Продукт, который выводит на рынок Агентство развития и инвестиций Омской области, похож на саквояж привычного к командировкам человека. В нем заранее упаковано все, что может понадобиться во время деловой поездки.
Деловой туризм в западных странах давно уже выделился в самостоятельный сегмент отрасли. По оценке экспертов ВТО, на его долю приходится уже 20% общего мирового турпотока. И с экономической точки зрения это один из наиболее эффективных видов туризма. Не удивительно, что данный сегмент постоянно растет — его развитию не мешают никакие кризисы. Напротив, потребность в деловом туризме существенно возрастает, так как компаниям необходимы деловые встречи для заключения соглашений, конференции и конгрессы для обмена мнениями о состоянии дел на рынке и поиска новых возможностей. Причем зарубежные исследования показывают, что затраты бизнеса на деловые поездки окупаются четырехкратно.
Российский сектор бизнес-тревел тоже постепенно набирает обороты. Три года назад аналитики The Business Travel Book провели масштабное исследование и оценили его объем в 471 млрд рублей. Так что совсем не случайно в последнее время им всерьез заинтересовались ведущие международные игроки индустрии. Крупнейшие отраслевые ассоциации ACTE и GBTA уже пришли в Россию.
Понятно, что контуры этого сегмента у нас еще достаточно размыты — у него пока нет четкого позиционирования. Вместе с тем, совершенно очевидно и то, что самоопределение и консолидация перспективного рынка — всего лишь вопрос времени. Разумеется, львиную долю на нем всегда будут занимать Москва и Санкт-Петербург, поскольку именно в столицах расположены штаб-квартиры как глобальных, так и российских компаний, но стоп-фактором для появления заметных региональных игроков это точно не является. Собственно, и сама бизнес-идея родилась из простого вопроса: а что мешает Агентству развития и инвестиций Омской области использовать восходящий общемировой тренд и занять свободную нишу, взяв на себя функции оператора рынка в крупном сибирском регионе? Да ничто не мешает. Мало того, это естественным образом вписывается в круг задач, решение которых возложено на Агентство. Ведь связь между уровнем делового туризма и инвестиционным потенциалом территории — самая прямая: чем больше деловых контактов, тем шире рамки возможностей для местного бизнеса. И наоборот. По сути, отрасль одновременно является и индикатором привлекательности региона, и инструментом повышения инвестиционной активности.
Предварительный анализ показал, что омский рынок бизнес-тревел не такой уж и маленький. Скажем, в одном только 2014 году гостиничными услугами в городе воспользовались 259 тысяч человек. Причем более 60% из них приезжали в Омск именно с деловыми целями. Сервисную инфраструктуру тоже убогой не назовешь: хватает гостиниц, кафе, ресторанов, туристических агентств, агентств по продаже билетов, нет проблем с арендой автомобилей. В последнее время компании активно организуют деловые мероприятия, обычно приуроченные к каким-то конкретным событиям, принимают иностранных партнеров.
Но все представленные услуги носят разрозненный характер, они не связаны между собой, на местном рынке нет игроков-интеграторов, способных предложить деловому туристу полный опцион, что называется, по принципу одного окна. А именно этот принцип и был положен в основу бизнес‑модели, разработанной Агентством.
Прежде всего, был сформирован перечень услуг, необходимых гостям города, начиная с самых простых вещей: встреча, сопровождение, размещение, питание, транспортное обслуживание и так далее. Здесь действительно особых проблем нет. Определить круг партнеров по оказанию тех или иных услуг тоже не составило большого труда. Разумеется, никто не собирается подменять компании, уже работающие на рынке. Наоборот, фактически мы становимся для них поставщиком новых клиентов — на основе заключенных агентских соглашений. И требуем только одного: гарантированного качества сервиса.
Но есть сферы, в которых с Агентством вряд ли кто-то может конкурировать. Мы берем на себя организацию деловых встреч, переговоров с представителями органов власти, помощь в выборе инвестиционных площадок, поиске потенциальных партнеров и так далее. У нас накоплен большой опыт проведения бизнес‑миссий — как в российских регионах, так и за рубежом. Мы прекрасно знаем, с какими проблемами сталкиваются и приезжающая, и принимающая стороны, и знаем, как их решать. Кроме того, Агентство располагает серьезными собственными ресурсами — выставочными, конгрессными и финансовыми.
Другими словами, мы выходим на рынок с комплексной услугой, которая должна стать входной для приезжающих в Омск деловых людей. А если говорить конкретно, то на данный момент для них сформировано три пакета предложений — «эконом», «бизнес» и «премиум», рассчитанных на стандартный двухдневный визит делегации в составе трех человек. Принцип простой: гости заранее делают заявку, оплачивают услугу удобным способом, и больше у них голова ни о чем не болит. Агентство организует деловую часть, назначит необходимые встречи, предоставит секретарские услуги, обеспечит питание и трансфер.
Предлагаемый продукт в чем-то похож на саквояж привычного к командировкам человека, в котором предусмотрительно упаковано все, что ему необходимо во время деловой поездки. Если какие-то услуги клиенту не требуются, они из пакета убираются с соответствующим уменьшением цены. А можно наоборот — включить в него дополнительные опции. Нужен мобильный офис — предоставим. Переводчик? Нет проблем. Хочется совместить полезное с приятным и заказать какие-то экскурсии, пройти оздоровительные процедуры — на здоровье. Кстати, медицинский туризм в Омскую область набрал уже весьма серьезные обороты. Как и образовательный. По сути, это тоже бизнес-тревел.
Стоимость стандартного пакета, на мой взгляд, вполне приемлемая. Но понятно, что цена не будет определяющим фактором в успехе или неудаче проекта. Поскольку речь идет об услуге сугубо рыночной, все зависит от того, что человек получит за свои деньги. То есть от качества сервиса. А также от нашего умения эту услугу предложить.
Первые шаги уже сделаны. К примеру, мы презентовали проект во время недавней бизнес‑миссии в Китай и убедились, что китайским партнерам он интересен. Диалог продолжим на запланированном российско-китайском форуме в Сочи, где будут обсуждаться проблемы взаимодействия предприятий МСБ двух стран. Предложение разослано во многие зарубежные торгпредства, и здесь мы тоже рассчитываем на ответную реакцию.
Конечно же, в планах реализации проекта стоит пункт о создании виртуального офиса продаж. Но здесь вряд ли стоит торопиться, поскольку продвижение не обкатанной на практике модели может похоронить саму бизнес-идею. Сейчас как раз все нюансы и отрабатываются в ручном режиме. А в конце года Агентству, можно сказать, предстоит сдать экзамен на звание оператора рынка делового туризма. По решению Минэкономразвития в Омске пройдет большая конференция по вопросам внешнеэкономической деятельности, в работе которой примут участие порядка 40 российских и зарубежных делегаций. Таким образом, будет возможность проверить, насколько удобен «саквояж» наших услуг для деловых людей. Впрочем, воспользоваться им они могут уже сегодня.
Начать дискуссию