшие в ходе предвыборной гонки, могут вступить в противоречие с другой его заявленной целью: снять любые ограничения с бизнеса, которые мешают ему расти.
В своих публичных выступлениях Трамп высмеивал и осуждал практику, при которой топ-менеджеры выторговывают себе огромные зарплаты и бонусы у советов директоров. А последние не обладают достаточной независимостью, чтобы защитить интересы акционеров. В подтверждение автор приводит фрагмент выступления Трампа на канале CBS. Кандидат заявил тогда, что главам корпораций переплачивают потому, что они продвигают своих друзей в советы директоров. И добиваются всего, чего хотят, потому что друзья любят заседать в советах. «Это полный и абсолютный анекдот»,— воскликнул Трамп.
Однако, несмотря на всю резкую риторику, замечает автор, ситуация может измениться. В случае избрания Трамп способен произвести такие назначения в Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), в результате которых регулирующий орган станет лучше учитывать интересы большого бизнеса в данном вопросе. Аргументом против ограничительных мер могут, в частности, стать трудности с их реализацией в отношении мультинациональных корпораций, которые оперируют в десятках стран и руководствуются внутренними правилами и регулированием.
Далее автор переходит к теме, которая, на первый взгляд, не имеет громкого общественного звучания. Однако она сможет служить индикатором того, как в решениях президента Трампа будут сочетаться принципы, на которых строится внешняя политика, и интересы бизнеса.
Речь в данном случае идет о так называемых conflict minerals. Под этим названием понимаются сырьевые материалы, которые поставляются для нужд американской промышленности из зон военных и межэтнических конфликтов. В регулировании, которое было принято в 2012 году, фигурируют охваченная войной Демократическая Республика Конго и прилегающие государства. А в списке conflict minerals перечислены золото, тантал, олово и вольфрам.
По новым правилам, компании должны отчитываться, откуда получают сырье. И это вызывает противодействие, как бизнеса, так и политиков-республиканцев. Торговая палата США (U.S. Chamber of Commerce), Круглый стол бизнеса (Business Roundtable) и Национальная ассоциация промышленников (National Association of Manufacturers) грозят властям шагами юридического плана. А члены SEC от республиканской партии называют регулирование контрпродуктивным и фактически вводящим эмбарго на любые поставки из региона.
Беркенблит предлагает учитывать изоляционистские взгляды Дональда Трампа и риторику, смысл которой сводится к тому, что интересы Америки и ее экономики превыше всего. И не исключает, что после избрания тот вполне сможет добиваться отмены всех подобных ограничений, считает Беркенблит. Наконец, автор обращается к теме краудфандинга в интересах малого бизнеса. И напоминает про заявления Трампа о том, что доступ американских компаний к источникам финансирования служит для него одним из высших приоритетов.
Возможность продавать свои акции через интернет, которая станет доступной для частных компаний уже в мае нынешнего года, оговаривается целым рядом условий. Например, общая сумма фондирования, полученного таким путем, не должна превышать $1 млн. Существуют также лимиты сумм, которые в зависимости от доходов вправе потратить на эти цели каждый частный инвестор.
Если Трамп ставит целью предоставить бизнесу больше капиталов, пишет автор, он добьется, чтобы его назначенцы в SEC подвергли ревизии существующие правила. Аналогичный подход вероятен в отношении всех других мер, которые ограничивают доступ малого бизнеса к источникам финансирования.
В своей статье Говард Беркенблит постоянно возвращается к SEC, которая устанавливает правила на рынке. Комиссия состоит из пяти человек. Ограничительные меры последнего времени принимались в ней большинством в один голос — 3:2. Оппонентами нововведений неизменно выступали оба представителя республиканцев.
Главный вопрос заключается в том, кого, став президентом, назначит в SEC Трамп. Будут ли это либералы, добивающиеся реформ, или консерваторы, которые стоят за сохранение status quo? По этому поводу можно только строить догадки, пишет Беркенблит. Пока Трамп посылает избирателям весьма неоднозначные сигналы насчет возможного состава своей будущей администрации. Ясно одно, замечает в заключение автор. Приняв однажды решение, каким именно курсом идти, Дональд Трамп заявит об этом со всей определенностью. И горе тем, кто окажется у него на пути.
Sullivan & Worcester — юридическая фирма со штаб-квартирой в Бостоне и офисами в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке. Среди клиентов фирмы — ведущие финансовые учреждения и другие корпорации, входящие в список Fortune 500. Помимо США Sullivan & Worcester ведет бизнес в Великобритании, Ирландии, Израиле, а также государствах Северной и Восточной Европы.
Начать дискуссию