Управленческий учет: самая суть

Постановка управленческого учета является внутренним делом самой организации. В отличие от финансового учета, ведение управленческого учета не является обязательным для организации. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления. Поэтому решение о целесообразности ее ведения руководитель организации принимает исходя из того, как он оценивает затраты и выгоды от ее функционирования.
Управленческий учет: самая суть
Фото Тимура Громова, Кублог

Постановка управленческого учета является внутренним делом самой организации. В отличие от финансового учета, ведение управленческого учета не является обязательным для организации. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления. Поэтому решение о целесообразности ее ведения руководитель организации принимает исходя из того, как он оценивает затраты и выгоды от ее функционирования.

Система управленческого учета является эффективной, если она позволяет облегчить достижение целей организации с наименьшими затратами на создание и функционирование самой системы.

Цель управленческого учета — обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Управленческий учет в значительной мере имеет дело с текущими фактами хозяйственной деятельности, по которым можно оперативно принять необходимые управленческие решения для совершенствования процесса производства. Данные управленческого учета носят строго конфиденциальный характер, составляют коммерческую тайну. Управленческий учет обязательно должен фокусировать внимание на будущем и на том, что можно сделать, чтобы повлиять на ход событий.

В современных условиях ведение управленческого учета является одним из важнейших условий, позволяющих руководству предприятия принимать правильные управленческие решения. Поскольку каждая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, возникает объективная необходимость накапливать по всем этим параметрам информацию, получать необходимые учетные данные.

Эффективность управленческого учета зависит от выбора методики его ведения (подходов к оценке активов, способов обработки финансовой информации с учетом фактора времени, способов калькулирования затрат и др.) Методы ведения управленческого учета должны быть отражены в документах организационного характера (приказах, распоряжениях руководства).

Принципы управленческого учета

1. Принцип обособленности. Требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельно от других. В управленческом учете при решении специфических задач обособленно рассматривается предприятие не только в целом, но и отдельные его подразделения.

2. Принцип непрерывности. Подразумевает необходимость формирования информационного поля учетных данных постоянно, а не время от времени.

3. Принцип полноты. Информация, которая касается учетно-управленческой проблемы, должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными. С принципом полноты тесно перекликается принцип надежности, который требует, чтобы информация, используемая при принятии решений, была обоснованной.

4. Принцип своевременности. Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима.

5. Принцип сопоставимости. Одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы в соответствии с одними и теми же принципами.

6. Принцип понятности. Информация, представленная в любом учетном документе, должна быть понятна пользователю этого документа. В случае управленческого учета можно сказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что содержит в себе документ. Информация должна быть уместной, т.е. должна относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена лишними деталями.

7. Принцип периодичности. Совершенно очевидный принцип, хотя фактически выдержать его сложнее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности, там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить с учетом этого принципа.

8. Принцип экономичности. Данный принцип никогда не обсуждается относительно финансового учета, поскольку в силу своей жесткой внешней регламентированности ведения финансового учета он обязателен для организации. Затраты на поддержание системы управленческого учета должны быть существенно меньше затрат на ее функционирование. Информационный обмен учетно-управленческими данными должен приносить организации пользу в виде снижения трансанкционных и прочих затрат.

Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах

Хотите стать самым ценным сотрудником для бизнеса? С курсом «Управленческий учет»каждый бухгалтер научиться понимать, откуда приходят и куда уходят деньги, и сможет предлагать руководителю правильные управленческие решения. После обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 140 акад. часов. Сейчас научиться управленческому учету можно со скидкой 59%.

Записаться за 9900 руб.

Соблюдение перечисленных выше принципов позволяет построить такую систему управленческого учета, чтобы она максимально соответствовала главной цели этого вида деятельности.

Приступая к внедрению управленческого учета, первым делом необходимо определить, кто возглавит эту работу.Наиболее целесообразно поручить ее финансовому директору предприятия и возложить на него решение следующих задач:

  • разработать динамический метод расчета себестоимости и в дальнейшем применять его на практике;

  • разработать систему классификации ассортимента и подсчета затрат. Эта задача потребует провести инспектирование всех производственных подразделений предприятия, чтобы изучить механизмы образования затрат на каждом участке, оценить их целесообразность и обоснованность;

  • создать компьютерную систему учета и анализа данных о деятельности предприятия. При этом очень важен квалифицированный взгляд со стороны.

Система управленческого учета в организации действует посредством ряда функций, которые можно разделить надве группы на основании того, что форму или содержание информационных потоков определяет данная функция:

  • функции, обеспечивающие организацию информационных потоков;

  • функции, определяющие содержание информационных потоков.

Среди функций, которые обеспечивают организацию информационных потоков, можно выделить следующие:

  • разработка и (или) внедрение систем обмена информацией между различными сегментами организации и представления информации (подготовка разного рода внутренних управленческих отчетов);

  • анализ информации;

  • планирование деятельности.

Функциями, определяющими содержание информационных потоков, являются:

  • координация деятельности подразделений, сегментов организации или отдельных сотрудников;

  • мотивация персонала;

  • контроль за выполнением планов.

Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами (задачами более низкого уровня).

Можно сформулировать множество задач, решаемых в системе управленческого учета в организации. Во всех случаях выбор индивидуален и зависит от целей и задач самой организации, от того, какая ситуация сложилась в ее бизнес-среде, какой рыночной стратегии и тактики придерживается ее руководство и насколько формализованы и стандартизированы учетно-аналитические процедуры и процесс принятия решений в самой организации.

В качестве основных задач, решаемых в системе управленческого учета большинства организаций, в рамках названных функций можно выделить следующие:

1) представление информации:

  • оценка запасов;

  • обоснование продажных цен;

  • исчисление прибыли;

  • формирование информационных файлов о доходах и затратах;

  • разработка и представление руководству организации различных внутренних отчетов.

2) анализ:

  • определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных;

  • выявление возможности роста финансовой результативности (внутренних резервов) и межпериодная оптимизация финансового результата;

  • подготовка информации для принятия решений о структуре и объемах выпуска продукции;

  • подготовка информации для принятия решений о способах финансирования различных проектов, сегментов, видов деятельности и т. д.;

  • разработка вариантов инвестирования.

3) планирование:

  • прогнозирование будущих значений показателей;

  • разработка оперативных и тактических планов;

  • подготовка информации для принятия решений о системе и краткосрочных или долгосрочных целей и задач организации.

4) мотивация:

  • мотивация сотрудников и менеджеров;

  • разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании;

  • разграничение сфер ответственности менеджеров;

  • разработка способов оценки эффективности работы подразделений и менеджеров.

5) координация:

  • координация деятельности различных сегментов бизнеса;

  • оптимизация структуры бизнеса;

  • выработка политики в области распределения накладных расходов между подразделениями организации и (или) продуктами;

  • организация текущего обмена информацией между подразделениями и менеджерами;

6) контроль:

  • организация внутреннего финансового контроля;

  • организация внутреннего аудита;

  • сравнение фактически достигнутых с плановыми показателями и разработка рекомендаций руководству по устранению или недопущению выявленных отклонений в будущем.

Комментарии

1
  • сова7202
    Статья, написанная за деньги по заказу. Ни о чём.

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новая схема мошенничества: клиентам предлагают продлить срок действия банковских карт

Злоумышленники убеждают держателей банковских карт немедленно продлить срок их действия, продиктовав код из смс. Делать этого не нужно, поскольку сейчас банки продлевают карты автоматически, ими можно пользоваться бессрочно.

👌 Счет в банке без визита туда, отмена справок для вычетов, новое основание проверки ГИТ, маленькие доходы без НДФЛ, повышение прожит. минимума. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

Сотрудничество с самозанятыми представляет собой привлекательную опцию для многих компаний. Оно позволяет оплачивать только товары или услуги, в то время как налоги перечисляются самостоятельно исполнителем. Однако, необходимо учитывать ряд нюансов, чтобы избежать потенциальных проблем, связанных с изменением статуса самозанятого.

Не проверили статус самозанятого: последствия для заказчика

В Трудовом кодексе могут закрепить 6-часовой рабочий день

Представители КПРФ подготовили 765 страниц новой версии ТК. Основные цели — поддержать одиноких сотрудников, пенсионеров и беременных, а также искоренить такое явление как «работающие нищие».

Роструд разъяснил, работодатель вправе или обязан отстранить пьяного сотрудника

Появление на работе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением трудовых обязанностей.

Функционал скидок в конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ: Плюсы и минусы

В ожесточенной борьбе за клиента каждая компания стремится к совершенствованию систем управления своим бизнесом. Одной из наиболее важных частей такой системы является модуль, предназначенный для работы со скидками. В данной статье мы рассмотрим функционал скидок в трех популярных конфигурациях 1С: РМК, 1С: Розница и 1С: УНФ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

Для IPO-зависимых Светофор надумал провести IPO привилегированных акций. Обычные акции уже давно торгуются на бирже и чувствуют себя не очень хорошо, теперь гурманы смогут выбирать, что им нравится меньше: Светофор-ао или Светофор-ап.

Докажите, что вы человек, или IPO привилегированных акций Светофора

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

КЭДО — классная штука, которая помогает кадровикам не утонуть в бумажном водовороте. Если планируете избавиться от стопок с документами и навести порядок в приказах и заявлениях, читайте эту статью. В ней рассказываем, что стоит учесть при поиске системы кадрового электронного документооборота.

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

Как ограничить ответственность по договору

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрагента можно привлечь к ответственности. В некоторых случаях стороны ограничивают ее по взаимному согласию. К каким мерам ответственности можно привлечь провинившегося контрагента, в каких случаях ее размер можно ограничить, изложено в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Число самозанятых IT-специалистов выросло на 20%

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Риски при работе с самозанятыми

Привлекая самозанятых для выполнения отдельных работ и поручений, не забывайте соблюдать баланс между экономической целесообразностью и возможным наступлением ответственности за нарушение налогового (и не только) законодательства.

Риски при работе с самозанятыми

Как бухгалтерам составить идеальное резюме и получить работу мечты? Расскажем на бесплатном вебинаре!

Приходите на бесплатный вебинар, где вы узнаете все про карьеру бухгалтера, составление идеального резюме и правильные места для поиска постоянной работы или заказчиков.

Банки

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Большой потенциал рынка партнерского финансирования в исламском банкинге видит Минфин России.

Интересные материалы

74 процента малого и среднего бизнеса — семейные предприятия. Но проблемы есть

Семейное предпринимательство вносит значимый вклад в развитие экономики субъектов РФ и страны в целом.